Лопатина Л.В. Изучение и коррекция нарушений психомоторики у детей с минимальными дизартрическими расстройствами.//Дефектология. – 2003. - №5. –С.45-50

Семенова К. А., Мастюкова Е. М., Смуглин М. Я. Клинические симптомы дизартрий и общие принципы речевой терапии./ Логопедия. Методическое наследие./ Под ред. Л.С. Волковой. Кн.1, часть 2.-М.,2003, с. 103-118.

Панченко И. И., Щербакова Л. А. Основные формы дизартрических нарушений речи и дифференцированные пути коррекционного воздействия./Логопедия. Методическое наследие./ Под ред. Л. С. Волковой. Кн. 1, часть 2. – М.,2003, с. 119-130.

Мастюкова Е. М. Коррекционно-воспитательная работа с детьми с церебральным параличом преддошкольного возраста. (Развитие речи.) // Дефектология. – 1988. - №1. – С.64-68.

Карелина И.Б. Дифференциальная диагностика стертых форм дизартрии и сложной дислалии// Дефектология.- 1996.- №5.-С.10-13.

Семенова К. А., Степанченко О. В., Виноградова Л. И. Панчеико И. И. Метод искусственной локальной гипотермии коррекции дизартрии у детей с детским церебральным параличом// Дефектология. – 1990. - №2. – 17-20.

Соботович Е. Ф., Чернопольская А. Ф. Проявления стертых дизартрий и методы их диагностики // Дефектология. – 1974. - №4.

******

В статье представлены результаты экспериментального изучения особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста со стертой дизартрией. Автор отмечает, что проявления общей моторной недостаточности у детей со стертой дизартрией вариативны и качественно неоднородны. Для таких детей характерны: двигательная неловкость, малоподвижность, скованность, замедленность всех движений, иногда с ограничением объема движений одной половины тела, или явления двигательной гиперактивности, беспокойства, быстрый темп движений, большое количество лишних движений при выполнении произвольных и непроизвольных двигательных актов.

В отличие от других исследователей, Л.В. Лопатина изучает состояние психомоторики с позиции уровневой теории организации движений Н.А.Бернштейна. Такой подход в изучении двигательной сферы позволяет разложить двигательный акт на составляющие его компоненты, выявить и проанализировать состояние церебральных уровней, их роль в регуляции движений и действий.

С целью оценки состояния психомоторики были использованы шесть тестов, разработанных Н.И.Озерецким, Е.Я.Бондаревским, М.В.Серебряковой и др. Обобщая результаты выполнения детьми экспериментальной и контрольной (дети с нормальным речевым развитием), Л.В. Лопатина делает следующий вывод – особенности психомоторики детей со стертой дизартрией обусловлены не недостаточностью работы отдельных уровней организации движений, а несформированностью их согласованной деятельности.

Учет качественного своеобразия нарушений двигательной сферы детей со стертой дизартрией создает основу для определения основных направлений и содержания коррекционного воздействия. Концепция системной организации двигательной функции, взаимодействия ее разных звеньев позволяет в случае нарушения компенсаторно перестраивать функциональную систему в процессе специального обучения.

Под воздействием специальных упражнений, направленных на выработку согласованной деятельности различных уровней организации сложного двигательного акта, у детей экспериментальной группы произошли существенные сдвиги по большинству исследуемых показателей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: