Тенденция развития международной торговли

Содержание

Дополнительная

Основная

Литература

1. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб, 2001.

2. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

3. Гайда В.К., Захаров В.П. Психологическое тестирование: Учебное пособие. Л., 1982.

4. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1976.

5. Годфруа Ж. Что такое психология. В 2 т. Т. 2. М., 1992.

6. Куликов Л.В. Психологическое исследование. СПб, 1995.

7. Мартин Д. Психологические эксперименты. СПб, 2002.

8. Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии. СПб, 2001.

9. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996.

10. Суходольский Г.В. Математическая психология. СПб., 1997.

1. Бююль А., Цёфель П. SPSS: искусство обработки информации. М., 2002.

2. Глинский В.В., Ионин В.Г. Статистический анализ данных, М., 1998.

3. Головина Г.М., Крылов В.Ю., Савченко Т.Н. Математические методы в со­временной психологии: статус, разработка, применение. М., 1995.

4. Гусев А.Н., Измайлов Ч.А., Михалевская М.Б. Измерение в психологии. М., 1997.

5. Митина О.В., Михайловская И.Б. Факторный анализ для психологов. – М., 2001

  1. ЛоулиД., Максвелл А. Факторный анализ как статистический метод. М., 1967

7. Плюта В. Сравнительный многомерный анализ моделирований. Пси­хологические измерения. М., 1967.

8. Терехина А.Ю. Анализ данных методами многомерного шкалирования. Анализ данных на компьютере. М., 1995.



Введение.......................................................................................................... 2

Тема 1 Проблемы измерения в психологии и виды шкал............................. 3

Виды шкал................................................................................................................................. 3

Типы данных............................................................................................................................. 4

Правила ранжирования............................................................................................................ 4

Тема 2 Описательные статистики.................................................................... 6

Меры центральной тенденции............................................................................................... 6

Меры изменчивости................................................................................................................. 6

Нормальное распределение..................................................................................................... 7

Асимметрия и эксцесс. Проверка нормальности распределения....................................... 8

Формулы приближенных вычислений................................................................................ 10

Тема 3 Первичное описание исходных данных........................................... 11

Методы первичного описания данных................................................................................ 11

Алгоритм построения диаграммы........................................................................................ 12

Пример построения гистограммы........................................................................................ 13

Тема 4 Основные понятия математической статистики.............................. 15

Статистическая значимость................................................................................................... 15

Статистические гипотезы...................................................................................................... 16

Зависимые и независимые выборки..................................................................................... 16

Степени свободы.................................................................................................................... 17

Классификация и назначение критериев............................................................................. 17

Тема 5 Исследование взаимосвязи признаков............................................. 18

Понятие корреляции.............................................................................................................. 18

Классификации коэффициентов корреляции.................................................................... 19

Определение значимости корреляции................................................................................. 20

Тема 6 Линейная корреляция....................................................................... 20

Коэффициент линейной корреляции................................................................................... 20

Уровень значимости корреляции.......................................................................................... 21

Регрессионный анализ........................................................................................................... 22

Тема 7 Ранговая корреляция........................................................................ 24

Вычисление ранговой корреляции по Спирмену............................................................... 24

Ранговая корреляция по Спирмену для связанных рангов................................................ 25

Вычисление ранговой корреляции по Кендаллу................................................................ 26

Тема 8 Сравнение распределений................................................................ 28

Сравнение эмпирического и равномерного распределений............................................. 28

Сравнение эмпирических распределений........................................................................... 29

Поправка Йетса на непрерывность..................................................................................... 30

Вычисление сопряженности для номинативных переменных......................................... 31

Тема 9 Оценка достоверности различий...................................................... 32

t-критерий для несвязанных (независимых) измерений.................................................... 32

U-критерий Манна-Уитни..................................................................................................... 33

Тема 10 Оценка достоверности различий при повторных измерениях..... 35

t-критерий для связанных (зависимых) измерений............................................................ 35

Т-критерий Вилкоксона (ранговый критерий для повторных измерений)..................... 36

Тема 11 Использование математического аппарата при описании группового поведения........................................................................................................................ 38

Тема 12 Дисперсионный анализ................................................................... 41

Общие принципы дисперсионного анализа........................................................................ 41

Однофакторный дисперсионный анализ............................................................................. 42

Двухфакторный дисперсионный анализ............................................................................. 44

Тема 13 Методы многомерного статистического анализа.......................... 46

Корреляционный анализ........................................................................................................ 46

Факторный анализ.................................................................................................................. 49

Кластерный анализ................................................................................................................. 51

Приложение.................................................................................................. 52

Таблица I Данные для обработки.......................................................................................... 52

Таблица II Критические значения коэффициентов линейной корреляции Пирсона и ранговой корреляции Спирмена......................................................................................................................... 54

Таблица III. Критические значения критерия c2................................................................ 55

Таблица IV. Критические значения t-критерия Стюдента................................................ 56

Таблица V. Критические значения U-критерия Манна-Уитни........................................ 57

Таблица VI. Критические значения Т-критерия Вилкоксона............................................ 58

Таблица VII Критические значения по Сальвосу............................................................... 58

Таблица VIII Критические значения F-критерия Фишера............................................... 59

Вопросы для самоконтроля.......................................................................... 60

Планы практических занятий....................................................................... 61

Вопросы к зачету......................................................................................... 64

Глоссарий...................................................................................................... 65

Литература.................................................................................................... 66



[1] Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996.

[2] Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии. СПб, 2001.

[3] Таблицы для проверки направленных и ненаправленных гипотез содержат различные критические значения. В данном пособии приведена только таблица проверки ненаправленных гипотез! В случае необходимости воспользоваться таблицей для проверки направленных гипотез, рекомендуется обратиться к одному из следующих источников: 1) Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. СПб, 1996; или 2) Наследов А.Д., Тарасов С.Г. Применение математических методов в психологии. СПб, 2001.

В первой половине XX ст. 2/3 мирового товарооборота приходилось на продовольствие, сырьё и топливо. К концу XX ст. на них приходилось 1/4 товарооборота. Доля торговли продукцией обрабатывающей промышленности выросла с 1/3 до 3/4. Более 1/3 всей мировой продукции в середине 90-х гг. составляла торговля машинами и оборудованием.

Рост торговли машинами и оборудованием обусловил рост обмена научно-техническими, производственными, коммерческими, финансово-кредитными услугами. Возникли новые услуги - лизинг, консалтинг, информационно-вычислительные услуги.

В целом темпы роста торговли услугами в три раза превышают темпы роста торговли товарами.

Значительные изменения произошли и в географической структуре торговли. Основными центрами международной торговли продолжают оставаться США, Западная Европа и Япония. Вместе с тем в послевоенный период существенно сократился удельный вес США в мировом экспорте. Так, во второй половине 40-х гг. на долю США приходилось 32% мирового экспорта, в 1960 г. – 17,1%, в середине 90-х гг. – 12,5%. Западная Европа в середине 90-х гг свою долю увеличила с 23 до 44%. Япония - с 0,5 до 9,5%.

Изменился удельный вес в международной торговле и развивающихся стран. В 1950 г. их доля составляла 33,2%, в середине 90-х гг. она сократилась до 25%. Вместе с тем на НИС ЮВА (Южная Корея, Тайвань, Сингапур) приходилось 10,5% мирового экспорта промышленной продукции.

4 Торгуемые и неторгуемые товары

Товар – предмет, удовлетворяющий какую-либо общественную потребность и произведенный для обмена, т.е. обладающий ценностью, которая устанавливается в процессе его обмена на другие товары.

С точки зрения международной мобильности все товары делятся на торгуемые и неторгуемые.

Торгуемые товары – товары, которые могут передвигаться между различными странами.

Неторгуемые товары – товары, которые потребляются в той стране, где и произведены, и не перемещаются между странами.

Основные различия между торгуемыми и неторгуемыми товарами

Цены на торгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения на мировом рынке и находятся под влиянием спроса и предложения на них внутри страны, и за рубежом.

Цены на неторгуемые товары определяются соотношением спроса и предложения исключительно на национальном рынке. Колебание цен на такие товары в других странах значения не имеет.

Для неторгуемых товаров поддержание внутреннего баланса спроса и предложения является определяющим. При его нарушении возникают серьезные социально-экономические диспропорции.

Поддержание внутреннего баланса спроса и предложения на торгуемые товары не так важно, т.к. недостаток внутреннего спроса и предложения может быть компенсирован увеличением их предложения из-за рубежа.

Наиболее типичным примером не торгуемых товаров являются услуги, такие, например, как коммунальные услуги, оборона, образование, здравоохранение, общественные работы.

Является товар торгуемым или неторгуемым также зависит от транспортных издержек на его перемещение за рубеж и торговых барьеров, существующих на этом пути.

Если цена на единицу веса высока, то практически всегда этот товар является торгуемым.

Наиболее ярким примером является золото.

Торгуемые товары делятся на экспортируемые и импортируемые.

Экспортируемые – товары, продаваемые резидентом на мировом рынке.

Импортируемые – товары, приобретаемые резидентом на мировом рынке.

Экспортируемые товары состоят из товаров реального экспорта и субститутов экспорта.

Субституты экспорта – это те отечественные товары, которые в данный момент продаются только на внутреннем рынке, но при желании либо необходимости могут быть проданы и за рубеж.

Импортируемые товары состоят из товаров реального импорта и субститутов импорта.

Субституты импорта – это те национальные товары, которыми при желании либо необходимости можно заменить иностранные товары.

Международная торговля услугами

1 Особенности международной торговли услугами.

2 Структура и динамика международной торговли услугами.

3 Транспортные издержки, их влияние на международную торговлю, территориальное разделение труда.

4 Международное регулирование торговли услугами.

1 Особенности международной торговли услугами

Услуги – это изменение в положении институциональной единицы, которое произошло в результате действий и на основе взаимного соглашения с другой институциональной единицей.

Основу мирового рынка услуг составляет наиболее динамично развивающаяся часть мирового хозяйства – сфера услуг.

Причины роста сферы услуг

Достижение высокой степени зрелости экономики и высокого уровня жизни населения в промышленно развитых странах.

Образование новых видов деятельности и, прежде всего, в сфере услуг в результате углубления МРТ.

В отличие от товаров услуги представляют собой потребительную стоимость, которая преимущественно не принимает овеществлённой формы.

В связи с этим услуги в отличие от товаров в значительной своей части неосязаемы, невидимы, не поддаются хранению.

Кроме того, торговля услугами непосредственно связана с их производством. Экспорт услуг означает оказание услуг иностранцу, т.е. нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны.

Специфика услуг определяет и особенности международной торговли услугами.

Особенности международной торговли услугами заключаются в необходимости большего присутствия за рубежом производителей услуг.

Этим определяется потребность в создании на территории импортирующей страны сети соответствующих предприятий и учреждений, связанных с головной компанией.

Продажа услуг филиалами компании промышленно развитых стран за рубежом растет быстрее, чем прямой экспорт услуг, причём это опережение значительно больше, чем в соотношении между реализацией товаров, произведённых филиалами за рубежом, и экспортом товаров из промышленно развитых стран.

Сфера услуг аккумулирует возрастающую долю в общей сумме зарубежных прямых инвестиций компаний.

В начале 70-х гг. эта доля составляла 25%, к середине 80-х гг. она возросла до 40%, к началу 90-х – до 63%.

Таким образом, капиталовложения в зарубежные предприятия сферы услуг стали доминирующими.

На мировом рынке предоставление услуг в основном концентрируется в рамках ТНК промышленно развитых стран.

Операциями в сфере услуг в начале 90-х гг. занимались 410 ТНК, штаб-квартиры которых располагались в США, Западной Европе, Японии.

Доминирующее положение среди всех услуг занимают услуги, связанные с обслуживанием трудовой деятельности.

Торговля услугами взаимосвязана с торговлей товарами и оказывает всё большее воздействие на международный рынок товаров.

Оказанием услуг всё более активно занимаются и промышленные ТНК. Многие из них являются уже крупнейшими поставщиками услуг, а некоторые полностью изменили свой профиль и даже прежнее наименование.

Сфера услуг в большей степени защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. Это связано с тем, что ряд услуг затрагивает национальную безопасность страны, а поэтому контролируется со стороны государства (образование, наука, связь, финансы).

Ограниченная мобильность некоторых видов услуг.

2 Структура и динамика международной торговли услугами

В зависимости от источника получения услуги все они делятся на 2 группы.

Факторные услуги – это услуги, возникающие в связи с международным движением факторов и производства, прежде всего капитала и рабочей силы.

Нефакторные услуги – это остальные виды услуг (транспорт и прочие нефинансовые услуги).

В соответствии со способами доставки услуг потребителю услуги делятся:

услуги, связанные с инвестициями, – это услуги, предоставление которых происходит одновременно с осуществлением инвестиций в ту или иную страну (в данную группу включают банковские, гостиничные, профессиональные услуги);

услуги, связанные с торговлей, - это услуги, предоставление которых происходит одновременно с продажей товара (включают транспорт, страхование);

услуги, связанные одновременно с инвестициями и торговлей, - это услуги, предоставление которых происходит одновременно с продажей товара или осуществлением инвестиций в ту или иную страну (связь, строительство, компьютерные и информационные услуги, личные, культурные, рекреационные).

Производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи их продавца и покупателя. При этом либо продавец приезжает к покупателю, либо покупатель к продавцу, либо они движутся навстречу друг другу.

Первый случай классифицируется как мобильность продавца. Продавец услуг, являющийся резидентом одной страны, приезжает к покупателю услуг, являющемуся резидентом другой страны.

Во втором случае имеет место мобильность покупателя. Покупатели услуг являющиеся резидентами одной страны, приезжают к продавцу услуг, являющемуся резидентом другой страны.

Третий момент следует определить как одновременную мобильность продавца и покупателя или мобильный характер самой услуги. И продавец, и покупатель либо одновременно совместно используют услугу (международный телефонный разговор), либо собираются в третьей стране (международная конференция), либо продавец оказывает покупателю услугу через правительство в третьей стране.

В структуре мирового экспорта услуг выделяют грузовые транспортные услуги, поездки, прочие услуги, оказываемые государственными организациями, прочие услуги, оказываемые частным сектором.

Более половины стоимости объема экспорта услуг приходится на международный транспорт и международные частные (туризм) и деловые (командировки) поездки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: