Внутренний обмен информацией и оценка деятельности
Руководство организацией должно определить и внедрить результативный и эффективный процесс обмена информацией по вопросам политики в области качества, требований, целей и их достижения. Обеспечение такой информацией будет способствовать улучшению деятельности организации и тотальному вовлечению ее работников в управление качеством.
Обмен информацией может включать:
– информирование производителей на рабочих участках, местах;
– групповые брифинги и совещания, например, по признанию достижений;
– использование досок объявлений, внутренних газет и журналов;
– аудио-, видео– и электронные средства, такие, как электронная почта и web-сайты;
– обзоры, подготовленные работниками, и представленные предложения.
В функции высшего руководства входит периодический анализ состояния СМК с целью обеспечения адекватности её проектной модели и результативного функционирования. Международными стандартами рекомендуется анализ со стороны руководства превратить в процесс, охватывающий всю организацию, и в трибуну по обмену новыми идеями, с открытой дискуссией и оценкой входных данных. По результатам анализа формируется обратная связь для совершенствования менеджмента качества. Входная информация для анализа и выходная информация как результаты анализа (табл. 8.1) являются объектами для стандарта предприятия и для сертификации СМК.
|
|
Таблица 8.1. Входные и выходные данные анализа руководства
Входные данные для анализа | Выходные данные анализа |
Результаты аудитов и самооценки Удовлетворенность заинтересованных сторон Соответствие процессов и продукции Результативность предупреждающих и корректирующих действий Возможности и изменения по улучшению СМК Рекомендации по улучшению СМК | Повышение результативности СМК и её процессов Улучшение продукции согласно требованиям потребителей Потребности в ресурсах Рекомендации по планированию будущих потребностей организации |
Из рассмотренных источников информации для анализа со стороны руководства менее изученным является самооценка. Самооценка – это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и об уровне зрелости СМК. Цель самооценки заключается в обосновании рекомендаций, основанных на фактах и касающихся деятельности организации в области качества. Самооценка заключается в измерении достижений и сравнении их с целями.
В настоящее время существует несколько моделей самооценки по определенному ряду критериев эффективности действующей СМК. Наиболее широко признаваемыми являются модели национальных и региональных премий по качеству, направленные на совершенствование управления организацией. Учитывая важную роль качества продукции для состояния экономики в целом, в ряде стран, в том числе и в России, учреждены премии по качеству. Впервые (1951 г.) премия по качеству была утверждена в Японии – премия Деминга, которая присуждается как предприятиям, так и отдельным лицам. В США с 1987 г. утверждена Национальная премия по качеству Малкольма Болдриджа, министра торговли, для компаний трех категорий: промышленные, работающие в сфере услуг и малого бизнеса. Болдридж М. приложил много усилий для повышения конкурентоспособности продукции путем улучшения её качества.
|
|
Европейским Фондом по управлению качеством (EFQM), основанным крупнейшими компаниями Европы (Филипс, Фольксваген, Нестле, Рено, Электролюкс, Фиат, Бритиш телеком и др.), в 1991 г. была утверждена Европейская премия по качеству. В России ежегодная премия по качеству присуждается с 1996 г. за достижение «значительных результатов в области качества продукции и услуг, обеспечение их безопасности, а также за внедрение организациями высокоэффективных методов управления качеством» [10] и явилась прообразом Европейской премии (рис. 8.2).
Роль руководства |
Использование персонала 2 |
Управление процессами |
Результаты бизнеса |
Планирование качества 3 |
Использование ресурсов 4 |
Влияние на общество 8 |
Удовлетворенность потребителей 7 |
Удовлетворенность персонала 6 |
Рис.8.2. Модель Российской премии по качеству
Бальная оценка критериев: 1–100, 2 – 12, 3 – 100, 4 – 100, 5 – 130, 6 – 90, 7 – 180, 8 – 60, 9 – 120. Таким образом, отдается 550 баллов на обеспечение результатов и 450 баллов полученным результатам.