Ответ: спрос неэластичен, т. к. Ed меньше 1

В результате повышения цены товара с 3 до 6 р. объем спроса сократился с 12 млн шт. до 10 млн шт. в год. Общий уровень цен не изменился. Определите коэффициент прямой эластичности спроса по цене

Задача 1

Чувствительность рынка к изменению цен, дохода или каких-либо других показателей рыночной конъюнктуры отражается в показателе эластичности, которая может быть охарактеризована специальным коэффициентом. Экономическое определение эластичности было впервые дано Альфредом Маршаллом в 1885 г.

Цена продукта не меняет предложения, но изменяет его величину.

Изменение предложения связано с его неценовыми детерминантами, влияющими на издержки.

Цены на ресурсы. Их снижение уменьшает издержки производства и увеличивает предложение (перемещает кривую предложения вправо). Повышение ресурсных цен сокращает предложение.

Технология производства. Ее совершенствование при прежних ценах на ресурсы повышает эффективность их использования и увеличивает предложение.

Налоги и дотации. Налоги рассматриваются предприятиями как издержки производства, поэтому их рост сокращает предложение. Дотации (антиналоги) увеличивают предложение.

Цены на другие товары. В ряде случаев они могут оказать влияние на предложение, если эти товары производятся на одних и тех же производственных мощностях (рост цен на пшеницу побуждает увеличить ее производство и сократить производство других с/х культур, а, следовательно, и их предложение).

Ожидание изменения цен. Ожидание роста цен сокращает текущее предложение (ожидание роста затрат и равновесных цен на продукцию).

Рост числа продавцов. Он увеличивает предложение.

Задача анализа спроса и предложения заключается в объяснении цен на товары и объема их продаж.

3 Эластичность спроса и предложения

Коэффициент эластичности показывает степень количественного изменения одного фактора (например, объема спроса или предложения) при изменении другого (цены, доходов или издержек) на1%.

Понятие эластичности спроса раскрывает процесс адаптации рынка к изменению основных факторов (ценой товара, ценой товара аналога, дохода потребителя).

Эластичность по дуге (дуговая эластичность) — применяется при измерении эластичности между двумя точками на кривой спроса или предложения и предполагает знание первоначальных и последующих уровней цен и объемов.

Эластичность в точке (точечная эластичность) — используется в том случае, когда задана функция спроса (предложения) и исходный уровень цены и величины спроса (или предложения). Данная формула характеризует относительное изменение объема спроса (или предложения) при бесконечно малом изменении цены (или какого-либо другого параметра).

Эластичность спроса по цене показывает степень количественного изменения спроса при изменении цены на 1%.

Для всех товаров, за исключением товаров Гиффена, коэффициент эластичности спроса по цене — является отрицательным.

Можно выделить три варианта зависимости объема спроса от колебания рыночных цен.

Неэластичный спрос имеет место в том случае, если приобретаемое количество товара увеличивается меньше чем на 1% на каждый один процент снижения его цены.

Увеличение приобретаемого товара больше чем на 1% и снижение его цены на 1%. Данный вариант характеризует понятие эластичности спроса.

Приобретаемое количество товара возрастает вдвое вследствии снижения его цены в два раза. Данная характеристика вводит понятие единичной эластичности.

Решение:

dQ=(12-10)/12=0,17

dP=(3-6)/3=1

Ed=17%/100%=0,17

Эластичность спроса по доходу можно определить по аналогии с ценовой эластичностью спроса как степень количественного изменения дохода на 1%.

Коэффициент перекрестной эластичности характеризует степень изменения спроса на один товар при изменении цены другого товара на 1%.

Коэффициент ценовой эластичности предложения показывает степень количественного изменения предложения при изменении цены на 1%.

Степень изменения объема предложения в зависимости от изменения цены характеризует эластичность предложения по цене. Мерой этого изменения является коэффициент эластичности предложения, рассчитываемый как отношение объема предложения к росту цен.

Основными факторами, определяющими эластичность предложения являются:

1) период времени

- для мгновенного периода предложение неэластично,

- для краткосрочного периода производитель может в определенных пределах адаптироваться к изменяющейся цене,

- для долгосрочного периода предложение эластично.

2) специфика производства (минимальный объем затрат на расширение производства);

3) возможности хранения готовой продукции;

4) максимально возможный объём производства при полной загрузке мощностей.

Изучение эластичности предложения является необходимым условием исследования относительного изменения предложения в соответствии с относительным изменением рыночной цены.

4 Рыночное равновесие

В условиях свободной конкуренции взаимодействие рыночного спроса и рыночного предложения корректируют цену до того момента, когда величина спроса и величина предложения совпадают. Ситуация, при которой количество товара, предлагаемого к продаже QS, равно количеству товара QD, которое покупатели намерены приобрести, называется рыночным равновесием по данному товару.

Равновесная цена – это такое значение цены, при котором величина спроса равна величине предложения (QD = QS). Равновесное количество товара QE – то, которое продается при равновесной цене. Точка, где пересекаются графики спроса и предложения – это состояние равновесия по данному товару.

Положение, при котором цена оказывается выше равновесного значение, называют избыточным. Оно характеризуется затовариванием. Если же цена окажется ниже этого значения, положение характеризуется избыточным спросом, формируется дефицит.

Увеличение спроса увеличивает равновесную цену и равновесное количество продукта. Существует прямая зависимость между изменениями спроса и изменения равновесной цены и равновесного количества продукта.

Увеличение предложения снижает равновесную цену и увеличивает равновесное количество продукта. Существует прямая зависимость между изменением предложения и изменением равновесного количества продукта, и обратная зависимость изменения предложения и изменения равновесной цены.

Одновременное увеличение спроса и предложения приводит к росту равновесного количества товара и незначительно влияет или не влияет на изменение равновесной цены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: