Декрет о трестах от 17 июля 1923 г

В Декрете подразумевалось, что тресты должны действовать раздельно, быть независимыми и освобождаться от прямого административного контроля государства Являясь государственными промышленными предприятиями, они должны сами формировать план производства и сбывать свою продукцию, действовать на началах коммерческою расчета с целью извлечения прибыли Декретом утверждалось, что именно трест объявляется единым предприятием, тогда как входящие в его состав заведения (фабрики, заводы, промыслы, магазины и т.п.) низводятся до уровня производственных единиц

Третий этап характеризуется достижением полной государственной монополией наивысшего расцвета, хозяйствующим субъектом стал экономический центр (система государственных учреждений), а производящим единицам отводились исключительно производственные функции. Ускоренная индустриализация и насильственная коллективизация окончательно реализовали административное принуждение. Рынок требовал сбалансированности, равновесия, а рывок вперед, определенный программой индустриализации, можно было сделать только при крупной структурной перестройке. В короткие сроки была построена материально-техническая база социализма, благодаря которой страна стала экономически самостоятельной. К концу 1930-х гг. в силу внешнеполитических условий государственный монополизм принял милитаризованную форму, сохранившуюся до конца 1980-х гг.

Система директивного планирования не могла опираться на экономические методы реализации плана. Рынок был заменен административной системой с жесткой централизацией и четким разграничением линий подчиненности

В этих условиях началась специализация министерств и их главков, породившая ряд проблем:

• создавались ведомственные барьеры, которые ослабляли и разрушали нормальные производственные связи между предприятиями разных министерств,

отсутствие кооперации стимулировало разрастание предприятий, они стремились удовлетворить свои потребности в ресурсах самостоятельно путем создания вспомогательных производств, что часто было нерационально и вело к большим потерям;

• происходило разбухание непроизводственного аппарата в промышленности.

4 этап. Во второй половине 1950-х — начале 1960-х гг. наблюдался рост жизненного уровня, количества и ассортимента потребительских товаров, возникла потребность в решении проблем реализации. Однако, по мнению западных исследователей (Ноув, Бофф, Верт), «система не была предназначена для реагирования на спрос. Она была построена таким образом, чтобы отвечать на приказы сверху и обеспечивать реализацию крупномасштабных инвестиционных проектов и наращивание объемов производства»1

В середине 1950-х гг. (четвертый этап) была реализована система мер, расширившая права союзных республик по руководству народным хозяйством и усилившая территориальный подход в управлении. Однако реформы Н.С. Хрущева ситуацию существенно не изменили. Согласно закону от 10 мая 1957 г., были созданы органы управления экономическими районами — совнархозы. К 1957г. на территории РСФСР действовало 70 совнархозов, в подчинение которым передали предприятия, находившиеся на территории данного экономического района. В этот период из союзного в республиканское подчинение было передано 11 тыс. предприятий, которые должны были установить прямые связи между собой. К концу 1957 г. доля предприятий республиканского и местного подчинения (малых и средних) возросла с 33 до 47%.

Новая система сохранила специализацию предприятий по отраслям. Снабжение промышленного предприятия каждого экономического района передавалось совнархозу с предоставлением ему самостоятельности в использовании выделенных району материальных ресурсов при сохранении централизованного планового распределения этих ресурсов по экономическим районам. Взамен многочисленных сбытоснабженческих контор различных министерств должны были быть образованы межотраслевые базы. Совнархозы непосредственно подчинялись Советам Министров союзных республик.

С 1959 г. отраслевые управления совнархозов были переведены на содержание за счет отчислений от себестоимости подчиненных им предприятий. Но ни совнархозы, ни их отраслевые производственные управления не осуществляли оперативно-хозяйственной деятельности. Таким образом, децентрализация властно-хозяйственных отношений при помощи новой системы в некоторой степени осуществлялась, но появились локально-территориальные монопольные структуры — совнархозы, деятельность которых была неэффективной. По мнению Дж. Боффа, «новые органы стали просто многоотраслевыми министерствами со схожими задачами, но только на областном и республиканском уровне».

Важно отметить, что весь монополизированный государством народнохозяйственный комплекс страны все-таки не мог обойтись без существования малых и средних предприятий. Их функционирование — объективный социально-экономический процесс. Мелкие предприятия продолжали существовать в государственной и кооперативной форме. Для малых предприятий это время было относительно благоприятным, так как они органично вписывались в территориальную экономику и не сталкивались с административными барьерами в процессе своего функционирования. По авторским оценкам, количество малых предприятий в России (с численностью промышленно-производственного персонала до 200 человек) в 1960 г. приближалось к 10 тыс. единиц и составляло около 60% всех функционирующих предприятий.

По другим оценкам, предприятия с численностью до 100 человек в 1962 г. составляли 30% числа всех предприятий, а производили всего 3,2% промышленной продукции. Следует отметить, что в период с 1956 но 1960 гг. в состав государственной промышленности были включены предприятия промысловой кооперации. В этой системе было более 200 тыс. предприятий, которые можно отнести по численности персонала к малым предприятиям. Они производили более 13% товаров народного потребления, продававшихся в основном по государственным ценам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: