Системность уголовного права и законодательства

ЛАВА 1 ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРИРОДА КОЛЛИЗИЙ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ

Т12. Технологии системы программирования

1.Этапы решения задач на компьютере.

2.Алгоритм. Понятие алгоритма. Типы алгоритмических процессов.

3.Системы программирования. Языки программирования, их классификация. Инструментальные средства программирования.

4.Технологии разработки программных комплексов.

5.Макропрограммирование в среде Microsoft Office

Исследование проблемы коллизий в уголовном праве предполагает, прежде всего, решение ряда общетеоре­тических, философских вопросов, касающихся, в част­ности, системности в праве.

Одна из особенностей современного научного иссле­дования — применение системных методов. Широкое использование системного анализа и системного подхо­да к изучению различных явлений привело даже к вы­делению специальной науки — общей теории систем, понимающей под системой целостное множество взаи­мосвязанных элементов1.

Значительное применение системный подход и анализ получили в правовых исследованиях Д. А. Керимова/ С. С. Алексеева3, А. Ф. Черданцева4 и ряда других ученых, делающих однозначный вывод, что право пред­ставляет собой единую систему. В современной юриди­ческой литературе тезис, что право обладает системны­ми свойствами, никем не оспаривается. Столь же одно­значный вывод нельзя сделать относительно законода­тельства как системы. Однако и здесь большинство ав­торов, исследовавших свойства законодательства, при­ходят к выводу о системном характере законодательст­ва5.

Наиболее подробно анализ законодательства как системы проведен А. П. Заец. По его мнению, систему законодательства следует определить как единство вза­имосвязанных нормативных предписаний, отражающих содержание правовых норм, различающихся по выполне­нию строго определенных функций в регламентации об­щественных отношений и объединенных в норматив­ных актах, являющихся средством их объективизации".

Нет никаких сомнений в том, что уголовное право и уголовное законодательство, будучи составными частями системы отечественного права и законодательства, представляют собой систему единых, взаимосвязанных нормативных предписаний и обладают всеми системными свойствами. В общей теории систем необходимыми при­знаками системы выступают наличие элементов и связи между ними. В праве структурным элементом выступа­ет норма права.

«Норма права представляет собой исходную, перво­начальную «клеточку» права. Из этих клеточек и скла­дываются правовые институты, отрасли права, система права в целом», — пишет С. С. Алексеев7. И это поло­жение принимается всеми юристами. В отношении структурного, первичного элемента системы законода­тельства такого единодушия ист. Одни ученые полага­ют, что структурным элементом системы законодатель­ства, равно как и системы права, является норма права8.

Другие считают, что первичным элементом системы законодательства выступают нормативные акты''.

Отдельные ученые — специалисты в области теории государства и права — конкретизируют, что минималь­ным элементом системы законодательства является не нормативный акт в целом, а статья нормативного акта1'1.

А по мнению А. В. Мицкевича, в качестве первично­го элемента системы законодательства следует рассмат­ривать правовое предписание — «то или иное логически завершенное положение, прямо сформулированное в тек­сте акта государственного органа и содержащее обяза­тельное для других лиц, организаций решение государ­ственной власти»11. Понятие и конструкция правовое предписания были разработаны А. Л. Парфентьевым, который пытался доказать, что норма права формируетсг (может формироваться) несколькими правовыми пред­писаниями 12.

С. С. Алексеев, понимая нормативное предписание как «элементарное, цельное, логически завершенное го­сударственно-властное веление нормативного характе­ра, непосредственно выраженное в тексте нормативно­го юридического акта» приходит к выводу, что терми­ны «нормативное предписание» и «норма права» являют­ся синонимами13. Другими словами, С. С. Алексеев пер­вичным элементом системы законодательства, равно как и системы права, считает норму права. Не вдаваясь в полемику по данному вопросу, ибо она увела бы нас ог цели исследования, отметим, что аргументы С. С. Алек­сеева кажутся нам убедительными.

В этой связи в дальнейшем при изложении вопросов коллизии в праве мы будем исходить из того, что пер­вичными элементами системы уголовного законодатель­ства, между которыми могут возникать коллизии, яв­ляются нормы права, а термины «норма права» и «пра­вовое предписание» будут использоваться в качестве равнозначных.

Как любое системное образование, право и законо­дательство обладают всеми основными признаками, ха­рактерными для систем.

С философской точки зрения различают сумматив-пые п целостные системы. Под целостной системой по­нимается совокупность элементов и (или) отношений, закономерно связанных в единое целое, взаимодействие которых порождает новые (интегративные, системные) качества, отсутствующие у этих элементов и (или) отно­шений и. Отличительной особенностью целостной систе­мы является существование интегративных свойств, ро-торые возникают в результате взаимодействия элемен­тов. Система права, равно как и система законодатель ства являются не суммативными, а целостными система­ми. Система законодательства представляет собой не простой набор, совокупность определенного количества правовых предписаний. Ее целостность определяется новыми качествами, которые возникают в результате взаимодействия и взаимосвязи составных элементов.

В юридической литературе обычно выделяют три ин­тегративных свойства системы законодательства. Пер­вое, основное свойство — законодательство в целом яв­ляется юридическим источником и формой выражения права данного общества. Второе, производное от основ­ного — способность законодательства сохранять свои качества и характеристики, поддерживать его отдель­ные элементы в соответствии с изменившимися услови­ями общественного развития. Другими словами, второе ннтегративное свойство системы законодательства за­ключается в его гибкости.

Обладает этим интегративным свойством и система \головного законодательства. Большинство уголовно-правовых норм формулируется таким образом, что без существенного изменения текста закона они могу г прим,-ня!ься в различных изменяющихся социально-экономи­ческих условиях. Однако, как и любое свойство любого системного образования, гибкость уголовного закоподс!-1сльства не может быть беспредельной, [кпзбсжпо иа-чупаст время, когда те или иные уголовно-правовые нормы вступают в противоречие с реальной действи­тельностью. Тогда и возникают коллизии в праве — кол­лизии между формально-определенными правовыми предписаниями п общественными отношениями, кото­рые они призваны регулировать.

Наконец, третий интегратпвпын признак любой це­лостной системы сосюпт в гармоничности, непротиво­речивости, согласованности всех стр>кг>риы\ элемеп-юв'5.

В общей теории систем принято различать органи­чные и неорганичные системы13. Органичными признают­ся системы, свойства компонентов которых опреде­ляются их внутренней природой. В неорганичной систем.4 свойства компонентов определяются самой системой. По мнению большинства ученых, право, а тем более законо дательство, являются неорганичными структурами17. Од­нако, С. В. Поленина считает, что законодательство сле­дует рассматривать в качестве одного из типов органич­ных структур ввиду того, что, во-первых, все ее элемен­ты едины по содержанию, а во-вторых, их число регули­руется не структурой, а определяется факторами, лежа­щими вне ее 18.

С нашей точки зрения, прав А. П. Заец, которыи у. верждает, что право и законодательство обладают при­знаками как органичной, так и неорганичной систем. С одной стороны, они могут быть признаны органич­ной системой, поскольку свойства права и правовых предписаний определяются их внутренней природой как государственно-властных предписаний, закрепля­ющих правила поведения людей. С другой стороны, на формирование системы законодательства оказывают влияние и требования внутренней структуры законода­тельства19.

В этой связи п такое свойство системы права и за­конодательства как единство, согласованность предоп­ределяются и факторами объективно существующими, находящимися вис системы права (базисными и надстроенными отношениями), и факторами, заключенны­ми в самой правовой системе г".

И право, и законодательство являются, безусловно, открытыми системами. Законодательство создается с це-.1ью регулирования общественных отношений, а потому оно постоянно взаимодействует с ними. Динамизм об­щественных отношений предопределяет и динамизм за­конодательства. Потому основополагающими фактора­ми единства системы права и законодательства явля­ются материальные условия жизни общества, способы производства и распределения материальных благ. Лю­бые законодательные положения жизнеспособны толь­ко тогда, когда они соответствуют материальным усло­виям жизни общества. Для системы уголовного зако­нодательства это характерно особенно.

Однако и в самой системе права заложены опреде­ленные начала, направляющие правовое регулирование общественных отношений. Прежде всего, эго общенра-вовые, межотраслевые, отраслевые принципы права и законодательства. Согласованность системы права и за­конодательства обусловливается также наличием слож­ной сети системообразующих связей между элемента­ми системы. Как отмечает С. С. Алексеев, «каждое кон­кретное нормативное предписание как бы «опутано» целой сетью разнообразных связей; в таком состоянии оно н функционирует и благодаря этим связям оказы­вает разностороннее, глубокое воздействие па общест­венные отношения»21. Между элементами системы уго­ловного законодательства также существует множест­во самых разнообразных связей и зависимостей, и а этом отражается взаимосвязь и взаимозависимость раз­личных общественных явлений в реальной жизни, пе­ренесенной в сферу права и законодательства с помо­щью юридических понятий. К их числу, прежде всего, следует отнести отношения координации и субордина­ции.

Координационные связи выражают пространствен­ную упорядоченность, согласованность элементов, их взаимодействие по горизонтали. Применительно к уго­ловному законодательству это могут быть связи между нормами Общей и Особенной частей УК, связи между нормами внутри Общей или внутри Особенной чаете». Кроме таких отраслевых координационных связей, необходимо выделять межотраслевые — связи уголовно-правовых предписаний с нормами других отраслей зако­нодательства криминального цикла. Пока еще недоста­точно исследованы связи материального права с про­цессуальным, в частности, с нормами уголовно-процес­суального и уголовно-исполнительного законодатель­ства. В теории уголовного права совершенно не изучен вопрос о связях охранительных уголовно-правовых норм с отраслями так называемого «позитивного» права, т. е. регулятивными нормами гражданского, трудового, се­мейного, жилищного и т. д. права.

Нормы права связаны между собой не только коор-дь гационными, по и субординационными, иерархически­ми связями. Отношения субординации регулируют вер­тикальную упорядоченность компонентов системы за­конодательства, их взаимодействие, проявляющееся а форме подчинения или соподчинения22. В силу специфи­ки источников уголовного законодательства отношения субординации в системе уголовного законодательства менее распространены, чем в других отраслях законо­дательства. Однако жизнь выдвигает новые проблемы и в этой сфере. Так, крайне актуально в настоящее вре­мя изучение связей норм национального, внутригосу­дарственного уголовного права с нормами междуна­родного права, посвященными борьбе с различными преступлениями международного характера и между­народными преступлениями. Возникают новые аспекты во взаимосвязи конституционных и отраслевых уголов­но-правовых норм.

Количество и качество связей и отношений между элементами системы определяют степень организован­ности той или иной системы. Чем выше устойчивость, оптимальность, целесообразность связей между эле­ментами системы, тем выше организованность системы в целом. Чем выше организованность системы, тем вы­ше согласованность ее элементов. В отечественной юри­дической литературе общепризнано, что право и за. конодательство представляют собой высокоорганизован­ную систему. Однако всякой, даже самой организован­ной системе, присуща некоторая рассогласованность ме­жду ее элементами, ее назначением и тем, что она пред­ставляет собой в реальности. В праве рассогласован­ности системы обычно именуют несогласованностями23.

Факторы, нарушающие нормальное функционирова­ние системы в заданном состоянии, принято называть возмущениями24. По своей природе возмущения могу г быть внешними, связанными с воздействием на систем­ные образования окружающей среды, и внутренними, являющимися результатом внутренней несогласован­ности системы.

Для системы уголовного закоподательспза внешние возмущения связаны, прежде всего, с динамикой обще­ственных отношений. Именно внешние возмущения по­рождают коллизии правовых предписаний и обществен­ных отношений, которые они призваны регулировать, а также коллизии между «писанным» правом и общече­ловеческими ценностями, коллизии между законом и правом. К числу внешних возмущений относятся такие факторы, как изменение административно-территори­ального деления, а также национально-государственно­го устройства страны. Именно они порождают сейчас множество пространственных коллизий уголовных за­конов.

Коллизии и иные несогласованности, порождаемые внешними обстоятельствами, которые лежат вне рамок системы законодательства, именуются нами в дальней­шем колчизпн в праве. Несогласованности в уголовном праве, связанные с внешними возмущениями, заслужи­вают самостоятельного исследования в силу сложности и обширности поставленной проблемы. Тема данного ис­следования предполагает, прежде всего, изучение внут­ренних пссогласоваппостей в системе законодательства. В теории права они именуются дефектами, деформа­циями в праве 25.

В противоположность таким системообразующим свойствам права и законодательства как единство и со­гласованность, они приводят к сбоям в прявовом регули­ровании. Любой, нередко самый незначительный де­фект в системе законодательства образует своеобразную «функциональную дыру», которая деформирует п деста­билизирует весь правоприменительный процесс.

Причины появления дефектов в законодательстве бывают объективными (множество правотворческих субъектов, динамизм общественных отношений) и субъ­ективными (недостаточная компетентность законотвор­ческих органов, недостатки законодательной техники п др.)26.

Н. А. Власенко под дефектами системы права пони­мает нарушения, деформации логико-структурного по­строения и развития системы права и его элементов, «в том числе нормативных актов»27.

Потому несогласованности в системе уголовного за­конодательства, возникающие по причине внутренних возмущений, в дальнейшем именуются нами логико-структурными дефектами законодательства.

Несмотря на то, что право, по общему признанию, является высокоорганизованной системой, оно содержит в себе множество разнообразных дефектов и деформа­ций. То же самое можно сказа!ь и о системе законода­тельства.

Н. А. Власенко выделяет следующие виды логико структурных дефектов в праве28. Первый — антиномия (противоречие права). Антиномия происходит от грече­ского слова «апЪтогша» и означает противоречие между двумя положениями, одинаково доказуемыми логичес­ким путем20. Антиномия выражается, по мнению цити­руемого автора, во-первых, в противоречивости нор л, во-вторых, в нормативном излишестве, и в-третьих, в правовых коллизиях.

Второй дефект системы права Н. А. Власенко назы­вает «излишнее дублирование». Оно представляет собой полное совпадение объемов и смыслового содержания норм и возникающую на этой основе тождественность правового регулирования. Как правило, излишнее дуб­лирование объясняется повторением одних и тех же правовых предписаний па различном уровне системы за­конодательства, начиная от конституционного, затем кодифицированного отраслевого и кончая актами под­законного характера. В уголовном праве примером дуб­лирования может служить известная общеправовая пре­зумпция «Никто не может быть признан виновным п подвергнут наказанию иначе как по приговору суда». В почти неизменном виде данная правовая презумпция закреплена во Всеобщей декларации нрав человека '', Международном пакте о гражданских и политических правах31, Декларации праг. и свобод человека и граж­данина, принятой Верховным Советом Российской Фе­дерации 32, Конституции России, Уголовном и Уголовно-процессуальном кодексах Российской Федерации.

Третий дефект именуется пробелами в праве. Они выражаются в неполноте действующего законодательст­ва — в отсутствии конкретного нормативного предписа­ния в отношении фактических обстоятельств, находя­щихся в сфере правового регулирования".

Четвертый дефект состоит в нерациональной распо­ложенности правовых норм, чем нарушаются структур­ные связи в построении юридических правил. Скажем, применительно к уголовному законодательству этот де­фект может выражаться в нерациональном разделении конкретных преступлений но главам Особенной части, нерациональном размещении преступлении внутри гла­вы Особенной части УК и т. п.

Пятый дефект законодательства заключается в ло­гическом несовершенстве правовых конструкций. В уго­ловном законодательстве он проявляется в противоре­чиях абстрактного и казуистического способов изложе­ния правового материала, неоправданно широком ис­пользовании оценочных категорий, бланкетных диспози­ций и т. п.

Было бы ошибочным полагать, что указанные дефор­мации исчерпывают все сбои и несогласованности в си­стеме права и законодательства. Кроме отмеченных применительно к уголовному праву, можно выделить та­кие деформации как несбалансированность диспозиций и санкций уголовно-правовых норм, несбалансирован­ность санкций в рамках системы Особенной части, не­сбалансированность законодательного урегулирования отдельных уголовно-правовых институтов. Крайне слабо изучены в теории уголовного права межотраслевые ло­гико-структурные дефекты: зачастую нормы материаль­ного права не сбалансированы с нормами процессуаль­ного законодательства, и напротив, изменения в процес­суальном законодательстве не корригируются с имею­щимися нормами материального 'права1".

