План.
- Особенности восточнославянской философии.
2. Становление восточнославянской мысли.
- Философия 19 – начала 20 века.
- Особенности восточнославянской философии.
Россия расположена на огромном пространстве, объединяющим различные народы как западного, так и восточного типа. Она всегда была как бы гигантским «мостом» между многочисленными соседями. И все это не могло не оказать влияния на духовный мир славян.
Особенно большое значение для восточнославянской философии имело крещение Руси, которое через Византию установило связь с колыбелью европейской цивилизации - античным философским наследием. В свою очередь, древнерусская духовная культура оказывала влияние на культуру других народов, и прежде всего, балканских славян.
Можно выделить некоторые характерные черты восточнославянской философии:
1. Религиозность - до XIX века в центре ее внимания находились идеи, связанные со священным писанием.
2. Универсализм - она получала распространение там, где исповедовалось православие, т.е. не только среди славян, но и среди грузин, армян, мордвы и т.д.
3. Софийность - любовь к идеалу святости.
4. Общинность - защита общинного образа жизни восточных славян.
Патриотизм - в центре внимания всех мыслителей находились интересы единой и неделимой России, обеспокоенность ее настоящим и будущим.
- Становление восточнославянской мысли.
Первым толчком к появлению русской философии послужило принятие христианства, обращение к греческой патристике и ее специфическое освоение в кирилло-мефодиевской традиции. Сыграл свою роль и Иоанн Дамаскин – последний классик византийской патристики и первый средневековый схоласт, отстаивавший нерасторжимость философии и христианской теологии.
Киевская Русь (9 – нач. 12 вв.) сыграла свою роль в перенесении на русскую почву раннехристианской и византийской литературы, библейских книг, житийных историй, апокрифов, сопровождая освоение иностранной литературы творческим отношением. В 11 веке развивается самобытная философская традиция. В числе тех, кто стоял у истоков восточнославянской философии, были крупные мыслители-книжники – Иларион Киевский (11 в.), Никифор Грек (конец 11 – середина 12 в.), Климент Смолятич, Кирилл Туровский (12 в.). Это была еще только «философия пробуждения». В центре внимания находятся такие проблемы, как проблема соотношения души и тела, веры и знаний, свободы, политического устройства государства и др.
Первым известным мыслителем и основоположником восточнославянской философии по праву считается митрополит Илларион (конец X- сер. XI вв.) - первый митрополит-русич. До нашего времени дошло лишь одно его сочинение «Слово о законе и благодати». Оно посвящено величию Руси, богоизбранности ее властелинов. История развивается по определенному Богом плану приобщения народов к благодати. Это позволяет считать Иллариона основоположником русской идеи и исторического оптимизма.
Климент Смолятич (кон. XI - сер. XII вв.) был также избран митрополитом без согласия Византии, собором «всей Русской земли». Он был автором многих «слов» и поучений, однако сохранилось лишь его «Послание пресвитеру Фоме» с дополнениями «Афанасия мниха». Его философствование заключалось в аллегорическом толковании Библии, что неизбежно связано с эмпирическим опытом и приводит к приземлению сверхъестественного, превращение его в нечто, доступное уму.
Во второй половине XII линию рационализма продолжил епископ Туровского княжества Святитель Кирилл (1130? - 1186?). Он родился в Турове. Получил прекрасное образование и посвятил свою жизнь служению церкви. Последователи его называли «Златоустом, паче всех воссиявшем на Руси». Основой его философских размышлений была проблема согласования веры и разума. Познавай веруя - таково решение проблемы для Златоуста.