Тема: История становления и развития развивающей предметной среды

Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что вопросы; связанные с эстетикой помещений детского сада волновали дошкольных работников России с момента создания системы дошкольного воспитания. Первые детские сады, которые располагались в больших городах в особняках, квартирах или в комнатах, конечно, не могли решить этой проблемы. Но, по словам очевидцев, педагоги уже тогда с большой любовью оформляли свои группы, подбирая для окраски мебели соответствующую гигиеническим и эстетическим требованиям цветовую гамму, украшали группу живыми цветами и детскими работами. Например, М. В. Лянге первый детский сад Кузбасса характеризует так: "Детский сад размещался в двух больших комнатах, в которые можно было попасть, пройдя через коридор. В групповых комнатах стояли маленькие столики, окрашенные в зеленый цвет, и маленькие табуреточки также светло-зеленого цвета. В каждой группе стоял шкаф с отделениями, в которых был размещен строительный материал, состоящий из разных геометрических фигур, окрашенных красками основных цветов". С развитием системы дошкольного воспитания положение детских садов постепенно улучшалось. Уже в 50-е годы появились дошкольные учреждения, построенные по специальным проектам, групповые помещения и один зал для музыкальных и физкультурных занятий. Однако групповые комнаты были небольшими, спален и других подсобных помещений не было. Детей в группах было много - до 35 человек. Поэтому, для того чтобы поставить для сна раскладушки, воспитателям приходилось сдвигать и убирать мебель. Думать об эстетике помещений в таких условиях не приходилось. Но, вместе с тем, в методических рекомендациях этих лет можно найти много положительного: стремление к безупречной чистоте, борьба с захламленностью, забота о внешнем виде воспитателей и гей, оформление интерьеров детских садов детскими рисунками, поделками, макетами. В 60 - 70-х годах система дошкольного воспитания вступила в новый этап своего развития. С 1972 года были введены в действие новые формы проектирования дошкольных учреждений, по которым значительно увеличились нормативные площади на

Детские сады начали строить по специальным проектам с просторными,
светлыми группами, отдельными спальнями и подсобными помещениями.

Примерно в это же время в России появились дизайнерские проекты, в которых органично сочеталось искусство проектирования и художественного оформления. Декоративно-прикладное искусство органично сливалось с архитектурой зданий. В этот "золотой век" развития системы дошкольного воспитания в детских садах появились
мозаики, витражи, настенные росписи, подлинные произведения живописи, скульптуры, народного искусства. Сейчас трудно себе это представить, но поток "художественных вливаний" осуществлялся деятелями культуры и искусства не только на коммерческой
основе.

Многие художники искренне хотели наполнить жизнь детей в детских садах подлинными произведениями искусства.

Изобразительное искусство, творчество для детей как категория духовной жизни и реализации человека побуждали многих художников, скульпторов создавать уникальные произведения для дошкольных образовательных учреждений. С каждым годом таких работ становилось все больше и больше. Все это казалось таким естественным и поэтому
не особенно ценилось современниками. Не создавались специальные альбомы с описанием произведений изобразительного искусства, которые использовались для оформления.

В это же время, в результате исследований, проведенных Ю. Максимовым, Г. Пантелеевым, Л. Пантелеевой, И. Прилуцким, Б. Столяровым, Н. Смирновой, был разработан комплексный подход к решению интерьера детских садов2 и педагогические требования к игрушкам (СЛ. Новоселова, Г.Г. Локуциевская, Е.В. Зворыгина, Н.А.
Реуцкая). В тоже время С.Л Новоселовой, А.А. Овчинниковой, Н.Г. Гринявичене был проведен эксперимент с крупногабаритными игровыми элементами, которые могли одновременно служить и мебелью и игрушками и использоваться детьми и воспитателями
в разных целях.

В начале 90-х годов в системе дошкольного воспитания России сложилась экстремальная ситуация. Детские сады закрывались и их здания передавались под другие учреждения. Значительно ухудшилось состояние материально технического обеспечения детских садов. В течение 5-6 лет не выделялись средства на приобретение игрушек, пособий, оборудования. Большинство детских садов использовали давно пришедшие в негодность игрушки, пособия и выживали только с помощью родителей, которые ремонтировали здания, приобретали игрушки, мебель, оборудование. Именно в это время в России случилось то, что уже не раз происходило в мире. На фоне всеобщей бедности появился "кич"3. Через материальную культуру, через мир вещей кич просто и легко проник в систему дошкольного воспитания. И прочнее всего представление о киче оказалось связанным именно с эстетическими аспектами оформления групповых помещений. Первоначально это было вызвано искренним желанием заведующих детскими садами хоть как-то улучшить условия быта детей, обеспечить привлекательность дошкольных учреждений для родителей. Поэтому с огромной радостью принимались любые подарки со стороны родителей детскому саду и приобретались самые дешевые украшения для интерьера (искусственные цветы, пластиковые салфетки, гипсовые статуэтки и т.п.).

Кроме того, этот период совпал с открытием многих фабрик и заводов по производству игрушек, пособий и оборудования, которым тоже надо было "выживать" в новых социально-экономических условиях. Каждое предприятие стремилось окупить расходы и сделать свою продукцию как можно более дешевой, не затрачивая средств на дизайн, подбор материалов и их художественное оформление. Многие предприниматели ввозили в страну также не лучшие, а самые дешевые игрушки, которые также охотно приобретались дошкольными образовательными учреждениями по причине их бедности.

В середине 90-х годов жизнь дошкольных образовательных учреждений начала постепенно налаживаться. Благодаря фантастическому энтузиазму дошкольных работников начали находиться спонсоры, появляться шефы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: