Изменения в предложении и изменения величины предложения: причины, графические построения

Предложение благ — это выпуск и предоставление их на рынки для купли продажи. Предложение — неотъемлемая часть процесса рыночного конкурентного ценообразования. Но в этой части процесса определяющая роль принад­лежит экономическому закону предложения, выражающему прямую зависимость между ценой и количеством выпускаемых благ и пред­лагаемых фирмами на конкурентных рынках.

Предложение (supply — англ.) — это выпуск благ фирмами-изго­товителями и готовность предоставить на рынок для купли-продажи определенное их количество по данной цене.

Экономический закон предложения благ на конкурентных рын­ках следующий: цена и количество сделок по купле-продаже взаимодействуют и изменяются однонаправлено: рост цен на изготовляемые блага (товары, услуги) повышает заинтересованность фирм в увеличении выпуска этих благ и предложении их на рынках в возрастающем количеств. И наоборот, тенденция к снижению цен на данную продукцию фирм-изготовителей означает необходимость сокращения производства, ограничений выпуска и предложения ее на рынках.

Очевидно, что важнейшим и определяющим фактором здесь выступает цена на предлагаемую фирмами продукцию. Чем выше цена продукции и доходы фирм-изготовителей, тем интенсивней растет их рыночное предложение, и наоборот. От уровня и движения этих цен зависят не только прибыль, но и возможности возместить из­держки производства и перспективы инвестирования доходов для дальнейшего существования фирмы в данной отрасли. В этом смыс­ле производство достаточно быстро реагирует на любые изменения рынка, оперативно перестраиваясь в соответствии с потребитель­ским спросом на те или иные блага. В то же время рыночное предло­жение имеет смысл только тогда, когда это подтверждается ценами, удовлетворяющими фирмы-изготовители.

Предложению благ свойственны, по меньшей мере, две важные особенности. Во-первых, понятие «предложение товаров» не тождественно «объему выпуска», и требует учета объема покупаемого их количества по ценам конкурентного рык: Во-вторых, прямую зависимость между ценой и количеством продаж товаров можно характеризовать также как альтернативу производственного капиталовложения ресурсов для предпринимателя. При растущих ценах капитал (деньги) вкладывается, т.е. инвестору в данное производство, при снижающихся ценах инвестиции сокращаются. Эти особенности и различия более очевидны при графической иллюстрации функции предложения благ (см. рис.).

Рис. График предложения благ

Функция предложения может быть представлена в осях обычного графика, где на вертикальной оси представлены изменяющие цены (Р) за единицу данного блага, а на горизонтальной — количество продаж (Q) этих благ по данной цене. Вследствие прямой зави­симости между ценой и количеством продаж, иллюстрируемых этой функцией, подучим восходящую кривую — ss, имеющую положи­тельный наклон.

Важно отметить, что любая точка, принадлежащая кривой пред­ложения SS показывает возможный уровень цен и соответствующее этому уровню количество продаж данного блага. Так, движение по кривой предложения вверх означает рост уровня цен и вызванное этим ростом увеличение объемов выпуска и продаж продукции дан­ного вида. И наоборот, смещаясь по кривой предложения вниз, можно проследить снижение уровня цен и вызванное их падением сокращение фирмами выпуска и ограничение ими поставок на рын­ки данной продукции.

Таким образом, каждой точке на кривой предложения соответст­вует комбинация «цена — количество предлагаемых благ». Более вы­сокому положению точек на кривой соответствует ситуация возрос­шей цены и большего количества выпуска и продаж продукции Фирм. Начало кривой предложения с точками на этом начальном уровне означает низкие цены и, если они не возмещают издержек по выпуску данной продукции, то их уровень означает необходимость сокращения (или прекращения) ее выпуска.

Общий вид кривой предложения не содержит ничего случайного: она представляет собой моментальную «фотографию» функции про­изводства благ, то есть экономическое реагирование фирм по выпус­ку благ в строгом соответствии с целесообразностью, диктуемой конкурентным рынком. Прямую зависимость между ценой и количеством благ, которую представляет кривая предложения, можно рассматривать как альтернативу по капиталовложениям, инвестициям фирм. Площадь выше кривой предложения — это область альтернатив со знаком «плюс, поскольку они выгодны фирме, а площадь под этой кривой — аль­тернативы со знаком «минус», так как они невыгодны и не принесут дохода. Такая интерпретация функции предложения еще раз напо­минает о действующем в экономике законе ограниченности ресур­сов, тенденции убывающей доходности факторов производства. Ка­питаловложения, инвестиции фирмы — это выбор альтернативы, которая означает отвлечение ограниченных ресурсов для выпуска именно этих, а не иных благ. Отказ от выпуска одних благ ради выпуска другихимеет конкретную цену, уплачиваемую предпринимателями за отвлекаемые в каждую конкретную отрасль ресурсы. Это так называемые альтернативные издержки, которые включаются в цену любого изготовленного блага и будут оплачены покупателем лишь в том случае, если эти блага пользуются потребительским - спросом. Только в этом смысле фирма может констатировать факт альтернатив со знаком «плюс». Иные ситуации, то есть альтернативы со знаком «минус» — это неудачный выбор капиталовложений (инвестиций), поскольку они не будут возмещены ценами данного предложения и приведут к банкротству.

Предложение благ способно изменяться в зависимости от многих экономических условий, влияющих как на сферу непосредственного производства, так и на сферу рынков сбыта выпущенных благ различного назначения. Многообразие этих условий называют неценовыми факторами, поскольку они способны повлиять на объемы выпуска и продажи фирмами своей продукции при существующем уровне рыночных цен.

К числу неценовых факторов относят:

§ это любые способы снижения издержек производства, то есть издержек по выпуску продукции при данной ее рыночной цене и прочих равных условиях. В частности, снижению издержек производства могут способствовать новые технологии производства, или «ноу-хау», если в это понятие вкладывать и качество применяе­мых ресурсов сырья, техники, квалификации работников, организа­ции труда и производства, стандарты качества выпускаемой продук­ции;

§ политика налогообложения, политика поддержки субсидиями предпринимательства, льготная кредитная политика и другие условия способны существенно повлиять на уровень издер­жек производства. Следовательно, при неизменной рыночной цене и прочих равных условиях перечисленные факторы могут сущест­венно повлиять на расширение или ограничение выпуска продукции данного вида;

§ при неизменной цене и прочих равных условиях предложение и объемы выпуска любой продукции зависят от уровня цен на сырьевые ресурсы и факторы производства. Кроме того, су­щественное влияние могут оказать такие обстоятельства, как нали­чие или отсутствие взаимно дополняемых и взаимозаменяемых ре­сурсов по сырью, техническим приспособлениям и др. факторам, необходимым для выпуска каждой конкретной продукции. Напри­мер, дорогостоящие натуральные ресурсы сырья могут быть замене­ны искусственными, более дешевыми по цене и не снижающими стандарты качества выпускаемых изделий. Их применение в значи­тельной степени снижает издержки производства, удешевляет вы­пускаемую продукцию. Взаимным замещением ресурсов можно из­менить пропорции живого труда работников и автоматики в произ­водстве, что также способствует экономии издержек.

Если рассматривать приведенные выше неценовые факторы, используя соответствующий график и кривую предложения ss, (см. рис. 8), то все случаи роста предложения могут быть показаны смещением этой кривой вправо вниз и появлением новой кривой предложения s's'. И наоборот, сокращение предложения под воздей­ствием неценовых факторов иллюстрирует сместившаяся влево вверх линия s" s".

Рис. График изменения предложения под влиянием неценовых факторов.

В конечном итоге, при сформировавшейся на данных рынках це­не выпускаемой продукции использование неценовых факторов для снижения издержек производства повышает доходы фирм, их конку­рентную способность в отрасли, а также создает предпосылки моно­полизации отрасли и рынков сбыта продукции преуспевающими фирмами.

При анализе функции предложения следует учитывать фактор времени. В зависимости от возможности изменения (объемов) величины факторов производства различают три периода — кратчайший, краткосрочный и долгосрочный. В кратчайшем периоде все факторы производства постоянны, поэтому предложение не может измениться даже при изменении цены товара под влиянием спроса. В краткосрочном периоде такие факторы, как сырье и труд, являются переменными. В долгосрочном периоде все факторы переменны, поэтому в краткосрочном и, особенно в долгосрочном периодах, предложение товара может существенно изменяться. В процессе колебаний спроса и предложения их величины могут совпасть. Такая ситуация называется частичным рыночным равновесием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: