Как отмечалось выше, предложению благ свойственны по мен шей мере две важные особенности. Во-первых, понятие «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой и количеством продаж товаров можно характеризовать также как альтернативу производственного капиталовложения ресурсов для предпринимателя. При растущих ценах капитал (деньги) вкладывается, т.е. инвестору в данное производство, при снижающихся ценах инвестиции сокращаются. Эти особенности и различия более очевидны при графической иллюстрации функции предложения благ (см. рис.).
Рис. График предложения благ
Функция предложения может быть представлена в осях обычного графика, где на вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зависимости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую — ss, имеющую положительный наклон.
|
|
Важно отметить, что любая точка, принадлежащая кривой предложения ss показывает возможный уровень цен и соответствующее этому уровню количество продаж данного блага. Так, движение по кривой предложения вверх означает рост уровня цен и вызванное этим ростом увеличение объемов выпуска и продаж продукции данного вида. И наоборот, смещаясь по кривой предложения вниз, можно проследить снижение уровня цен и вызванное их падением сокращение фирмами выпуска и ограничение ими поставок на рынки данной продукции.
Таким образом, каждой точке на кривой предложения соответствует комбинация «цена — количество предлагаемых благ». Более высокому положению точек на кривой соответствует ситуация возросшей цены и большего количества выпуска и продаж продукции Фирм. Начало кривой предложения с точками на этом начальном Уровне означает низкие цены и, если они не возмещают издержек по выпуску данной продукции, то их уровень означает необходимость сокращения (или прекращения) ее выпуска.
Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную «фотографию» функции производства благ, то есть экономическое реагирование фирм по выпуску благ в строгом соответствии с целесообразностью, диктуемой конкурентным рынком. Важнейшим аргументом, подтверждающим или опровергающим целесообразность выпуска тех или иных благ, выступает конкурентная рыночная цена.
Прямую зависимость между ценой и количеством благ, которую представляет кривая предложения, можно рассматривать как альтернативу по капиталовложениям, инвестициям фирм. Площадь выше кривой предложения — это область альтернатив со знаком «плюс, поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой — альтернативы со знаком «минус», так как они невыгодны и не принесут дохода. Такая интерпретация функции предложения еще раз напоминает о действующем в экономике законе ограниченности ресурсов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Капиталовложения, инвестиции фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов для выпуска именно этих, а не иных благ. Отказ от выпуска одних благ ради выпуска другихимеет конкретную цену, уплачиваемую предпринимателями за отвлекаемые в каждую конкретную отрасль ресурсы. Это так называемые альтернативные издержки, которые включаются в цену любого изготовленного блага и будут оплачены покупателем лишь в том случае, если эти блага пользуются потребительским - спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации, то есть альтернативы со знаком «минус» — это неудачный выбор капиталовложений (инвестиций), поскольку они не будут возмещены ценами данного предложения и приведут к банкротству.
|
|