Функция предложения благ

Как отмечалось выше, предложению благ свойственны по мен шей мере две важные особенности. Во-первых, понятие «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой и количеством продаж товаров можно характеризовать также как альтернативу производственного капиталовложения ресурсов для предпринимателя. При растущих ценах капитал (деньги) вкладывается, т.е. инвестору в данное производство, при снижающихся ценах инвестиции сокращаются. Эти особенности и различия более очевидны при графической иллюстрации функции предложения благ (см. рис.).

Рис. График предложения благ

Функция предложения может быть представлена в осях обычного графика, где на вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зави­симости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую — ss, имеющую положи­тельный наклон.

Важно отметить, что любая точка, принадлежащая кривой пред­ложения ss показывает возможный уровень цен и соответствующее этому уровню количество продаж данного блага. Так, движение по кривой предложения вверх означает рост уровня цен и вызванное этим ростом увеличение объемов выпуска и продаж продукции дан­ного вида. И наоборот, смещаясь по кривой предложения вниз, можно проследить снижение уровня цен и вызванное их падением сокращение фирмами выпуска и ограничение ими поставок на рын­ки данной продукции.

Таким образом, каждой точке на кривой предложения соответст­вует комбинация «цена — количество предлагаемых благ». Более вы­сокому положению точек на кривой соответствует ситуация возрос­шей цены и большего количества выпуска и продаж продукции Фирм. Начало кривой предложения с точками на этом начальном Уровне означает низкие цены и, если они не возмещают издержек по выпуску данной продукции, то их уровень означает необходимость сокращения (или прекращения) ее выпуска.

Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную «фотографию» функции про­изводства благ, то есть экономическое реагирование фирм по выпус­ку благ в строгом соответствии с целесообразностью, диктуемой конкурентным рынком. Важнейшим аргументом, подтверждающим или опровергающим целесообразность выпуска тех или иных благ, выступает конкурентная рыночная цена.

Прямую зависимость между ценой и количеством благ, которую представляет кривая предложения, можно рассматривать как альтернативу по капиталовложениям, инвестициям фирм. Площадь выше кривой предложения — это область альтернатив со знаком «плюс, поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой — аль­тернативы со знаком «минус», так как они невыгодны и не принесут дохода. Такая интерпретация функции предложения еще раз напо­минает о действующем в экономике законе ограниченности ресур­сов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Ка­питаловложения, инвестиции фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов для выпуска именно этих, а не иных благ. Отказ от выпуска одних благ ради выпуска другихимеет конкретную цену, уплачиваемую предпринимателями за отвлекаемые в каждую конкретную отрасль ресурсы. Это так называемые альтернативные издержки, которые включаются в цену любого изготовленного блага и будут оплачены покупателем лишь в том случае, если эти блага пользуются потребительским - спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации, то есть альтернативы со знаком «минус» — это неудачный выбор капиталовложений (инвестиций), поскольку они не будут возмещены ценами данного предложения и приведут к банкротству.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: