Общее число покупателей, размер рынка

Вкусы и предпочтения потребителей.

Денежные доходы населения.

Неценовые факторы, определяющие объем спроса

Спрос и предложение

Спрос (D - demand) – отношение между ценой и количеством товара, которое покупатели хотят и могут приобрести.

Объем спроса (Qd) - максимальное количество товара, которое потребители ( отдельное лицо, группа, население в целом ) способны купить по каждой цене в определенный период времени при неизменных экономических условиях.

Цена спроса - максимальная цена, которую покупатели способны заплатить за определенное количество данного товара в определенный период времени при неизменных экономических условиях.

Функция спроса - зависимость объема спроса на товар от определяющих его факторов. Qdx = Q(Px, Pa, Pb, …Pz, I, T, W, A …),

Р – price – цена на благо; Pa, Pb, …Pz – цены на другие блага; I – доход покупателя в единицу времени; W – накопленное имущество; Т – вкусы и предпочтения покупателей; А – реклама и информация; Е – ожидания покупателей (в т.ч. и инфляционные).

Способы задания:

- аналитически Q = a – bP, a,b – константы

- табличный способ

Рх, руб          
Qх, шт          

- графический.

Кривая спроса – график функции спроса от цены.

Изменение объема спроса - движение вдоль линии спроса при изменении цены и прочих неизменных условиях.

Изменение (функции) спроса – изменение в силу некоторых факторов зависимости между ценой и объемом спроса. Функция спроса по цене – убывающая.

Закон спроса: при прочих равных условиях – спрос на товар в количественном выражении меняется в обратной зависимости от цены.

Парадокс Гиффена –При повышении цены на отдельные низкокачественные товары, являющиеся важной частью расходов потребителей, спрос на эти товары также растет.

Эффект Веблена. Товар покупается не столько закачество, сколько за высокую цену. Цена становится основным потребительским качеством товара, чем она выше, тем больше «качество», тем выше спрос.

Все факторы (кроме цены), влияющие на изменение спроса - неценовые. Увеличение спроса - сдвиг вправо. Снижение спроса – влево.

Наклон спроса определяется оценкой блага потребителем и его платежеспособностью. Наклон кривой спроса меняется, если меняется характер спроса.

1.Изменение ц ены на другие товары

-товары-заменители (рост цен на сливочное масло - повышение спроса на маргарин).

-дополняющие товары (рост цен на снижает спрос на данный товар).

-нейтральные товары (цены на независимые не влияют на спрос).

4.Накопленное имущество (влияет на спрос и на структуру спроса).

6.Структура населения.

7.Экономическая политика государства, структура налогов, трансфертов, инфляционные ожидания.

Предложение S (Supply – предложение) – связь между ценой товара, который могут продавцы хотят и могут предложить на рынок в период времени.

Допущение: производитель товара – он же продавец товара.

Объем предложения (Qs) – количество товара, которое продавцы желают и способны предоставить на рынок в единицу времени при определенных условиях. Эта величина равна сумме индивидуальных предложений всех продавцов при данной цене.

Цена предложенияминимальная цена, при которой продавец согласен продать определенное количество данного товара.

Функция предложения показывает зависимость объема предложения от влияющих на него факторов.

Qs = Qs(Р, Р1, Р2 …Рn, Ра, Рв …Рz, Т, К, N…)

Где Р1, Р2 …Рn – цены на другие товары; Ра, Рв …Рz - цены на ресурсы; К - применяемая технология; Т – налоги и субсидии; N – природно-климатические условия.

Рыночное равновесие – такое состояние рынка, при котором для данного уровня цены объем спроса равен объему предложения.

Государственное воздействие может осуществляться в формах налогов, дотаций, фиксированных цен.

 
 

Воздействие потоварного налога в зависимости от наклон кривых спроса/предложения

Кривые пологие – введение налога незначительно повысит цену, но существенно сократит объем.

Кривые близки к вертикальным – введение налога существенно повысит цену, но объем покупок сократится незначительно.

Не имеет значения, кто является непосредственным плательщиком потоварного налога. Фактически, налоговое бремя распределяется между продавцом и покупателем. Распределение налогового бремени зависит от соотношения наклонов кривых спроса и предложения. То же справедливо и для потоварных дотаций.

Регулирование рынка путем воздействия прямыми методами – запретительные штрафы, лимиты, рационирование потребления, тарифы, квоты на импорт иностранного товара, лицензии.

Линия предложения становится ломаной, прежней до квотируемого объема, вертикальной после. Новое равновесие – при более высокой цене. Это может стимулировать приток в страну незаконного предложения «контрабанды».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: