Типы товарного производства
Простое - работает собственник средств производства, используется индивидуальный труд, сам присваивает результат, отсутствует купля-продажа рабочей силы, производство небольшое за объемом.
Предпринимательское (капиталистическое) - основано на наемном труде, результаты присваивает собственник, использует крупную машинную индустрию,
Ключевой категорией товарного производства является товар. Существуют разные понимания его сущности. Обратимся хотя бы к двум из них.
1. В марксистской теории товар рассматривается как полезный человеку продукт труда, предназначенный для продажи. Из этого определения следует, что:
1) товаром является только то, что удовлетворяет какую-либо потребность человека;
2) товаром является то, что апробировано трудом; например, ягоды в лесу для их собирателя не являются товаром, но могут стать ими после того, как затрачен труд на их сбор;
3) товаром является то, что предназначено для продажи
2. В Австрийской экономической школе (ее видным представителем является К. Менгер) товар определяется как специфическое экономическое благо, произведенное для обмена.
К экономическим благам К. Менгер относит те, которые являются объектом или результатом экономической деятельности и которые можно получить в количестве, ограниченном по сравнению с потребностями.
Общим между этими определениями является то, что в них товар рассматривается как результат труда. Отличие состоит в том, что второе определение учитывает соотношение между потребностью в благе и доступностью этого блага, а первое — не учитывает.
Несмотря на различие подходов, и той, и другой школой признается, что товаром могут стать и созданные трудом полезные продукты, и апробированные трудом дары природы, и разного вида услуги.
Товары могут носить как материальный, так и нематериальный характер.
Товар обладает двумя свойствами:
-способностью удовлетворять какую-либо человеческую потребность;
-способностью обмениваться на другие товары.
Способность товара удовлетворять какую-либо человеческую потребность называется потребительной стоимостью.
Например, хлеб, масло, одежда удовлетворяют личную потребность человека, а станок, инструменты — его производственную потребность. Потребительная стоимость товара связана с его полезными свойствами.
В условиях рыночного хозяйства потребительная стоимость товара, во-первых, является общественной потребительной стоимостью, т. е. удовлетворяет потребность не самого производителя, а других людей.
Способность товара обмениваться на другие товары в определенной количественной пропорции есть меновая стоимость.