Плюсы и минусы рынка

Признаки рынка

Параметры рынка

Спрос =

= зависимость между ценами на Т и количеством Т,

которое покупатели готовы купить по этим ценам

Величина спроса = количество Т, которое покупатели

готовы купить по данной цене

Спрос зависит от цен на товары-заменители,

цен на дополнительные Т,

доходов потребителей,

моды, вкусов, в том числе сезонных,

ожиданий потребителей по росту цен

Закон спроса: чем выше цена Т, тем меньше спрос,

чем ниже цена Т, тем выше спрос

Предложение =

= зависимость между ценами на Т и количеством Т,

которое продавцы готовы продать

Величина предложения = количество Т, которое

продавцы готовы продать по данной цене

Предложение зависит от

─ стоимости производства (чем она ниже, тем

выше предложение),

─ совершенствования технологии → повышения

производительности труда,

─ появления других возможностей

получения прибыли → отток производителей.

Закон предложения: чем > цена Т, тем > предложение

чем < цена Т, тем < предложение

Цена

Цена спроса = максимальная цена для покупки

Цена предложения = минимальная цена для продажи

Цена рыночная (равновесная) = когда объем спроса равен

объему предложения

Неограниченное число агентов;

Неконтролируемые спрос, предложение, цены

Конкуренция = соперничество между агентами рынка за

лучшие условия производства и купли-продажи Т

Для производителя Для потребителя
+ Снижение затрат: < W, < сопутствующих расходов, < брака; + Рост доходов: > качество ─ >цена, новая продукция, > количество продаж; + Ограничение монополий; ─ Возможность нечестных методов; ─ Слабые погибают. + Возможность выбора по количеству, качеству и цене; ─ Реклама входит в цену Т.

Монополии (от лат. monopoleo ─ исключительное право на

производство или торговлю лица, группы или государства)

= объединения нескольких предприятий с целью

извлечения монопольной прибыли

Естественные монополии Искусственные монополии
─ собственники невоспроизводимых свободно элементов производства: редкие ископаемые. ─ собственники неделимых отраслей: связь, железные дороги картель: договор о ценах и рынках сбыта; ─ синдикат: единый сбыт; ─ трест: общее производство, цены и сбыт в отрасли; ─ концерн: различные отрасли + банки

+ возможность аккумуляции больших средств;

─ диктат производителя.

Чистая монополия ─ один продавец в одной отрасли;

Абсолютная монополия ─ один продавец во всей экономике

(государство);

Монопсония ─ один покупатель;

Олигополия ─ конкуренция немногих(3-5 фирм)

(+) (─)
+ Экономический рост ─ количество и качество за счет конкуренции; + Экономическая эффективность ─ мобильность, гибкость, использование НТП; + Экономическое равенство; + Экономическая свобода; + Социальная справедливость ─ минимальный уровень жизни высок; + Участие во всемирном хозяйстве ─ поиск рынков сбыта. ─ Принципиально неполная занятость─ конкуренция на рынке труда; ─ Нестабильность цен, нестабильность жизни ─ кризисы, спады; ─ Социальная несправедливость ─ разрыв между бедными и богатыми может быть бесконечным; ─ Экологическая опасность; ─ Безразличие к общественно значимым целям (образование, здравоохранение).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: