L. Подготовительный этап

Коррекция органических нарушений голоса.

Логопедическая работа по преодолению нарушений голоса.

Влияние нарушения голоса на развитие речи и эмоционально волевой сверы

Алмазова Е. С. выделяет три группы детей с заболеванием гортани в зависимости от состояния их эмоциональноволевой сферы:

1. Болезнь откладывает глубокий отпечаток, дети угнетены болезнью, они чувствуют безнадежность лечения, характеризуются отсутствием воли к выздоровлению и восстановлению голоса. Дети не уравновешены, отличаются повышенной раздражительностью, плаксивостью, капризами, склонностью к аффективным вспышкам.

2. Дети которые не угнетены своей болезнью, безразлично относятся к своему состоянию, не стремятся к выздоровлению и восстановлению голоса. Они не дисциплинированы, не критичны к себе, но при этом добродушны, легко вступают в контакт, отличаются устойчивым бодрым настроением.

3. Дети без нарушений эмоциональноволевой сферы, терпеливо относятся к медицинским мероприятиям. Отличаются дисциплинированностью, критичностью, контактностью, желание преодолеть имеющиеся расстройство.

При наличии тяжелых заболеваний гортани снижается мотивация к речевой деятельности, это обусловлено длительным пребыванием ребенка в стационаре, ограничением разных видов деятельности, особенно игровой, а так же отсутствием голоса. У детей отмечается неполноценное развитие всех компонентов речевой системы (фонетического, фонематического, лексического, грамматического, а так же семантического).

Нарушение голоса выражены и при ринолалии (органической ринолалии на почве врожденных расщелин губы и неба). Голос при этом приобретает носовой оттенок.

Нарушение голоса отмечается при дизартрии, что обусловлено паретическим состоянием голосовых складок (голос слабый, глухой, истощающийся), нарушениями координации дыхания, фонации, артикуляции. При мозжечковых расстройствах с наличием гиперкинезов и т. д.

Содержание работы по устранению органических и функциональных нарушений голоса описана в работах Алмазовой, Орловой, Лавровой, Таптаповой, Ивановской и д. р.

Система работы по их преодолению в детском возрасте описана Алмазовой Е. С. Автор выделяет ряд этапов работы.

На данном этапе осуществляется сбор и анализ анамнестических данных, а так же обобщение результатов клинического, психологического, а так же логопедического обследований. При этом голос ребенка записывается на магнитофон, что в дальнейшем будет являться основой для оценки динамики восстановления голоса.

Содержание работы на данном этапе включает рад направлений:

1. Психотерапевтическое воздействие

Целью психотерапии является сознательное, активное, волевое включение ребенка в процесс восстановления голоса. Психотерапия способствует активизации и стимулирует ребенка на преодоление голосовых нарушений, на коррекцию нарушений личности формирования адекватного отношения своему состоянию. Проводится психотерапия в форме бесед в процесс которой выявляются жалобы ребенка, определяется круг его интересов, привязанностей, выявляется его отношение к своему дефекту, а так же устанавливается рабочий и личный контакт. Это воздействие особенно актуально и необходимо при работе с детьми, страдающими длительными и тяжелыми заболеваниями гортани. В этом случае не ограничиваются однократной беседой, а проводят её несколько раз.

2. Проведение дифференцированного массажа с использованием следующих приемов:

- поглаживание кончиками пальцев от середины лба к вискам и вокруг глаз до переносицы,

- поглаживание от переносицы к околоушной впадине,

- по спинке носа от кончика вверх и обратно,

- винтообразные движения подушечками пальцев вокруг кончика носа с переходом на верхнюю и нижнюю губу.

Направление массажных движений определяется характером мышечного тонуса, так тонизирующий массаж выполняется от цента к периферии, расслабляющий от периферии к центру.

3. Развитие мимической мускулатуры.

Ребенок выполняет следующие мимические движения:

- поднять брови до образования горизонтально складки на лбу (удивление)

- нахмурить брови до образования вертикальной складки на лбу

- закрыть и прикрыть глаза

- зажмуриться

- наморщить нос

- надуть щеки (сначала обе, затем поодной)

- втянуть щеки

4. Выполнение артикуляторной гимнастики.

Вся гимнастика выполняется перед зеркалом, что обеспечивает контроль правильного выполнения упражнений. Предлагаются упражнения:

А. для языка

- высовывание языка (челюсть на месте)

- движение языка из стороны в сторону (зубы в легкой улыбке, челюсть не двигается)

- облизывание кончиком языка верхней и нижней губы (губы в легкой улыбке)

- помещение кончика языка на внутреннюю поверхность резцов (рот преоткрыт)

- цоканье языком (челюсть не двигается)

- укрепление кончика языка и его корня при произнесении звуков т, к.

Б. для губ

- улыбка с оскалом резцов

- вытягивание губ трубочкой

- поднять верхнюю и опустить нижнюю губы

- укрепление губ произнесением звука п

В. для мягкого неба

- имитация покашливания, позевывания

- произнесение гласного |а| при открытом рте (небная занавеска поднимается)

Г. для нижней челюсти

- открывать и закрывать рот

- движения челюсти из стороны в сторону

- имитация жевательных движений

Д. расслабление мышц шеи

Опускание головы вперед и запрокидывание её назад, движение в право, в лево.

Е. для гортани и голосовых складок

- поглаживающий и вибрационный массаж гортани

- имитация покашливания, подражание стону и мычанию

5. Развитие функций дыхания

При подборе дыхательных упражнений внимание обращается на следующее:

А. воспитание навыков координированной работы мышц участвующих в осуществлении вдоха и выдоха

Б. дифференциация носового ротового дыхания, со вдохом и выдохом через нос и рот в разных комбинациях, в том числе со стоном на выдохе через нос и продувания воздуха при выдохе через рот через произнесение гобно-губного В, то есть цедящий звук.

- вдох через нос, выдох через рот и наоборот

- вдох через нос, выдох через рот с имитацией стона

- вдох через одну ноздрю, выдох через ту же и противоположно

- и так далее

В. выработка правильного соотношения выдоха и вдоха (продолжительный выдох)

Дыхательные упражнения подразделяются на статические, динамические и фонационные:

Статические упражнения направлены на:

- выработку оптимального для речи физиологического дыхания (диафрагмального). Осуществляется по подражанию, в позиции лежа, стоя, сидя, одна рука находится на области диафрагмы логопеда, а другая на туже область у себя.

Причина:

Внешние проявления:

Клиническая картина:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: