Торговля и коммерция
Структура и инфраструктура рынка.
Достоинства и недостатки рынка
Функции рынка
Рынок и его признаки
Тема 8. Рыночная система
1,3,4 5,6,9,10,
ЛИСТ ЗАДАНИЙ
Вопросы к лекции
Денежная система
Денежная система — это исторически сложившаяся в каждой стране и законодательно установленная государством форма организации денежного обращения.
Денежное обращение — это непрерывное движение денег, выполняющих функции средства обращения и средства платежа.
Элементами денежной системы являются:
- денежная единица, т. е. мера денег, принятая в стране за единицу (гривна, доллар и т. д.);
-масштаб цен, т. е. весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы и ее составных частей (например, рубль состоит из 100 копеек и в течение 60-80-х гг. приравнивался к 0,987672 г золота);
|
|
эмиссионная система, т. е. учреждения, выпускающие деньги и ценные бумаги (например, Национальный банк Украины и др.);
- виды денежных знаков, т. е. система кредитных бумажных денег, разменных монет, которые являются законными платежными средствами в обороте;
-институты денежной системы, т. е. государственные и негосударственные учреждения, регулирующие денежное обращение.
Валютный курс - денежная единица страны, выраженная в денежных единицах других стран. Сейчас он определяется покупательной способностью определенной валюты относительно заданного набора товаров и услуг количеством 250 наименований при средневзвешенной цене.
В Украине валютный курс рассчитывает Национальный Банк.
1.В чем заключается сущность денег?
2.Какие исторические формы денег вам известны?
3.Какую роль сыграли золотые и серебряные деньги в истории человечества?
4.В чем заключается специфика бумажных и электронных денег?
5. Назовите основные функции денег.
6.Каковы причины и последствия инфляции?
7.Перечислите основные элементы денежной системы.
1.Все пункты плана лекции выносятся в качестве отдельных вопросов на семинарское занятие.
2.Используя экономический словарь, выпишите и выучите следующие термины:
Демпинг
дефляция
девальвация
ревалоризация
3. Подготовить рефераты на темы:
9.Денежная система: содержание и назначение. Эволюция денежного обращения и денег.
4. Подготовить доклад
1.Сушность и виды денег (стр 68-70)
2.Ценность денег (стр.71)
3.Наличные и кредитные деньги (стр.366-368)
4.Валютный курс и внешняя торговля(стр.439-440)
|
|
5.Факторы валютного курса (стр.444-445)
6.Государственное регулирование валютных курсов
7.Конвертируемость валюты.
ЛИТЕРАТУРА:
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади: «чрево» Лондона, «чрево» Парижа и т. п. По мере развития товарного производства развивается и усложняется как сам рынок, так и его понимание экономистами.
Рынок многогранен, поэтому изучать его можно с разных сторон. Именно этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.
С точки зрения купли-продажи рынок рассматривается как сфера взаимодействия спроса и предложения, производителя и потребителя.
С точки зрения организации экономики рынок называют общественной формой функционирования экономики.
С позиции участников рынка его определяют как форму общественной связи между субъектами хозяйствования.
В качестве обобщения можно сказать, что рынок — это система организационно-экономических отношений, осуществляющаяся через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.
Субъектами рынка являются продавцы и покупатели. В качестве продавцов и покупателей выступают домохозяйства (в составе одного или нескольких лиц), фирмы (предприятия), государство. Большинство субъектов рынка действуют одновременно и как покупатели, и как продавцы. Все хозяйственные субъекты тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.
|
|
Объектами рынка являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только произведенная продукция, но и факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег — все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.
Рынок как самостоятельное образование включает три основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти три рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка и рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.
Рынок предполагает наличие следующих признаков:
-неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители (продавцы) выбирают любой вид деятельности (предпринимательство, фондовые операции, банковскую деятельность, земледелие и т. д.). В свою очередь, потребители (покупатели) могут купить все что угодно. Следовательно, производители и потребители, продавцы и покупатели имеют равные права. Так реализуется экономическая свобода — свобода экономического поведения, когда ни один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками;
-мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоении новой техники, внедрении новых технологий т. д.;
-наличие у каждого субъекта рынка достоверной и полной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т. д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки или продажи;
-отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.
|
|
В действительности не всегда есть все эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок. Конкуренция — это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителя, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты, внедряются технические новшества.