Совершенная конкуренция. Сравнительная характеристика типов рыночных структур

Сравнительная характеристика типов рыночных структур

Анализ типов РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

1. Сравнительная характеристика типов рыночных структур.

2. Совершенная конкуренция.

3. Монополия.

4. Монополистическая конкуренция.

5. Олигополия.

Рыночная конкуренция – это борьба за ограниченный спрос потребителя, которую ведут фирмы между собой на доступных им сегментах рынка. По степени развития конкуренции экономическая теория выделяет следующие типы рынков:

· рынок совершенной конкуренции;

· рынки несовершенной конкуренции, подразделяющиеся: а) на монополию; б) монополистическую конкуренцию; в) олигополию.

Общая характеристика типов рыночных структур представлена в табл. 8.1.

Таблица 8.1

Сравнительная характеристика типов рыночных структур

Признак Совершенная конкуренция Монополия Монополистическая конкуренция Олигополия
Тип продукции Однородная (есть заменители) Уникальная (нет заменителей) Дифференцированная (есть заменители, но с отличительными свойствами) Однородная или дифференциро­ванная
Количество фирм и их величина Много (мелкие) Одна (крупная) Много (небольшие) Несколько (крупные – лидеры и мелкие – последователи)
Легкость входа и выхода Легкий Барьеры Легкий Барьеры
Контроль над ценами Ценополуча­тель Ценоустанови­тель Небольшой Значительный
Неценовая конкуренция Отсутствует Реклама связи фирмы с общест­венными организация­ми Упор на рекламу, торговые знаки, марки и т.п. Типична при дифференциации продукции

Однородная продукция означает, что все единицы продукции абсолютно одинаковы для покупателя и на их выбор не влияет информация о том, кем, где, когда и каким технологическим способом произведена та или иная его единица (например, жетон метро, сахар, помидоры и т.д.).

Дифференциация продукции означает отличие продукции, выпускаемой одной фирмой, от продукта других фирм; обусловлена различиями в качестве товара, сервисном обслуживании, рекламе. Продукция этих фирм является близкой, но не полностью взаимозаменяемой, т.е. каждая фирма производит продукт, несколько отличающийся от продукции ее конкурентов (например, шампунь для всех типов волос и шампунь для окрашенных волос).

Уникальная продукция предполагает отсутствие совершенных заменителей (например, газ, электроэнергия, вода).

Характерные черты рынка совершенной конкуренции:

– на рынке взаимодействует множество мелких фирм;

– предлагаемая ими продукция является однородной;

– фирмы свободно входят на рынок или покидают его;

– равный доступ к информации о ценах, технологии и вероятной прибыли;

– цена формируется в результате конкурентной борьбы между рыночными субъектами (потребителями и производителями).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: