Развитие профессионального мастерства представляет собой сложный процесс: с одной стороны, формирование профессиональноважных качеств, а с другой, - становление профессионального типа личности.
Формирование профессионального типа личности включает в себя изменение мотивов профессиональной деятельности, развитие профессиональных интересов, формирование новых ценностей, овладение профессиональным языком, идентификацию с профессиональной средой, сдвиги в оценке "положительных" и "отрицательных" признаков профессии. Анализ динамики мотивов показывает, что если в начале трудовой деятельности преобладают материальная заинтересованность, социальные мотивы, мотивы, находящиеся вне профессии (устройство личной жизни, стаж и т п.), то постепенно формируются и приобретают такое же важное значение профессиональные мотивы. связанные с содержанием труда (Е.М. Борисова О применении социально-психологических методик в изучении становления профессионала // Психологическая диагностика, её проблемы и методы. М., 1975).
|
|
Вторая сторона профмастерства - профессиональноважные качества (ПВК). Наибольший интерес представляет концепция, предложенная, В.Д. Шадриковым (4), который понимает под ПВК "качества субъекта, включенные в процесс деятельности и влияющие на эффективность её выполнения по основным параметрам (производительность, качество, надежность). Это могут быть, как общесоматические (конституционные) и нейродинамические свойства человеческого организма, свойства психических процессов, так и направленность личности, её потребности, интересы, мировоззрения, убеждения, отношения и моральные качества". В.Д. Шадриков выделяет функциональные и операционные механизмы профессиональноважных качеств.
Под функциональными механизмами следует понимать функции тех или иных нейродинамических свойств, а под операционными - те или иные приёмы выполнения действий. Функциональные механизмы связаны с определенными структурами мозга, детерминированы онтогенезом и природной организацией индивида, на них влияют факторы возраста (роста и созревания определённых мозговых структур). Операционные механизмы не содержатся в самом мозге, они усваиваются в процессе воспитания и обучения по определенным, исторически сложившимся социальным нормам.
В ходе освоения профессиональной деятельности, при становлении ПВК происходит постепенное развитие операционных механизмов до определенного, оптимального уровня, который обусловлен уровнем развития функциональных механизмов. В свою очередь, новый уровень развития операционных механизмов дает новые возможности для развития функциональных механизмов.
|
|
По мнению В.Д. Шадрикова, приступая к освоению профессиональной деятельности, субъект располагает определенными индивидуальными психическими свойствами; некоторые из них являются профессионально-важными, с определенным уровнем развития операционных и функциональных механизмов, которые не приспособлены к конкретной деятельности. При овладении профессией происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с её требованиями. Это и есть переход от психического свойства к профессионально-важному качеству.
Выделены общие закономерности формирования ПВК (4):
1 этап - вхождение в деятельность. На этом этапе у субъекта нет ни опыта, ни системы ПВК, поэтому его деятельность строится на основе нopмaтивнo-oдoбpeннoго способа деятельности (по инструкции) и опирается на все резервы ученика. Ведущими ПВК выступает долговременная память и ряд качеств, связанных со спецификой деятельности.
2 этап - первичная профессионализация. На этом этапе приобретается индивидуальный опыт, происходит развитие ведущих ПВК, первого этапа, регуляция деятельности осуществляется на основе текущей информации, поэтому возрастает роль ПВК, связанных с приёмом и переработкой информации. Деятельность приобретает черты индивидуального стиля.
3 этап - стабилизация. Здесь ведущую роль берут на себя ПВК, связанные с приемом и переработкой информации, часть ПВК 1 этапа выпадает из подсистемы, накапливается личный опыт, изменяется способ регуляции, развивается индивидуальный стиль деятельности. Ведущими процессами становится прогнозирование и планирование.
4 этап - вторичная профессионализация. На этом этапе ПВК адекватной деятельности сменяется системой ПВК, основанной на личном профессиональном опыте. ПВК приема и переработки информации перестают быть ведущими, уменьшается их число, но связи между отдельными ПВК становятся более крепкими.