Сущность и значение бюджетирования

Основные отличия нормативного метода учета затрат

от системы «стандарт-кост»

Область сравнения Стандарт-кост Нормативный метод
Учет изменений норм Текущий учет изменений норм не ведется Ведется в разрезе причин и инициаторов
Учет отклонений от норм прямых расходов Ведется расчетным путем после завершения процессов производства и сбыта Ведется с помощью первич- ного документирования в процессе расходования ресурсов
Учет отклонений от норм косвенных расходов Ведется с учетом возможного изменения объема производ-ства, при этом затраты делятся на переменные и постоянные Ведется исходя из конкрет - ной запланированной величины, превышать которую можно лишь с разрешения руководства
Степень регламентации Не регламентирован, не имеет единой методики установле – ния стандартов и ведения учетных регистров Регламентирован, разрабо - таны общие и отраслевые стандарты и нормы

В системе стандарт-кост значительно больше норм и нормативов и выявляется больше разновидностей отклонений, чем в нормативном учете. Кроме технических и технологических норм и нормативов, которыми ограничивается нормативный учет, стандарт-кост использует нормативные сметы затрат на управление, освоение производства новых видов продукции, расходы на продажу и т. п.

Стандарт-кост включает и анализ отклонений, при этом используются модели факторного анализа и экономико-математические методы. Фактические затраты в стандарт-косте, как и в нормативном методе, берутся из системы финансового учета.

Тема 16. Организация бюджетирования на предприятии

(2,5 часа)

1. Сущность и значение бюджетирования

2. Виды бюджетов и их характеристика

3. Способы контроля исполнения бюджетов

4. Анализ бюджетов как база принятия управленческих решений

Бюджет – это количественный план в денежном выражении, подготовленный и принятый для определенного периода, обычно показывающий планируемую величину дохода, которая должна быть достигнута, или расходов, которые должны быть понесены в течение этого периода, а также капитал, который необходимо привлечь для достижения данной цели.

Сущность бюджетирования состоит в разработке взаимосвязанных бюджетов, охватывающих всю производственно-финансовую деятельность предприятия и его структурных подразделений, с учетом текущих и стратегических целей высшего руководства. Составной частью процесса бюджетирования является контроль выполнения бюджетов, а также возможность корректирующих воздействий на отклонения от параметров бюджета.

Существует три основных подхода к формированию показателей бюджетов:

1. подход сверху-вниз – подразумевает, что процесс формирования бюджетов происходит исходя из показателей, которые устанавливает высшее руководство компании своим подразделениям. Как правило, «спускаемые сверху» показатели зависят от стратегических целей, которые необходимо достичь.

2. подход снизу-вверх – подразумевает, что процесс формирования показателей бюджетов происходит на основе планов подразделений, которые в итоге сводятся в генеральный бюджет компании. На основании генерального бюджета руководство корректирует свои стратегические цели, либо полностью пересматривает их.

3. комбинированный подход – подразумевает сочетание первых двух подходов. Высшее руководство, исходя из стратегических целей, устанавливает показатели для каждого подразделения, при этом показатели корректируются с учетом реальных возможностей и собственных планов подразделений. После проведенных корректировок происходит согласование бюджетных параметров между руководителями подразделений с высшим руководством.

Бюджетирование особенно эффективно на предприятиях, где применяют учет затрат по центрам ответственности, а также нормативный метод учета затрат, поскольку в этом случае за основу показателей бюджетов берутся не приблизительные данные, а научно обоснованные нормативы затрат, за соблюдение которых отвечают ответственные лица.

Бюджетирование нельзя назвать просто планированием, поскольку оно включает в себя также учет, контроль, анализ и принятие решений по выявленным отклонениям. Использование системы бюджетирования побуждает управляющих отдельных звеньев строить свою деятельность с учетом интересов организации в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: