Бюджетная система Республики Беларусь и принципы ее построения.
В связи с разграничением компетенции между Республикой Беларусь и составляющими ее административно-территориальными формированиями каждый из них имеет свой бюджет. Совокупность бюджетов всех уровней образует бюджетную систему Республики Беларусь.
Бюджетная система государства определяется государственным и административно-территориальным делением. Республика Беларусь - унитарное государство, включающее области, города, районы. В связи с этим бюджетная система включает бюджеты двух уровней: республиканский бюджет и местные бюджеты, которые в свою очередь содержат самостоятельные звенья: областные, районные, городские бюджеты, сельские и поселковые бюджеты.
Таким образом, бюджетная система Республики Беларусь представляет собой совокупность республиканского и местных бюджетов.
В зависимости от места в бюджетной системе каждый бюджет. участвует в финансировании расходов, имеющих республиканское, областное, городское, районное значение.
|
|
Бюджетная система, как любая самостоятельная управляемая система, основывается на определенных принципах. Закон «О бюджетной системе Республики Беларусь» устанавливает следующие принципы: единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов.
Принцип единствацементирует бюджетную систему, делает ее управляемой и централизованной.
Единство бюджетной системы обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, согласованными принципами бюджетного процесса, единством денежной системы, единой доходной базой всех уровней бюджетной системы.
Принцип полнотыбюджетной системы означает, что все бюджетные доходы, образующиеся на территории Республики Беларусь, зачисляются в соответствующие бюджеты.
Относительно расходов этот принцип означает, что все государственные расходы, финансируемые из основного централизованного денежного фонда государства, осуществляются через соответствующие бюджеты.
Принцип реальностибюджетной системы реализуется по нескольким направлениям. Во-первых, предусматриваемые в бюджете показатели по доходам и расходам основаны на реальных возможностях экономики
про извести определенный объем валового внутреннего продукта и национального дохода как условия финансирования доходов бюджета и освоить предусматриваемые ассигнования. Во-вторых, за всеми бюджетами закрепляются реальные доходные источники и те расходы, которые каждый бюджет финансирует в зависимости от своего места в бюджетной системе.
|
|
Принцип реальности способствует достижению сбалансированности между доходами и расходами бюджета и является важнейшим условием бюджетного планирования.
Принцип самостоятельностиозначает, что каждый орган власти имеет свой самостоятельный бюджет.
Принцип гласностив бюджетной системе обеспечивается через обязанность участвующих в бюджетном процессе субъектов делать это открыто, что достигается всесторонним обсуждением проектов бюджетов на будущий год. В этом принимают участие все заинтересованные стороны. Регулярно публикуется закон о государственном бюджете на новый бюджетный год.
Организация бюджетной системы и принципы ее построения представляют собой бюджетное устройство.
Бюджетная система Республики Беларусь имеет единую доходную базу, которая дает возможность маневрировать финансовыми ресурсами и осуществлять их перераспределение между различными видами бюджетов с целью оказания помощи отдельным административно-территориальным единицам и достижения полноты обеспечения каждого бюджета необходимыми средствами. Для этого некоторые бюджетные доходы установлены в качестве республиканских, которые поступают в республиканский бюджет, или, в определенных размерах передаются в местные бюджеты.
Под бюджетным процессом принято понимать установленный порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета. Продолжительность бюджетного процесса. как правило, составляет два года. Такая разбежка объясняется тем, что в различных странах установлены различные сроки утверждения отчетов об исполнении бюджетов.
Работа по составлению проектов бюджета начинается за 12 - 18 месяцев до начала нового бюджетного года. Как правило, бюджет составляет министерство финансов.
За последние десятилетия произошли глубокие изменения в методах составления проектов бюджетов. В настоящее время промышленно развитые страны применяют програмно-целевой метод с использованием современной компьютерной техники.
Составление проекта бюджета - одна из наиболее важных стадий бюджетного процесса. Именно на этом этапе закладывается политический и экономический курс государства на предстоящий период. На этой стадии определяются объем бюджета, степень покрытия расходов регулярными доходами, соотношение налогов и займов, главные направления расходования средств.
Подготовленный министерством финансов проект бюджета после его одобрения правительством представляется в высший законодательный орган государства. Во многих странах на случай возникновения проблемных вопросов создаются специальные комиссии из представителей правительства и законодательного органа.
Важное значение при рассмотрении и утверждении бюджета имеет бюджетная инициатива, под которой понимается право членов законодательного органа вносить изменения в представленный правительством проект бюджета. В развитых странах, как правило. законодательный орган либо вообще лишен бюджетной инициативы, либо она имеет крайне ограничительный характер. Введение программно-целевого метода составления проекта бюджета сокращает круг вопросов подлежащих рассмотрению законодательным органом.
Процедура рассмотрения и утверждения бюджета в разных странах различна, различны и сроки, в течение которых она должна быть завершена. Во Франции, например, она составляет 7 с дней, по истечении этого срока право утверждения бюджета переходит к правительству. После утверждения законодательным органом бюджет поступает на подпись главы государства. В случае наложения veto на законопроект о бюджете он возвращается в парламент для повторного рассмотрения.
|
|
В других странах при возникновении разногласий между парламентом и правительством может быть поставлен вопрос о доверии правительству либо последнему могут быть даны чрезвычайные полномочия по утверждению бюджета. Возможен и вариант роспуска парламента, тогда бюджет рассматривает и утверждает новый состав парламента.
Законодательства практически всех современных государств не исключает непринятие бюджета до начала нового бюджетного (финансового) года. В таком случае. как правило, действует принцип разрешения правительству использовать расходы в пределах сумм. сложившихся в соответствующие периоды прошлого года.
Утвержденный, получивший силу закона бюджет подлежит исполнению в течение года. В исполнении бюджета принимают участие все государственные органы. субъекты хозяйствования. Однако главная роль принадлежит министерству финансов. В исполнении бюджета важное значение имеет кассовое исполнение - организация сбора бюджетных средств, порядок выдачи бюджетных ассигнований, а также ведение учета и отчетности. Существуют три системы организации кассового исполнения бюджета: казначейская. банковская и смешанная.
Завершается бюджетный процесс утверждением отчета об исполнении бюджета. последний составляется министерством финансов и утверждается законодательным органом.