Теория дефектов и деформаций как в системе права, так и в системе законодательства, безусловно, ждет сво­ей разработки как в области общей теории права, так и в отдельных отраслевых науках. Автор остановился на этом вопросе лишь с той целью, чтобы показать, что коллизии в уголовном праве и законодательстве, явля­ющиеся целью настоящего исследования, представляют собой одну из разновидностей логико-структурных де­фектов системы уголовного права и законодательства, Возникающих по причине противоречивости норматив­ных предписаний, нормативного излишества и неоправ­данного дублирования уголовно-правовых норм.

Право и законодательство, так же как и любая вы­сокоорганизованная система, не безразличны к возму­щениям, которым они подвергаются, и различного рода дефектам, возникающим под влиянием этих возмуще­ний. Отличительное свойство высокоорганизованной си схемы заключается в ее способности к саморегулиро­ванию, самонастройке. В законодательстве и праве так­же существует механизм, «осуществляющий упорядо­чивающее воздействие на ее компоненты, координиру­ющий их функционирование, регулирующий взаимо действие системы с внешними условиями»35. С помощью данного механизма происходят процессы саморегуляции, самонастройки системы законодательства, обеспечива­ется функционирование и взаимодействие нормативных предписаний, всей системы законодательства на этапе реализации, применения норм права.

Н. А. Власенко называет этот механизм норматив­ными условиями согласованности и единства правовых норм36. А. П. Заец считает, что его следует именовать системосохраняющим механизмом законодательства*. Поскольку данный механизм выполняет системосохра-пяющие, саморегулирующие функции, название, упот­ребляемое А. П. Заец, кажется нам более удачным.

Необходимость существования системосохрапяющего механизма объясняется наличием в системе права и законодательства дефектов и деформаций. Именно они и обуславливают содержание, структуру системосохра-деяющего механизма. По мнению Н. А. Власенко, к си-стемосохраняющему механизму права относятся прин ципы права, пробельные правила и коллизионные пра­вила38. А. П. Заец добавляет к данному механизму пра­вовые презумпции, фикции и преюдиции39. Таким обра­зом, системосохраняющий механизм уголовного зако­нодательства включает в себя принципы права, право­вые презумпции, преюдиции, фикции, пробельные и кол­лизионные правила.

В связи с тем, что рассмотрение всего системосохра-няющего механизма уголовного права в комплексе не входит в задачу настоящего исследования, ограничим­ся утверждением, что коллизионные правила являются одним из структурных элементов этого механизма, и по­этому не способны решить все проблемы правоприме­нительной деятельности и устранить все дефекты уго­ловного законодательства. Однако исследование кол-лизин в уголовном праве, равно как и создание эффек­тивного коллизионного механизма, будет способство­вать повышению эффективности функционирования как уголовного права, так и системы права и законодатель­ства в целом.

Завершая разговор по теме, обозначенной в назва­нии данного параграфа, сделаем следующие выводы.

Право и законодательство в целом, уголовное пра­

во и законодательство в частности представляют собой

высокоорганизованные, целостные, органичные систе­

мы, характеризующиеся согласованностью, непротиво

речивостью, единством и итеративностью.

Как любой системе, уголовному праву и законо­

дательству присущи несогласованности, вызываемые

как внешними, так и внутренними факторами. Несогла­

сованности, образуемые внутренними, свойственными

самой системе законодательства факторами, образуют

логико-структурные дефекты, деформации законода­

тельства, в числе которых можно выделить пробелы в

праве, коллизии в праве, нормативное излишество, не­

сбалансированность правовых предписаний и т. д.

Коллизии в уголовном законодательстве являются

одной из разновидностей логико-структурных дефектов

системы законодательства, возникающих по причине

противоречивости нормативных предписаний, норматив­

ного излишества, неоправданного дублирования норм

права.

Уголовное право и законодательство имеют опре­

деленный системосохраняющий механизм, с помощью

которого происходит саморегуляция системы законода­

тельства. Коллизионные правила являются одним из

элементов системосохраняющего механизма законода­

тельства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: