Научно-методические вопросы создания предметно-развивающей среды

Образовательная среда, по мнению В.И. Слободчикова, не есть нечто однозначно и наперед заданное, среда начинается там, где происходит встреча (сретенье) образующего и образующегося; где они совместно начинают ее проектировать и строить — и как предмет, и как ресурс своей совместной деятельности; и где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определенные связи и отношения».

Ведущими характеристиками образовательной среды выделяют два основных показателя: насыщенность (ее ресурсный потенциал) и структурированность (способ ее организации). В соответствии с этими показателями выделяют три разных способа организации образовательной среды в зависимости от типа связей и отношений, ее структурирующих:

- среда, организованная по принципу единообразия (доминируют административно-целевые связи и отношения. Определяются, как правило, одним субъектом — властью. Показатель структурированности стремится к максимуму);

- среда, организованная по принципу разнообразия (связи и отношения имеют конкурирующий характер, так как происходит борьба за разного рода ресурсы. Начинается автономизация образовательных систем, разрушается единое образовательное пространство. Показатель структурированности стремится к минимуму);

- среда, организованная по принципу вариативности, как единство многообразия (связи и отношения имеют кооперирующий характер, происходит объединение разного рода ресурсов в рамках программ, обеспечивающих свои маршруты социокультурного развития разным субъектам: отдельным людям, общностям, образовательным системам. Показатель структурированности стремится к оптимуму).

В понятие образовательной среды В.И. Слободчиков включает также профессионально-деятельностную (управленческую) позицию, «так как специфическим свойством образовательной среды является насыщенность ее образовательными ресурсами. По самому понятию ресурса — его формирование, обогащение и распределение — есть, прежде всего, предмет организационно-управленческой деятельности».

Таким образом, именно через понятие «образовательная среда», как обобщающее и интегрирующее, наилучшим образом можно проектировать задать ведущие управленческие ориентиры социокультурной среде.

Рост личностного потенциала подрастающего поколения в образовательных учреждениях (мы рассматриваем учреждения общего и дополнительного образования) к сожалению, сегодня не обеспечивается активным использованием различных дидактических систем, в том числе применяемых для решения вопросов развивающего обучения, воспитания и оздоровления. Эти системы, как правило, входят в образовательную среду наряду с традиционными. Результативность традиционной и инновационной моделей обучения в современных образовательных учреждениях России, как показывают исследования качества образования (Г.И. Горская, В.В. Давыдов, А.З. Зак, В. И. Зверева, Г.А. Иващук, Э.В. Ильенков, В.А. Караковский, В.Н. Леви, В.П. Панасюк, С.Е. Шишов и др.) существенно ниже по сравнению с ожидаемой. Возможность разрешения этого противоречия, по нашему мнению находиться в плоскости активного использовании средового подхода, а также ресурсов взаимодействия формального и неформального образования.

Проблемам образовательной среды посвящены фундаментальные исследования В.Г. Ивлевой, Л.А. Каменщиковой, С.В. Климина, В.А. Козырева, Я. Корчака, В.П. Лисицкой, Г.Н. Любимовой, М.И. Мазур, Ю.С. Мануйлова, С.Т. Шацкого, И.Д. Фрумина, Н.В.Ходяковой, Б.Д. Эльконина, В.А. Ясвина и других.

Образовательная среда может быть охарактеризована как совокупность социокультурных, а также специально организованных в образовательном учреждении педагогических условий (С.В. Тарасов). Образовательная среда как педагогическое явление может быть представлена и как развивающаяся целостная структура, в которой в единстве выступают субъектный и содержательный элементы, развивающиеся как за счет внутренних потенциалов (реализация возможностей ее отдельных структурных элементов и изменения характера связей между ними), так и за счет расширения внешних связей (обогащение возможностями других сред).

Под образовательной средой (средой образования) В.А. Ясвин понимает систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении.

В структуре образовательной среды акцентируется ее значение, связанное с процессом формирования личности обучающегося по определенному образцу. Структура образовательной среды включает в себя, по Ясвину В. А., три базовых компонента:

- пространственно-предметный, т.е. пространственно-предметные условия и возможности осуществления обучения, воспитания и социализации обучающихся,

- социальный, т. е. пространство условий и возможностей, которое создается в межличностном взаимодействии между субъектами учебно-воспитательного процесса (обучающимися, педагогами, администрацией, родителями, психологами и др.),

- психодидактический, т.е. комплекс образовательных технологий (содержания и методов обучения и воспитания), построенных на тех или иных психологических и дидактических основаниях.

В соответствии с этими компонентами, как правило, и проектируется и моделируется (конкретизируется) для каждого образовательного учреждения, класса, объединения дополнительного образования или клуба по месту жительства детей и подростков образовательная среда как системы возможностей, отвечающих потребностям познавательного и личностного развития обучающихся.

Предметно-пространственная организация жизнедеятельности в образовательном учреждении формирует психику обучающихся и является источником его знаний и социального опыта. Педагогический коллектив образовательных учреждений берет на себя ответственность за создание таких условий, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития подрастающего поколения по всем психофизиологическим параметрам, т.е. организации предметно-пространственной среды.

Проблема предметно-пространственной среды исследовалась рядом известных психологов и педагогов, таких как Т.В. Антонова, Т.Н. Доронова, Л.М. Кларина, С.Л. Новоселова, Л.А. Парамонова, В.А. Петровский и др.

Образовательную среду как предмет и как ресурс совместной деятельности образующего и образующегося, рассматривает В.И. Слободчиков, где между отдельными институтами, программами, субъектами образования, образовательными деятельностями начинают выстраиваться определённые связи и отношения. С одной стороны, В.И. Слободчиков, вписывает образовательную среду в механизмы развития ребенка, определяя тем самым ее целевое и функциональное назначение, а с другой выделяет ее истоки в предметности культуры общества. «Эти два полюса предметности культуры и внутренний мир, сущностные силы человека в их взаимополагании в образовательном процессе как раз и задают границы содержания образовательной среды и ее состав».

Термин «развивающая среда» так же широко используется в научном обиходе и психолого-педагогическом практике.

Развивающая среда – это единство социальных и природных факторов, которые могут влиять прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь ребенка, подростка, или юноши (т.е. социальная культура общества, собственно это тот мир, в который ребенок приходит, рождаясь на свет).

«Развивающая предметная среда», по концепции С.Л. Новоселовой, рассматривается как система материальных объектов деятельности ребенка или подростка, которая в свою очередь моделирует содержание его духовно-нравственного и физического развития. В данной трактовке автор рассматривает «предметную среду» в узком смысле - как средовое пространство заполненное атрибутами и предметами образовательного учреждения. В этой материальной и информационной среде (мебель и стенды учебных кабинетов, учебно-наглядные пособия, дидактические материалы, учебные фильмы, оборудование, оформление рекреационных помещений, школьный музей, выставки творческих работ и спортивных достижений обучающихся и пр.) обучающийся с помощью педагогов и осваивает окружающий его мир.

Предметно-пространственная среда образовательного учреждения рассматривается нами как совокупность предметов, представляющей собой наглядно воспринимаемую форму существования социальной культуры. В каждом объекте - предмете, с которым повседневно соприкасается обучающийся в образовательном учреждении, запечатлен социально-культурный опыт, знания, вкусы, способности и потребности предыдущих поколений людей. И задачей современного образовательного учреждения является создание такой социокультурной и развивающей образовательной среды, в которой присвоение подрастающим поколением общественно-исторического опыта человечества будет, безусловно, являться условием его, обучающегося, полноценного психического, физического и духовно-нравственного развития.

Социокультурная среда, созданная кропотливым трудом педагогов в образовательном учреждении, этот и есть «МИР», который оказывает формирующее воздействие на все стороны развития обучающегося.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: