Лекция 1. Теоретические основы государственного регулирования монополистической деятельности.
Подбор основного оборудования производственной котельной
После теплового расчета производственной котельной осуществляется выбор котлоагрегатов по тем же рекомендациям, что были сделаны для водогрейной котельной (см. предыдущую лекцию).
Стихийность многие годы считалась одной из главных черт капиталистического воспроизводства. Однако в полной мере эта черта была присуща капиталистической экономике лишь в эпоху свободной конкуренции (ХІХ в.) Стихийность была обусловлена обособленностью субъектов хозяйствования и их недостаточной информированностью. Царящей на рынке стихийности противостояли планомерные отношения внутри фабрики. Это частичная или частная планомерность. Частичная - потому что она охватывает часть хозяйства, частная - потому что мотивирована исключительно частными интересами.
С ростом общественного разделения труда устанавливались тесные связи между отдельными предприятиями. Все большее распространение получают кооперативные и контрактные формы взаимоотношений, широко внедрился маркетинг. Развитие средств связи повысило информированность предпринимателей.
|
|
Частная планомерность дополняется сегодня общей или общественной, (т.е. преследующей общественные интересы и охватывающей всю национальную экономику). Носителем общей планомерности является государство.
Объективная возможность государственного регулирования экономики появляется с достижением определенного уровня экономического развития, концентрации производства и капитала. К началу ХХ века планомерность становится объективной необходимостью. Это было связано прежде всего с образованием монополий, а также с необходимостью выполнения государством своих основных функций.
Планомерность - это согласованность, скоординированность экономических процессов, направленная на поддержание определенных пропорций в общественном производстве.
В основе планомерного регулирования лежит процесс обобществления производства. (Концентрация производства, укрепление целостности национального хозяйства).
В современных условиях государственное регулирование экономики является составной частью процесса воспроизводства. Оно решает различные задачи: например, стимулирование экономического роста, регулирование занятости, контроль над монополиями.
В силу ряда причин наиболее развитый механизм ГРЭ сложился в некоторых странах Западной Европы (Фр., Нидерланды, Скандинавские страны, Австрия, Испания), в Японии, ряде быстро развивающихся стран Азии и Латинской Америки. Слабее развито ГРЭ в США, Канаде, Австралии, где в отличие от Европы не было социально-экономических потрясений. (2 мировая война, социалистическая революция и возникновение лагеря социализма, а затем его распад) и где частный капитал обладал особенно сильными позициями. Но и в этих странах ГРЭ играет заметную роль, особенно в периоды ухудшения конъюнктуры, при высоких показателях безработицы и инфляции.
|
|
Необходимость государственного регулирования не отрицает сегодня никто, ни предприниматели, ни экономисты. Если в прошлом веке государству отводилась роль " ночного сторожа ", то сегодня в любой экономической системе государство выступает как экономический агент, обладающий правом и возможностью принуждения, например, в сфере налоговой политики, государственного законодательства.
Самой сложной проблемой является определение пропорций, в которых должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, а также установление границ и основных направлений государственного вмешательства.
Есть такие ситуации, в которых рынок не может обеспечить эффективное распределение ресурсов. В современной экономической литературе выделяют четыре случая такой ситуации;