Функции управления в дорожном хозяйстве
Функции управления – особый вид деятельности по целенаправленному воздействию на отношение людей в процессе производства, т.е. это конкретные виды управленческих работ, для осуществления которых применяются спец. приемы и способы.
Сущность управления постоянна, а содержание будет меняться в зависимости от специфики объекта. Поэтому функции управления делятся на:
1. Общие – выполняет руководитель любого предприятия, т.е они одинаковы на всех уровнях. Выделяют функции:
а) планирование;
б) организации;
в) контроля;
г) координации;
д) стимулирование;
2. Специальные (конкретные)– учитывают специфику производства.
Для дорожного хозяйства специальные функции управления определены законом РБ «Об а/д».
Полномочия можно прировнять к специальным функциям (См. вопрос механизм управления сети а/д).
Современный уровень технологий и организации строительства а/д, определенные экономические условия требуют в дорожном строительстве концентрации, специализации, кооперирование.
|
|
I. Концентрация производства – усовершенствованная форма организации производственного процесса, который предполагает концентрацию всех кадровых и технических материальных средств при реализации крупного объекта.
Высший уровень концентрации является обязательной предпосылкой применения новейшей высоко производительной техники и технологии.
Системой показателей уровня концентрации производства делятся на:
1. Абсолютные показатели (средний размер предприятия и т.д.);
2. Относительные показатели (удельный вес крупных предприятий выпуска готовой продукции).
Концентрация производства позволяет более эффективно и экономично использовать оборудование, сырье, рабочую силу => повышать производительность труда и снижать себестоимость работ.
Достоинства концентрации производства:
1. на крупных предприятиях внедряют оборудование большой мощности, совершенствование технологий;
2. улучшить организацию труда => повысить производительность;
3. издержки предприятия значительно уменьшатся;
4. есть возможность более экономичного использования сырья, топливно-энергетических ресурсов и т.д.
5. создание научно-исследовательских лабораторий, опытных установок, т.е. содействовать НТП;
6. улучшать социальную сферу (детсад, санатории, столовые и т.д.).
Недостатки:
1. Неспособность к быстрой перестройке производства. Важно в период рыночных отношений, Научно доказано, что эффективно использование в общей структуре отраслей предприятий различных размеров. Здоровая конкуренция – залог успеха.
|
|
II. Специализация является эффективной формой разделения труда. Наличие современных технологий в дорожном строительстве позволяет ввести узкую специализацию в некоторых дорожно-строительных организациях.
Специализация оправдана при внедрении дорогостоящих технологий. Позволяет обеспечить высокую производительность труда, высокое качество продукции и мобильность при перемещении с объекта на объект.
В дорожном строительстве существуют узкоспециализированные предприятия:
– Дерпласт, который занимается производством разметки и материалов для нее;
– Дорсвязь: обеспечивает все виды связи;
– Предприятия по установке криволинейного бруса на а/д.
III. Кооперирование непосредственно вытекает из специализации. Кооперирование – способ производства работ, основанных на узкой специализации подрядных организаций.
Все три формы общественной организации производства дополняют друг друга и часто действуют совместно.
В дорожной отрасли предполагается создание и использование организации, как машинотехнологический комплекс, каждый из которых предполагает работу на:
1. ремонтных работах с использованием регенерации;
2. устройство скоростной поверхностной обработки;
3. устройство слоев из эмульсионных минеральных смесей и т.д.