Общая характеристика Античной философии.
Античная философия
план.
1. Общая характеристика Античной философии.
2. Натурфилософский период.
3. Классический период.
4. Эллинистический период.
5. Римский период.
Античную философию. Которая была целостным явлением в истории философии, можно разделить на ряд периодов.
Первый период античной философии (VI в. до н.э.) – период ее зарождения из мифологического мировоззрения. Обычно его называют натуралистическим или досократовским, а философов – досократиками. В пределах этого периода выделяют ранних натурфилософов (Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор, Ксенофан, Парменид) и поздних натурфилософов (Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит).
Второй период (V – IV в. до н.э.) – период классической философии, который является главным и наиболее сложным. Начало этого периода обозначено деятельностью софистов и Сократа, являющихся родоначальниками субъективистско-антропологической тенденции в философии. В IV в. Платон вводит понятие «идея» и открывает сверхчувственный, феноменальный мир. Аристотель создал категориальный аппарат философии и сформулировал основные философские проблемы. Аристотелем завершается этот период.
Третий период (кон. IV в. до н.э. – II – I в. до н.э.) – эллинистическая философия. Это эпоха распространения греческой культуры как на Восток, так и на Запад – на Рим. Представлен этот период такими течениями, как эпикурейство (Лукреций Кар), скептицизм и стоицизм (Сенека, Марк Аврелий).
Последний период в истории античной философии (I в. до н. э. – V–VI в. н.э.) – философия Римской империи. Развитие философии проходит под влиянием сначала стоицизма, затем неоплатонизма. В этот период происходит формирование начала христианской философии.
Разгон императором Юстинианом в 529 г. философских школ в Афинах и, прежде всего Академии Платона, знаменует конец античной философии.
Спецификой философии первого этапа является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом. Основным вопросом становится вопрос о происхождении мира. Эта первосубстанция чаще всего отождествлялась с природной стихией.
Родоначальник греческой философии Фалес (625 – 547 гг. до н. э.) полагал, что все существующее возникло из единого, вечного начала – воды, которое он наделял одушевленностью. У Анаксимена (588 – 525 гг. до н.э.) таким первоначалом является воздух. Последователь и ученик Фалеса Анаксимандр (610 – 546 гг. до н.э.) высказывал блестящую идею об «апейроне» как начале мироздания.. Апейрон – это нечто неопределенное, вечное и бесконечное, постоянно находящиеся в движении, первовещество.
Одним из наиболее крупных философских учений раннегреческой философии является учение Гераклита Эфесского (род. ок. 544 г. до н. э.). Главный его философский труд – «О природе». В качестве субстанционного начала всего сущего у Гераклита выступает огонь – подвижная, динамическая стихия. Гераклит исходит из идеи абсолютной изменчивости миропорядка, подвижной природы бытия. «Все течет, все изменяется, нет ничего неподвижного», «на входящего в реку текут все новые и новые воды», «в одну и ту же реку нельзя войти дважды».
Несмотря на определенную ограниченность, наивность, стихийный характер высказанных идей, философское учение Гераклита является одним из лучших достижений древнегреческой культуры.
Ярким примером эзотерического знания и мистического стиля философствования является философия Пифагора (II пол. VI – нач. V вв. до н.э Он основал свою школу – Пифагорейский союз. Субстанцией всех вещей по мнению Пифагора является число, которое характеризуется пространственностью, телесностью.
Число – это то, что рождается и живет в душе. Оно составляет основу нашего разума.
Математическая модель космоса, предложенная пифагорейцами, отражает рационалистический характер древнегреческой философской традиции.
Важнейшую роль в рационализации знания сыграла Элейская школа Парменида, Зенона, Ксенофана (нач. VI в. до н. э.). Заслугой элеатов в истории философии стала постановка проблемы бытия. Позиция Парменида выражена в его известном афоризме: «бытие есть, небытия нет, ибо небытие невозможно ни познать (ведь оно непостижимо), ни высказать». Бытие вечно и неизменно, едино и подлинно, бытие познать можно только разумом, чувствами его познать нельзя. Парменид приходит к выводу о том. Что мышление и бытие одно и то же.
Важный вклад в разработку онтологического подхода к решению философских проблем внес атомизм Левкиппа – Демокрита (460 – 370 до н.э.).
«Атом» - «нерассекаемое», «неразделимое». Это наименьшая, далее не делимая частица, их нельзя увидеть, о них можно только мыслить. Атомов бесчисленное множество и они разделены пустотой. Пустота – это непознаваемое небытие.