Товар и его свойства

Типы товарного производства

Простое - работает собственник средств производства, используется индивидуальный труд, сам присваивает результат, отсутствует купля-продажа рабочей силы, производство небольшое за объемом.

Предпринимательское (капиталистическое) - основано на наемном труде, результаты присваивает собственник, использует крупную машинную индустрию,

Ключевой категорией товарного производства является товар. Существу­ют разные понимания его сущности. Обратимся хотя бы к двум из них.

1. В марксистской теории товар рассматривается как полезный че­ловеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что:

1) товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо по­требность человека;

2) товаром является то, что апробировано трудом; например, яго­ды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать ими после того, как затрачен труд на их сбор;

3) товаром является то, что предназначено для продажи

2. В Австрийской экономической школе (ее видным представителем является К. Менгер) товар определяется как специфическое эко­номическое благо, произведенное для обмена.

К экономическим благам К. Менгер относит те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями.

Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое — не учитывает.

Несмотря на различие подходов, и той, и другой школой признается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы, и разного вида услуги.

Товары могут носить как материальный, так и нематериальный ха­рактер.

Товар обладает двумя свойствами:

-способностью удовлетворять какую-либо человеческую потреб­ность;

-способностью обмениваться на другие товары.

Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потреб­ность называется потребительной стоимостью.

Например, хлеб, масло, одежда удов­летворяют личную потребность человека, а станок, инструмен­ты — его производственную потребность. Потребительная стои­мость товара связана с его полезными свойствами.

В условиях рыночного хозяйства потребительная стоимость то­вара, во-первых, является общественной потребительной стоимос­тью, т. е. удовлетворяет потребность не самого производителя, а дру­гих людей.

Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: