Налоговое бремя
Величина налоговой суммы (так называемое налоговое бремя) зависит прежде всего от налоговой базы и налоговой ставки. Налоговая база — это та величина, с которой взимается налог, а налоговая ставка — это размер, в котором взимается налог.
Существуют различные виды налоговых ставок
Прогрессивные ставки налогообложения: чем выше доход, тем непропорционально большая часть его изымается в виде налога. Пропорциональное налогообложение предусматривает одинаковую долю налога в доходах независимо от их величины.
Налоговая льгота (льгота на налоги) устанавливается, как и налог, в порядке и на условиях, определяемых законодательными фактами.
Налоги выполняют следующие важнейшие функции:
• фискальную, т.е. финансирования государственных расходов.
• социальную, т.е. поддержания социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними
• регулирующую, т.е. государственного регулирования экономики, прежде всего циклических колебаний, структурных изменений, цен, капиталовложений, НИОКР, экологии, внешнеэкономических связей. Для этого вводятся новые и отменяются старые налоги, меняются и дифференцируются их ставки, предоставляются налоговые льготы
|
|
Бюджетно-налоговая (фискальная) политика – это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленных на обеспечение полной занятости, равновесие платежного баланса.
Основными инструментами бюджетно-налогового регулирования являются государственные расходы и налоги.
Подавляющая часть бюджетных расходов (государственные закупки, заработная плата так называемым бюджетникам, кредиты, ссуды и субсидии) обусловливает совокупный спрос. Их большой вес в нем позволяет государству воздействовать на весь совокупный спрос:
AD= C + I + G + Xn, (
где AD — совокупный спрос; С— потребительский спрос; I— инвестиционный спрос частные инвестиции); G — спрос государства (государственные расходы); Xn— чистый экспорт.
На совокупный спрос правительство воздействует также через налоги: чем выше их ставки, тем ниже размер располагаемых доходов в виде потребительского спроса домашних хозяйств и инвестиционного спроса предприятий. Однако налоги могут оставаться высокими безотносительно к их негативному воздействию на совокупный спрос, а просто потому, что фискальная функция Налогообложения может возобладать над регулирующей, что и происходит в России в 90-е гг.
Типы бюджетно-налоговой политики:
Стимулирующая (бюджетная экспансия) – имеет своей целью преодоление циклического спада в экономике и предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (T) или комбинирование этих мер.
|
|
Последствия применения стимулирующей бюджетно-налоговой политики:
· Снижение налогов
· Увеличение располагаемого дохода
· Рост потребления
· Увеличение совокупных расходов
· Увеличение совокупного дохода
· Рост потребления и.т.д., т.е. имеет место эффект мультипликатора
Сдерживающая (бюджетная рестрикция) направлена на ограничение циклического подъема и предполагает сокращение государственных расходов и увеличение налогов.
Дискреционная бюджетно-налоговая политика – целенаправленное изменение величины государственных расходов и налогов в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объемов производства, темпов инфляции.
Недискреционная бюджетно-налоговая политика – автоматическое изменение государственных расходов и налогов в результате циклических колебаний совокупного дохода.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит либо профицит возникает автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики
Встроенный стабилизатор экономики – это экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к изменениям экономической политики правительства.
Основные встроенные стабилизаторы экономики:
· Прогрессивная система налогообложения
· Система государственных трансфертов