Потенциальная конкуренция — вероятное вступление на рынок новых фирм, обусловленное возможностью получения высокой экономической прибыли либо других льгот. Реальный выход на рынок, а также угроза потенциального выхода на рынок новых компаний — важнейшие движущие силы конкуренции, способные в значительной степени ограничить любое монопольное поведение
Потенциальными конкурентами могут считаться:
• хозяйствующие субъекты, имеющие оборудование, кадры, технологии для изготовления товара-заменителя (предоставления услуги), но которым не удается реализовать эти возможности по каким-либо причинам;
• новые хозяйствующие субъекты;
• хозяйствующие субъекты, производящие в данный момент товар (предоставляющие услугу), но вне пределов географических границ определенного рынка.
Для установления возможности вхождения на рынок необходимо оценить предполагаемые барьеры входа на данный рынок.
Условно их подразделяют на барьеры чистого преимущества и стратегические.
Чистое преимущество — широкий термин для обозначения тех факторов, которые дают действующим на определенном рынке хозяйствующим субъектам конкурентное преимущество перед новыми компаниями, не обусловленное высшим уровнем эффективности или качеством товара. Это преимущество выражается на практике в виде следующих барьеров.
1. Административные барьеры. Большая часть таких правил (стандарты здравоохранения и безопасности) не направлена на ограничение конкуренции, но может тем не менее служить существенным барьером для входа на рынок. Даже правила, введенные по причинам безопасности и защиты потребителей, могут при несправедливом применении со стороны органов власти привести к ограничению конкуренции. Эта проблема особенно актуальна в России, так как лицензии предоставляются нередко без объективной оценки рыночной ситуации или технологической возможности заявителя, а размеры арендной платы за предоставленное в пользование муниципальное имущество зачастую вводятся произвольно.
Административное регулирование цен — нередкое явление со стороны муниципальных органов власти, нарушающее конкурентные условия рынка. Если цены на определенном рынке регулируются или контролируются (местной администрацией или антимонопольными органами), то как результат наблюдается сдерживание появления новых рыночных субъектов.
2. Тарифы, квоты, дотации. Тарифы дают внутренним производителям явное преимущество перед внешними производителями на внутригосударственном рынке, так как они исключают колебание цены, а квоты ограничивают уровень конкуренции, перед которым стоят внутренние производители. Если дотация дана уже существующим хозяйствующим субъектам, а не новичкам рынка, то она служит барьером для входа (выхода), поскольку неэффективные компании смогут выжить за счет более эффективных, не получающих дотацию. В принципе, дотация новичкам на концентрированных рынках может идти на пользу конкуренции, но это в современных российских условиях бывает редко.
3. Потребности финансирования. Государственные и муниципальные кредиты, дотации, бюджетные и внебюджетные субсидии остаются важными источниками финансирования, но их получают в основном уже действующие хозяйствующие субъекты, а не компании-новички. Исходя из этого в данный момент можно считать доступ к финансам существенным барьером для вхождения на рынок новичков. Вместе с тем уже существующие компании, имеющие больше доступа к государственным кредитам и заказам, финансовой поддержке и субсидированию, смогут легче диверсифицировать свой бизнес на новых географических или товарных рынках.
4. Неразвитость рыночной инфраструктуры (отсутствие необходимых логистических площадок, торговых и складских комплексов, консалтинговых и информационных служб). Проблема транспортной доступности и недискриминационного доступа к магистральным коммуникациям — одна из важнейших проблем вхождения на рынок новых субъектов.
5. Деятельность коррумпированных и криминальных структур.
В различных регионах доступ на определенные рынки строго контролируется криминальными и коррумпированными группировками, что является существенным барьером для вхождения на рынок новых хозяйствующих субъектов.