К О Н С П Е К Т 3 курс. По предмету «Эксплуатация и техническое обслуживание судов речного флота»

По предмету «Эксплуатация и техническое обслуживание судов речного флота»

Специальности 190502 «Эксплуатация транспортных энергетических установок»

Занятие № 1. Лекция – Общие сведения - 2 часа

Тема: Общие сведения о судах. Классификация судов РРР. Перспективные направления совершенствования транспортных судов.

Судно является плавающим сооружением, предназначенным для перевозки грузов, пассажиров или выполнения технической, промысловой, служебной, спортивной функции. Современное судно является сложным инженерным сооружением. В зависимости от района плавания суда делятся на морские, внутреннего(речные) и смешанного (река-море) плавания.

По роду выполняемой работы и виду перевозок – транспортные (пассажирские, грузовые сухогрузные и наливные, толкачи и буксиры), технические (дноуглубительные снаряды, грунтовозные шаланды, суда для обслуживания навигационного оборудования), вспомогательные (ледоколы, топливозаправочные и нефтеперекачивающие станции, станции сбора и очистки нефтесодержащих вод, плавмастерские и др.) промысловые (рыболовные), спортивные.

Проектирование и строительство судов речного флота осуществляется по Правилам Российского Речного Регистра. Правилами устанавливаются технические требования, обеспечивающие условия безопасности плавания судов в соответствии с их назначением, охрану человеческой жизни и надёжную перевозку грузов на внутренних водных путях, в морских и прибрежно-морских районах. Речной Регистр является органом государственного технического надзора за судами. Целью технического надзора является определение соответствия Правил Речного Регистра строящихся и эксплуатируемых судов, а так же материалов и изделий, предназначенных для постройки и ремонта судов и изготовления судового оборудования.

В процессе осуществления технического надзора Речной Регистр проводит классификацию судов. В зависимости от района плавания судам присваивают класс, соответствующий разряду водного пути, Л, Р, О, М, а суда смешанного (река-море) плавания – М-СП (класс Речного Регистра) и 11-СП (класс Морского Регистра).

Перспективные направления совершенствования транспортных судов:

- строительство грузовых несамоходных судов для формирования толкаемых составов оптимальных по размерам и грузоподъёмности, с целью наилучшего использования габаритов водных путей;

- строительство нефтеналивных и сухогрузных теплоходов для эксплуатации на ВВП и в смешанном (река-море) сообщении;

- создание принципиально новых судов для перевозок по малым рекам с глубинами судового хода 0,35-0,4 метра;

- максимальная унификация судового оборудования и устройств;

- полное удовлетворение возрастающих требований к условиям труда и отдыха экипажей, комфортности пассажирских судов, санитарии и окружающей среды.

- 2 -

Занятие № 2. Лекция – 2 часа.

Тема: Организация технической эксплуатации судов. ТО-1,ТО-2,ТО-3,ТО-4,ТО-5.

Техническая эксплуатация речного флота – это совокупность организационных, производственных и технических мероприятий, обеспечивающих постоянную готовность судов к выполнению своих функций, эффективное их использование и содержание в исправном состоянии при наименьших затратах труда, материалов и минимальных потерях эксплуатационного времени.

Технической эксплуатацией флота на речном транспорте занят широкий круг работников: экипажи судов, работники цехов технической эксплуатации предприятий и береговых производственных участков, портов и т.д.

Управление судовой техники состоит из комплекса работ, выполняемых экипажем при несении вахт, для обеспечения постоянной готовности и безотказной работы судовой техники при её использовании на различных режимах эксплуатации судна, В процессе управления экипаж выбирает и устанав-ливает наиболее оптимальные режимы работы СЭУ с учётом технико-эксплуатационных нормативов и заданий рейса, а так же осуществляет контроль за правильностью происходящих процессов.

Контроль за работой энергетической установки осуществляется постоянно и периодически с помощью КИП.

Постоянный контроль осуществляется по приборам, измеряющим температуру и давление охлаждающей воды и масла, уровень и давление в котлах, угловую скорость коленчатого вала и другие величины.

Периодический контроль проводят с помощью специальных переносных приборов, определяющих по главным дизелям давление сжатия, давление сгорания, температуры выпускных газов по цилиндрам, давление наддува, и другие параметры.

Работы по техническому обслуживанию в зависимости от сложности и характера выполняются судовыми экипажами, береговыми производственными участками (БПУ) или судоремонтными предприятиями. Так единой системой технического обслуживания судовых дизелей предусмотрено проведение пяти обязательных периодических ТО:

ТО-1 – ежедневные работы по техническому уходу за дизелем, промывка и очистка фильтров топлива и масла, устранение дефектов, выявленных при наружном осмотре дизеля;

ТО-2 – кроме операций предусмотренных в ТО-1, - проверка надёжности крепления ответственных соединений (крышек цилиндров, фундаментных рам, шатунных и коренных подшипников, валопроводов и др.),надёжности работы средств автоматизации и обслуживающих главные дизели механизмов, замена масла в смазочной системе дизеля;

ТО-3 – наряду с операциями по ТО-2 проверка технического состояния валопроводов и электрооборудования, регулирование средств автоматизации и при необходимости замена или ремонт изношенных деталей, смена масла в реверс-редукторах;

То-4 – демонтаж крышек цилиндров, осмотр камер сгорания поршней и их очистка, замена износившихся поршневых колец, притирка впускных и выпускных клапанов, проверка и регулирование зазоров в подшипниках дизеля;

То-5 – кроме работ, выполняемых при ТО-4, вскрытие двигателя и при необходимости замена втулок, цилиндров, поршней и других деталей.

- 3 -

Береговой производственный участок является производственным подразделением, входящим в состав судоремонтных предприятий или портов. БПУ располагает необходимыми производственными площадями и технологическим оборудованием, испытательными стендами и контрольно-измерительной аппаратурой, запасными частями и обменным фондом съёмных агрегатов судовых механизмов, а так же соответствующими материалами. Многие БПУ расположены на плавучих мастерских. В навигационный период мастерские расставляют на рейдах речных портов и крупных транспортных узлов, что позволяет более оперативно проводить техническое обслуживание судов. БПУ имеет квалифицированных специалистов, в том числе судомехаников, электромехаников, механиков-холодильщиков, специалистов по автоматизированным системам, средствам связи и радионавигации и других профессий.

Занятие № 3. – 2 часа

Практическая работа № 1: Определение комплекса технических мероприятий по обеспечению требований санитарных норм.

Самостоятельная работа № 1: Рассмотрение разновидности пассажирских судов, их предназначение в зависимости от проекта.

Занятие № 4. Лекция – 2 часа.

Тема: «Система планово-предупредительного ремонта судов. Промышленные предприятия речного транспорта».

Ремонтом называется комплекс организационных и технических мероприятий, выполняемых для восстановления на определённый интервал времени частично или полностью утраченных построечных качеств судна в следствии естественного износа или по другим причинам. Суда могут ремонтироваться «по потребности» или системе ППР.

Ремонт судов внутреннего и смешанного плавания проводиться по системе ППР, которая предусматривает или регламентирует в плановом порядке периодичность выполнения текущих, средних, капитальных и доковых ремонтов судов в течении нормативного срока их службы.

Календарная продолжительность эксплуатации судов между двумя плановыми ремонтами определённого вида являются межремонтным периодом.

Текущий ремонт - выполняют для поддержания технико-эксплуатационных характеристик судна в заданных пределах с заменой или восстановлением отдельных быстроизнашивающихся элементов. Текущий ремонт судна проводится в межнавигационный период, как правило силами судового экипажа.

Средний ремонт – выполняют для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна с заменой или восстановлением элементов ограниченной номенклатуры (узлов и деталей, в том числе базовых, частичную замену обшивки и набора корпуса. Как правило ремонт проводят в межнавигационный период силами промышленных предприятий с периодичностью в пять лет.

Капитальный ремонт – выполняют для восстановления технико-эксплуатационных характеристик судна до значений, близких к построечным, с заменой или восстановлением любых элементов судна, включая базовые. Работы по капитальному ремонту судна могут выполняться поэтапно и в различные сроки. Капитальный ремонт возможен только после технико-экономисческого обоснования его целесообразности.

- 4 -

Доковый ремонт – подводной части судна выполняют в доке (на слипе) или путём обножения подводной части судна другим способом.

Восстановительный ремонт - выполняют для устранения повреждений судна, вызванных стихийным бедствием (ледоходом, паводком, пожаром, штормом и т.п.).

Предприятия являются комплексным производством, располагающим заготовительными, основными и вспомогательными производственными цехами, энергетической службой, транспортным хозяйством, материальными складами и обслуживающими производство сооружениями и участками. Промышленное предприятия речного транспорта, кроме того, имеет акваторию (затон) с причальной линией, защищённую от ледохода, достаточную по площади и глубине для расстановки приписанных к предприятию судов, а так же, как правило, судоподъёмные средства для ремонта подводной части судов.

К заготовительным относятся - литейные, кузнечные, лесопильные и другие цехи, перерабатывающие сырьё и производящие полуфабрикаты для дальнейшей обработки.

Основными – производственными цехами являются обрабатывающие и сборочные, выпускающие готовые детали, механизмы, агрегаты. В состав основных цехов входят корпусно-сварочный, механические, слесарно-монтажные, дизелеремонтные, электротехнические, деревообрабатывающие и др.

К вспомогательным – относятся инструментальные и ремонтные цехи.

В состав энергетической службы входят – электростанции, котельные, компрессорные и кислородные подстанции.

Промышленные предприятия речного транспорта в зависимости от состава, сложности и объёмов производства, степени автономности и некоторых других признаков классифицируют как судоремонтные, судостроительно-судоремонтные, судоремонтно-судостроительные и машиностроительные заводы, судоремонтные мастерские, РЭБ и судоверфи.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: