Этап урока
| Содержание работы
| Методы и приемы
| Виды деятельности учащихся
| Цели работы
|
1. Организационный момент
| - Здравствуйте, ребята!
- Проверьте, чтобы у вас на партах было все приготовлено к уроку: учебник, тетради, пенал и др.
«Психологическая минутка».
– Погладьте свои руки, ноки, погладьте себя по голове. Поднимите руки вверх и опустите вниз – сбросьте с себя всё плохое настроение. Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки и зарядите друг друга доброй энергией. Настройтесь на урок.
| - проверка готовности к уроку;
- психологический настрой;
| - наводят порядок на парте;
- выполняют задания учителя;
| - психологический настрой учащихся на формирование определенных учебных навыков и умений;
- психологический настрой каждого ученика на успешность обучения;
-концентрация внимания;
|
2. Актуализация знаний
| - Подготовим наших помощников: губы, зубы, язычок, чтобы произносить правильно звуки. Проведем небольшую разминку:
– «ИГОЛОЧКА»: напрягаем кончик языка и вытягиваем его вперёд. Повторяем 3-4 раза.
– «УЛЫБКА»: широко растягиваем губы в улыбке. Повторяем 3-4 раза.
– «ВКУСНАЯ КОНФЕТКА»: языком толкаем щёки по очереди. Рот закрыт.
– «ЗУБНАЯ ЩЁТКА»: языком совершаем круговые движения по зубам. Рот закрыт.
– «ЛОШАДКА»: цокаем язычком (десять раз).
- Молодцы! Теперь мы готовы к работе.
- С какими буквами мы уже познакомились? (а, о, у, ы, и)
- Какие звуки они обозначают?
- По ленте букв на стр.39 рассмотрим изученные нами буквы (вспомним, что буква И обозначает мягкость согласного звука)
- Прочитаем:
а у ау уа-ау уы ыо
и ы ау! аи-иа оы ыи
о а уа! ои-ио аы ыа
- Рассмотрите иллюстрации на доске (Приложение 1): На какие две группы можно разбить все рисунки? (рыбы и птицы)
Какие птицы изображены? (галки, гуси, голуби) Какие рыбы есть? (окунь, акула)
- Опишите внешний вид рыб/ птиц.
| - речевая разминка;
- беседа;
- работа с лентой букв;
- чтение букв, слогов с доски;
- беседа по картинкам;
| - выполняют задания учителя, направленные на разминку артикуляционного аппарата;
- отвечают на вопросы учителя;
- работают с ленной букв в учебнике;
-вспоминают изученный материал;
- читают слоги и слова на доске;
- рассматривают иллюстрации на доске, называют птиц и рыб;
| - развитие артикуляционного аппарата;
- контроль и коррекция знаний и умений;
-выявлений уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений;
- закрепление изученного материала;
- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;
- развитие связной речи;
|
3. Подготовка к изучению нового материала
| - Как погоняют лошадку? (н о-но-но) или
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут (Н оги).
- Какой первый звук слышим? (звук [н])
- Как мама показывает малышу, что нехорошо драться? (н и-ни или н ельзя) или
Выше леса, выше гор
Расстилается ковёр.
Он всегда, всегда раскинут
Над тобой и надо мной,
То он серый, то он синий,
То он ярко-голубой (Н ебо)
- Какой здесь первый звук слышим? (звук [н`])
- С каким же звуком мы будем сегодня работать? (звук [н], звук [н`]).
- Мы познакомимся с новыми буквами, научимся их писать.
| - отгадывание загадок и выделение нового звука для анализа;
| - отвечают на вопросы/ отгадывают загадки;
- анализируют слова, выделяют звуки[н], [н`]
| - развитие фонематического слуха;
- обеспечение высокого уровня мыслительной активности;
- формирование представлений об основных единицах языка: слове, слоге, звуке;
|
4. Физкультминутка
| Раз - руки вверх махнули
И при том вздохнули.
