В экономической литературе второй половины XX в., посвященной проблемам исследования монопольных и конкурентных рынков, существует многообразие понятия конкуренция. При этом выделяются несколько основных концепций, определяющих его содержание. В одной акцентируется внимание на поведении продавцов (покупателей); в другой в качестве основного признака выделяется структура рынка и наличие барьеров; в третьей в качестве важнейшего критерия выделяется отношение к научно-техническому прогрессу; в четвертой — к распределению ограниченных ресурсов; в пятой — отношение к потребителю.
Преимущественное положение в экономической литературе занимают определения, касающиеся поведения субъектов рынка.
В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона конкуренция рассматривается как «соперничество нескольких лиц (компаний) в достижении одной и той же цели. Конкуренты стремятся вытеснить друг друга, захватить в свое исключительное обладание то или иное благо, поэтому конкуренция всегда имеет характер борьбы».
Классическая политическая экономия рассматривала конкуренцию как нечто само собой разумеющееся, пронизывающее все отрасли экономики и ограничиваемое только субъективными причинами. А Смит впервые доказал, что конкуренция, уравнивая нормы прибыли, приводит к оптимальному разделению труда и каптала, и определил пять основных условий ее функционирования:
• конкуренты должны действовать независимо, а не в сговоре;
• число конкурентов (потенциальных или уже имеющихся) должно быть достаточным, чтобы исключить экстраординарные доходы;
• экономические субъекты должны обладать приемлемым знанием о рыночных возможностях,
• должна быть свобода действовать в соответствии с этим знанием;
• необходимо выждать время, чтобы направление и объем потока ресурсов стали отвечать желанию владельцев.
Конкуренция должна уравновешивать частные интересы и экономическую эффективность, и в этом смысле А. Смит отождествлял конкуренцию с «невидимой рукой» рынка — рыночными иенами, формирующимися под влиянием конкурентных сил.
В начале XX в. изменились взгляды на конкуренцию и ее роль в экономике. Основной критике подверглась модель совершенной конкуренции за чрезмерное внимание только к одному ее виду — ценовой конкуренции и за невозможность раскрыть ее сущность с помощью динамичной конкурентной борьбы, а также за игнорирование роли научно-технологических инноваций и воздействия государства на развитие и поддержку конкуренции.
Понимание того, что ограниченность ресурсов не позволяет достигнуть идеального решения функционирования систем как на монопольных, так и на конкурентных рынках, привело к тому, что в качестве основы концептуальных подходов к понятию сущности конкуренции стала рассматриваться проблема распределения в мире ограниченных производственных ресурсов и борьбы за их эффективное использование.
В условиях значительного опережения возможностей производства относительно спроса у производителей или продавцов не оказалось иного метода борьбы за свои конкурентные преимущества, как принятие концепции маркетинга. Ф. Котлер считает, что «конкуренция — поведение компаний, направленное на борьбу за деньги потребителей и их максимальное удовлетворение».
Профессор М. Портер выделяет пять конкурентных сил, результатом действия которых и является состояние конкуренции в отрасли.
1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли.
2. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью своих товаров-заменителей.
3. Потенциальное появление новых конкурентов.
4. Рыночная власть и средства воздействия, используемые поставщиками сырья.
5. Рыночная власть и средства воздействия, используемые потребителями продукции.
Значение этой модели состоит в том, что на основе общетеоретических подходов к оценке конкуренции в анализе участвуют как чисто экономические, так и психологические факторы поведения потребителей, определяющие силу конкурентного прессинга на отраслевом рынке.