Содержание и структура стратегического управления
Система реализации функций включает комплекс взаимосвязанных процессов: анализ среды, определение миссии и целей, выбор стратегии, реализация стратегии, контроль и оценка выполнения стратегии.
5.1. Анализ среды
Анализ средыявляется отправным моментом в стратегическом управлении, так как он формирует исходную базу для определения миссии и целей фирмы, а также для выработки стратегии развития.
Стратегический анализ является способом реализации системного и ситуационного подходов при изучении факторов, влияющих на деятельность фирмы и определяющих весь процесс стратегического управления.
Задачей анализа является получение полной характеристики объекта, выявление особенностей, закономерностей и тенденций его развития. Анализ среды предполагает изучение внешней и внутренней среды фирмы
1.1.Анализ внешней среды позволяет фирме:
обозначить главные экономические характеристики отрасли
определить движущие силы отрасли
|
|
провести оценку сил конкуренции и конкурентной позиции предприятий в отрасли
спрогнозировать вероятные действия ближайших конкурентов
определить ключевые факторы успеха
оценить перспективы развития отрасли
Анализ внешней среды позволяет фирме не только спрогнозировать возникновение угроз и новых возможностей, но и разработать ситуационные решения для непредвиденных обстоятельств, стратегию развития фирмы
1.2.Анализ внутренней среды
Анализ внутренней средыфирмы вскрывает те возможности, тот потенциал, на который рассчитывает фирма в конкурентной борьбе для достижения своих целей.
Анализ состояния фирмы позволяет:
- оценить существующие в организации стратегии
- провести SWOT-анализ – это анализ сильных и слабых сторон фирмы, внешних угроз и возможностей, связанных с изменением среды
- выполнить сравнительную оценку конкурентного положения фирмы и структуры собственных затрат и конкурентов
5.2. Определение миссии и целей фирмы
Процесс определения миссии и целей фирмы включает три основных подпроцесса:
формировании миссии фирмы, которая в концентрированном виде выражает предназначение фирмы, смысл ее существования
формирование долгосрочных целей. Цели обычно связывают с конкуренцией в долгосрочной перспективе и с созданием соответствующих конкурентных преимуществ
формирование краткосрочных целей организации, которые должны вытекать, корреспондироваться с долгосрочными целями фирмы
5.3. Выбор стратегии
Определение стратегических альтернатив является следующим этапом процесса стратегического управления, который занимает ключевое место. Здесь на основе оценки действия всех факторов внешней и внутренней среды определяется позиция предприятия на рынке, выявляются стратегические задачи, альтернативные способы (стратегии) их решения
|
|
5.4. Реализация стратегии
На данном этапе осуществляется реализация ранее принятых решений, всей стратегии.
Здесь стратегическое управление смещается в сторону практических мероприятий — распределения работ, ответственности за составление планов, графиков, способов выполнения работ. Организация меняет свой облик: вносятся изменения в сложившуюся систему ценностей, организационную структуру…
Успешная реализация стратегии возможна при соблюдении следующих условий:
- своевременное и качественное доведение цели, стратегии и планов до работников фирмы для достижения понимания и вовлечения в процесс выполнения стратегий
- разработка системы стимулов реализации стратегии
- деятельность руководства по организации выполнения стратегии, выделение необходимых ресурсов
- проведение необходимых стратегических изменений в фирме, позволяющих ей адаптироваться к внешней среде
5.5. Контроль реализации стратегии
Процедура контроля обеспечивает обратную связь с процессом реализации стратегии.
Основными задачами контроля являются:
- обеспечение стратегического контроля необходимой информации
- установление системы показателей, по которым осуществляется контроль
- формирование механизма сравнения и оценки результатов, анализ причин отклонений
- проведение соответствующей корректировки при отклонениях в процессе реализации стратегии
В основе стратегического управления лежит принятие менеджером стратегических решений. Стратегические решения – это управленческие решения, которые:
- ориентированы на будущее;
- сопряжены со значительной неопределенностью и высокой степенью риска;
- связаны с вовлечение значительных ресурсов;
- носят инновационный характер.
Примерами стратегических решений могут быть следующие:
- реконструкция предприятия;
- внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
- организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
- выход на новые рынки сбыта;
- приобретение, слияние предприятий.