Два - три нагнулись. пол достали,
А четыре - прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем,
При наклонах выдох дружный,
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики.
| - упражнения для снятия утомления с плечевого пояса, рук, туловища, ног;
| - проводят физкультминутку;
| - повышение адаптационных ресурсов организма школьника;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- повышение эмоционального тонуса;
|
5. Выделение и изучение нового звука, его характеристика
| - Произнесем слова «ноги», «небо», поставим ударение и разделим их на слоги: «но- ги», «не-бо».
- «но-ги» Сколько гласных слышим? (Два гласных - [о], [и]. Значит в слове два слога).
- Дайте их характеристику (слоги открытые, первый слог ударный).
- Произнесите 1 слог. ([но]).
- Какой звук слышим в начале? ([н]).
- Какой он? (Согласный).
- Почему? (Воздух при произношении звука встречает преграду).
- Какой это согласный? (звонкий. твердый, т. к. за [н] слышим [о], [но], звучит твердо)
- Слог «но» (звуки [н]- согласный, твердый, звонкий (сонорный), непарный;[о]- гласный, ударный), «ги» (звуки [г`] - согласный, мягкий, звонкий парный [к`], [и]- гласный, безударный).
- Сколько звуков в слове «ноги»? Перечислите их последовательно.
- Рассмотрим аналогично слоги и звуки в слове «не-бо».
- Одинаковое ли количество звуков в словах? Чем отличаются?
- Составим слого-звуковую модель слова «ноги»:
Составим слого-звуковую модель слова «небо»:
- Стали заметнее отличия в этих словах?
- Какие же звуки мы с вами будем рассматривать? ([н] и [н`]).
| - слого-звуковой анализ слов;
- выделение из открытого слога звука;
- перечисление звуков слова;
- сопоставление, сравнение слов по начертанию и звучанию;
- составление слого-звуковых моделей;
| - произносят слова с новым звуком;
- проводят слого-звуковой анализ слов;
- характеризуют звуки в слоге;
- характеризуют новый звук;
- сравнивают количество звуков в словах и их характеристику;
- составляют слого-звуковые модели слов;
| - обеспечение высокого уровня мыслительной активности;
- развитие наблюдательности, сообразительности детей;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- формировнаие фонетических знаний (о звуках гласных и согласных, о гласных ударных и безударных, о согласных твердых и мягких, парных и непарных, о согласных глухих и звонких, парных и непарных по глухости-звонкости) и на их основе умения выполнять полный и частичный звуковой анализ слова;
- развитие психических познавательных процессов: внимания, памяти, восприятия, мышления;
|
6. Артикулирование звука, работа над дикцией
| - Произнесем звуки [н] и [н`], понаблюдаем за положением языка и губ.
- Повернитесь друг к другу, произнесите эти звуки по очереди. Посмотрите на положение губ и языка соседа.
-Можно ли спеть его?
- Легко ли проходит воздух? (нет, его задерживает язык и направляет в нос. Воздух проходит через нос).
- Произнесем эти звуки громко/ тихо.
- Произнесите скороговорки:
Аня нынче нянина,
Нина няня Анина.
Навалилось в валенки снега Вале маленькой.
| - анализ образования звука, его артикуляции;
- упражнение в громкости произношения;
- упражнения на произношение скороговорок;
- упражнение в темпе произношения;
| - произносят звуки, наблюдают за положением языка и губ;
- характеризуют процесс произношения звуков;
- проговаривают скороговорки;
| -выработка четкой артикуляции всех звуков, уточнение их звучания;
- тренировка фонематического слуха, артикуляционного аппарата;
- устранение недостатков произношения;
|
7. Упражнения в слышании звука
| - «Есть ли звук в слове?» Закрываем глаза. Если звук есть в слове, то хлопаем в ладоши, если нет, то руки на парте:
Слон, речка, девчонка, пень, поле, пятак, стон, стол, плач, план.
- «Где спрятался новый звук?» Позиция в слове: Н ос, са н ки, пят н ица, крас н ота, ко н и, ко н ьки, н очь, ок н о, ого н ьки.
| - дидактическая игра;
- определение места заданного звука в слове;
| - слушают слова, определяют наличие изучаемого звука;
- определяют позицию изучаемого звука в слове;
| - развитие фонематического слуха, восприятия;
|
8. Знакомство с буквой (обозначение выделенного звука буквой)
| Н – натянутая сетка,
Сетку держат очень крепко.
Приходите к нам во двор –
Поиграем в волейбол.
- Почему в стихотворении дается такое определение этой букве?
- Рассмотрим образцы написания буквы «Н» на доске (Приложение 2).
-На что, по вашему мнению, похожа буква «Н»?
- Из каких элементов состоит буква «Н»?
- Найдите букву «Н» в разрезной азбуке (кассе букв).
- На какую гласную букву она похожа? (И).
- Найдите букву «И». Положите их рядом. Чем похожи? Чем отличаются?
- Закройте глаза. Представьте эту букву красного цвета, синего, желтого, а теперь мысленно украсьте ее цветами, шариками, узорами.
- Печатание заглавной и строчной букв «н» в тетради.
| - рассматривание букв,
- нахождение букв в кассе, разрезной азбуке;
-сравнение букв;
- дидактическая игра;
- печатание буквы в тетради;
|
- рассматривают образцы написания буквы Н;
- анализируют элементы, которых она состоит;
- сравнивают написание буквы «Н» и буквы «И»;
- печатают буквы Н и н в тетради;
| - знакомство с буквой, запоминание;
- развитие зрительного анализа и синтеза;
- развитие зрительного мнезиса;
- формирование умения печатать данную букву;
|
9. Физ-культминутка
| - Наклоны головы вправо-влево, вперед-назад;
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз.
- Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз и т.п.
| - упражнения для снятия утомления;
- упражнения для глаз;
| - проводят физкультминутку;
| - повышение адаптационных ресурсов организма школьника;
- повышение умственной и физической работоспособности;
- повышение эмоционального тонуса;
- снятие напряжения с глаз;
-мобилизация внимания;
|
10. Чтение слогов и слов с новой буквой
| - Составим слоги с буквой «н»
- Прочитаем слоги на стр. 45
на но
но ны
ни
- Прочитаем на доске:
ан она на ана
он оно но Ан-на
ин они ни Ин-на
ун уну ну Ни-на
ын ыны ны
- Прочитаем по столбикам, по строчкам, имена собственные, слоги и слова с гласной «и», «а» и т.п.
- Составьте слова, используя слоги из 1го столбика (с он, с ын, сл он, див ан, т ун ец) и др.
- В тетрадях напечатайте любые 3 слога и одно слово с буквой «н»;
- «Найди пару». Слова, состоящие из 2х слогов, распались и слоги потерялись. Найди пару к слогу из 1-го столбика и составь слова:
Но
Ок
По
Ра
Но
Ве
- прочитаем слова на доске:
тон дракон Никита
стена Нина луна
нитка паутина нолик
- прочитайте слова в столбиках, в строчке, прочитайте имена собственные, слова, в которых 1ый слог ударный, слова, в которых 2 гласных буквы и т.п.
| - составление слогов;
- чтение слогов –слияний;
- наращивание слогов;
- печатание слогов и слов;
- дидактическая игра;
- чтение слов;
| - составляют слоги с изученными буквами;
- читают слоги на доске и в учебнике;
- составляют слова, используя слоги на доске;
- составляют слова из слогов;
- читают слова на доске;
| - осознание роли новой буквы, ее места, звукового соответствия в составе слогов;
- отработка навыка чтения и печатания буквы;
|
11. Чтение текста и работа с ним
| - Прочитаем отрывки из стихотворения С.Я. Маршака «Цирк» (на распечатках у каждого):
Впервые н аа рене
Для шк о льн и к о в М о скв ы -
У ченые тюлен и,
Т а нцующ и е льв ы.
Зайцы, соболи и белки
Бьют в литавры и тарелки.
Машет палочкой пингвин,
Гражданин полярных льдин.
В черный фрак пингвин одет,
В белый галстук и жилет.
С двух сторон ему еноты
Перелистывают ноты.
- О чем это стихотворение? Какие действия в нем происходят? Кто является героями?
- Найдите в стихотворении слова с изученными гласными буквами, подчеркните эти буквы, а букву «н» обведите в кружок.
- В каких словах буква «н» обозначает звук [н], а в каких мягкий [н`]? ([н] – на, ученые, танцующие, пингвин, гражданин и т.д.; [н`] – арене, школьников, тюлени и т.д.)
| - выразительное чтение;
- отыскивание в тексте слов с новой буквой;
| - читают и анализируют стихотворение;
- отвечают на вопросы учителя;
- выделяют в стихотворении слова с изученными буквами (а, о, у, и, ы, н);
- характеризуют звук [н] в словах;
| - формирование и отработка навыка чтения;
- смысловой и структурный анализ прочитанного;
- отработка навыка выразительного чтения;
- различение, соотнесение букв с разными звуками;
- развитие зрительного мнезиса;
|
12. Работа по развитию речи и мышления
| - Чтение пословиц стр. 45:
На чужой земле и весна не красна.
Не знать – не страшно, страшно – не узнать.
Терпенье и труд все перетрут.
Труд кормит, а лень портит.
- Как вы понимаете эти пословицы? Какой смысл в них заложен?
- Угадайте слово:
1.Часовщик, прищурив глаз,
Чинит часики для …(н ас).
- Охарактеризуйте звук [н] в этом слове.
2.А петух с колючим ежиком
Режет сало острым …. (ножиком)
3.Кто имеет один рог?
Отгадайте!... (носорог) и т.п.
| - работа с пословицами и поговорками;
- ответы на вопросы;
- загадывание и отгадывание загадок;
| - читают и анализируют пословицы из учебника;
- отгадывают загадки;
- характеризуют звук [н];
| - обеспечение высокого уровня мыслительной активности;
- развитие связной речи;
- отработка навыка чтения;
- развитие психических познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, восприятия;
- развитие грамматически правильной речи
|
13. Обоб-щение по теме
| - С какими звуками мы сегодня познакомились? (звуки [н] и [н`])
- Дайте их характеристику.
- Какой буквой обозначаются эти звуки на письме? Найдите ее в кассе букв.
- Выложите на парте, все изученные нами буквы (а, о, у, ы, и, н), стр. 48 (лента букв).
- Чем отличается от остальных букв «н»? (согласный, остальные гласные)
| - беседа;
- характеристика звука;
- работа с кассой букв;
- работа с лентой букв;
| - делают выводы о материале, изученном на уроке;
- работа с кассой букв/ лентой букв;
| - осмысление и обобщение отдельных фактов;
|
14. Домашнее задание
| - Подберите загадки, в которых отгадка содержит букву «н» (звуки [н], [н`])
| - подбор загадок;
| - записывают домашнее задание;
| - отработка навыка чтения;
Закрепление изученного материала;
- совершенствование лингвистических умений и навыков;
|
15. Подведение итогов
| - Сегодня вы очень активно работали на уроке, грамотно отвечали, выразительно читали. Молодцы!
- Оцените свою активность на уроке, поставьте себе заслуженную оценку; какие ошибки и неточности вы сегодня допускали? и т.п.
| - оценка;
-самооценка деятельности;
| - анализируют свою работу на уроке;
| - вывод по работе учащихся;
-развитие способности к рефлексии собственной деятельности;
-выявление уровня овладения учащимися комплексом знаний и умений
|