В понимании процессов формирования и развития супружеских отношений важную роль играет проблема эмоциональных отношений – аттракция (с анг. – привлекать, притягивать).
В современной психологической науке аттракция понимается как:
· притяжение в физическом смысле, стимулирующее некоторую тенденцию к объединению;
· особенность объекта, способствующая вовлечению человека в совместную с этим объектом активность, что выражает характеристику общения между этим человеком и объектом;
· эмоция, имеющая своим предметом другого человека, установка на другого человека;
· эмоциональный компонент межличностного общения.
Аттракция зависит от таких причин:
- степень сходства между партнерами;
- особенности их взаимодействия друг с другом;
- ситуация, в которой происходит общение;
- свойства самого субъекта аттракции;
- культурный контекст;
- временная детерминанта развития отношений.
Для этого периода характерна идеализация партнера: в партнере видят источник своего личностного роста, его образ прекрасен, он окрыляет, вдохновляет.
|
|
Очень большое влияние на аттракцию оказывают самораскрытие, взаимное доверие, удачливость другого человека, сходство установок.
Любую семейную систему можно описать шестью параметрами (по В.Сатир):
1. стереотипы взаимодействия;
2. семейные правила;
3. семейные мифы;
4. границы;
5. стабилизаторы;
6. семейная история.
Стереотипы взаимодействия. В семье сообщением является любое событие. Каждое событие является понятным сообщением для членов семьи.
Сообщения могут быть:
- одноуровневыми (звук захлопнувшейся двери – это одноуровневое сообщение, оно идет только по слуховому каналу);
- многоуровневыми (если происходит, например, человеческое общение, то оно всегда двухуровневое. Первый уровень – вербальный, второй – невербальный);
- конгруэнтные (содержания сообщений, передаваемых двум каналам, совпадают. Например, если вы спрашиваете у человека: «Как дела?», а он вам с ясной улыбкой сообщает, что «все хорошо», то вы получаете конгруэнтное сообщение, т.к. его невербальная часть не противоречит его вербальной части);
- неконгруэнтные (если вы спрашиваете у человека: «Как дела?», а он вам с кривой улыбкой, глядя в пол, говорит: «Все отлично», тогда – сообщение неконгруэнтное, потому что вербальная часть сообщения противоречит невербальной).
Эти сообщения в семьях часто бывают повторяющимися. Сообщения и взаимодействия, которые часто повторяются, называются стереотипами взаимодействия.
Некоторые типы взаимодействий являются патогенными (патогенные стереотипы взаимодействия).
|
|
Самый знаменитый патогенный стереотип взаимодействия был описан группой американцев, которые работали в конце 60 – х годов. Главой этой группы был Грегори Бейтсон.
Они наблюдали семьи детей, которые страдали шизофренией, и обнаружили там некий стереотип взаимодействия, встречающийся в этих семьях, который они назвали double bind. Буквальный перевод – «двойная связь», у нас принят другой перевод – «двойная ловушка». Это – постоянно поступающее к ребенку неконгруентное сообщение в ситуации, когда он не может выйти из общения.
«Двойная ловушка» - это когда на вербальном канале – одно сообщение, на невербальном – другое, и всегда – отрицательная реакция на ответ. Когда ребенка постоянно погружают в ситуацию двойных ловушек, единственная возможность для него – аутизироваться. То есть он не может выйти из этой ситуации, он не может быть адекватен, потому что сообщения постоянно противоречат друг другу, и единственное, что он может, - это аутизироваться, и в дальнейшем наступает психоз. Если это ребенок здоровый, то у него арсенал поведенческих средств огромный, но остаются только те, которые подкрепляются. И если какие – то его реакции вплетаются в семейную жизнь, они стабилизируются и в дальнейшем сохраняются.
Семейные правила. В каждой семье существуют правила жизни, гласные и негласные. Правила бывают культурно заданными – и тогда они разделяются многими семьями, а бывают уникальными для каждой отдельной семьи.
Правило – это то, как семья решила отдыхать и вести свое домашнее хозяйство, как она будет тратить деньги и кто именно это может делать в семье, а кто нет; кто покупает, кто стирает, кто говорит, кто хвалит, а кто по большей части ругает; кто запрещает, а кто разрешает.
Семейное правило – это распределение семейных ролей и функций, определенные места в семейной иерархии, что вообще позволено, а что нет, что хорошо, а что плохо.
Закон гомеостаза требует сохранения семейных правил в постоянном виде. Изменение семейных правил – болезненный процесс для членов семьи.
Правила семейной жизни касаются, в принципе, всех областей. Есть часть правил, культурно заданных. Есть часть правил, которые вырабатываются внутри семьи, в каждой – свои.
Для дисфункциональной семьи характерны ригидные, трудноизменяемые правила.
Семейные мифы – это такое сложное семейное знание, которое является как – бы продолжением такого предложения, как: «Мы – это …». Это знание актуально не всегда; оно актуализируется, либо когда посторонний человек входит в семью, либо в момент каких – то серьезных социальных перемен, либо в ситуации семейной дисфункции. В дисфункциональной семье миф ближе к поверхности, чем в функциональной.
Формируется миф примерно в течении трех поколений. Мифы дают возможность понять мотивы поступков членов семьи.
Миланская группа: Сильванно Палацолли, Милана Пратта, Луиджи Джанфранко Чекин описывают такие мифы, существовавшие в семьях:
1. «Мы – дружная семья» (часто встречающийся и очень распространенный в нашей культуре – такой специальный «аграрный» миф).
2. «Мы – семья героев»
3. миф о спасателях.
Границы. Любая система имеет вои границы, которые определяют ее структуру и, соответственно, содержание.
Границы могут быть:
o открытыми
o закрытыми.
Когда семейные границы открыты, то границы подсистемы закрыты, а когда семейные границы закрыты, то границы подсистемы открыты.
Существуют вертикальные коалиции – это когда ребенок с родителями, с бабушкой и горизонтальные коалиции – родители, дети. Например, «дневной треугольник» - мама, папа, ребенок; «вечерний треугольник» - мама, папа, телевизор.
Семейные стабилизаторы. В каждой семье, как в дисфункциональной, так и в функциональной, есть свои стабилизаторы. Функциональные стабилизаторы – общее место проживания, общие деньги, общие дела, общие развлечения. Дети, болезни, нарушения поведения – дисфункциональные стабилизаторы.
|
|
Супружеские измены могут быть хорошим дисфункциональным стабилизатором. Часто стереотип взаимодействия по поводу измен такой: измены, выяснение отношений и скандалы по поводу измены, примирение.
Семейная история изучается с помощью генограммы. В геногармме на полях указываются имена, даты рождения и смертей, а также важные события в жизни семьи (переезды, решительные изменения образа жизни, насильственные смерти, аресты, хронические заболевания).
Семейная история дает определенные стереотипы и особенности, которые повторяются из поколения в поколение.