Под эффективностью понимается соотношение результатов и затрат,
используемых для достижения полученного результата.
Виды эффективности рекламы. Традиционно различают экономическую,
коммуникативную и социальную эффективность рекламы.
Под экономической эффективностью рекламы понимают результат рекламной кампании предприятия, который выражается в улучшении показателей финансово-экономической деятельности фирмы, в том числе росте объемов реализации продуктов и услуг, увеличении прибыли, расширении занимаемого сегмента рынка и т.п. Экономическую эффективность рекламы определяют как отношение получаемой дополнительной прибыли к затратам на рекламу. Экономическая эффективность рекламы напрямую зависит от степени ее психологического воздействия на человека, т.е. от коммуникативной эффективности.
Коммуникативная эффективность рекламы характеризуется степенью
привлечения внимания потенциальных клиентов, яркостью и глубиной их
впечатлений, запоминаемостью рекламных обращений. Такая оценка актуальна
как до выбора окончательного варианта рекламного обращения (предварительные испытания), так и после проведения рекламных мероприятий (последующий
анализ).
Предварительный анализ направлен на снижение степени неопределенности
и риска, связанного с проведением рекламной кампаний фирмы. Это своего рода
тестирование рекламного обращения. Проведение такого исследования
необходимо для выявления ряда параметров (характеристик) рекламного
сообщения. В частности, оно позволяет выяснить:
. идентифицирует ли потенциальный клиент рекламное обращение с
конкретным рекламодателем, т. е. с конкретной фирмой;
. правильно ли клиент расшифровывает рекламное сообщение и
улавливает его смысл;
. достаточен ли уровень аргументации рекламного сообщения, и может
ли предполагаемый клиент ему доверять;
. вызывает ли рекламное обращение благоприятные ассоциации,
интерес и желание приобрести товар или услугу;
. достаточна ли степень привлекательности и запоминаемости
рекламного сообщения.
Для коммуникативного анализа рекламных сообщений можно (использовать
специальные методы, в том числе методы: отзыв с помощью, отзыв без помощи, методы Гэллапа-Робинсона и Старча, метод купонов, и др.
Отзыв с помощью состоит в том, что после просмотра рекламной продукции
клиентам задаются вопросы о том, повлияла ли реклама на их мнение о фирме и
ее продуктах или отношение к фирме было сформулировано заранее и осталось
неизменным после получения рекламной информации. Допускается помощь
интервьюируемому при ответах на вопросы.
Отзыв без помощи реализуется в форме анкетного опроса с заранее
подготовленными вопросами.
Методы Гэллапа-Робинсона и Старча позволяют оценить запоминаемость
рекламы посредством опроса клиентов через несколько дней после показа
рекламы.
Метод купонов заключается в том, что в рекламное сообщение,
опубликованное в газете или журнале, включается купон на некоторые льготы
(например, скидку). По числу поступивших купонов можно оценить
сравнительный эффект от размещения обращений в различных средствах массовой информации.
Метод волн. Первая волна будет проводиться до начала рекламной кампании. Вторая волна будет проходить после месяца работы. Третья волна – после полугодовой работы. Четвертая волна – после первого года работы.
При использовании рекламы в журналах и газетах туристские фирмы,
пожалуй, чаще всего используют в своей практической рекламной деятельности
метод купонов, так как он не требует вложений дополнительных средств, для
его проведения не нужна специальная подготовка работников и он достаточно
прост. Все остальные методы исследования эффективности туристской рекламы
предполагают разработку дополнительных методических материалов, например
анкет, опросников, тестовых заданий и т.п., поэтому их использование в
турфирмах ограничено.
Социальная эффективность рекламы связана с формированием новых
потребностей, совершенствованием вкусов, искоренением вредных привычек и
т.п. В туристском бизнесе к социальной рекламе можно отнести рекламу
туристских дестинаций, которая способствует продвижению отдельных городов и
регионов на мировой туристский рынок. Социальную эффективность рекламы
сложно измерить, но ее влияние на общество и целевую туристскую аудиторию
несомненно, и его надо учитывать.
Способы оценки эффективности рекламы. Оценка эффективности рекламной деятельности предприятий СКС и Т требует достаточно много усилий, средств и высокой компетентности персонала. Тем не менее, относительную эффективность рекламной кампании установить можно следующим образом.
Во-первых, соотношением объемов продаж продукта (в денежном выражении) или прибыли до и после проведения рекламной кампании и затраченной на нее суммы.
Во- вторых, изменением процента информированности заданной рекламной аудитории о рекламодателе, его товарном знаке, продукции и услугах. В последнем случае эффективность рекламы оценивается тем, насколько она выполняет свою информационную функцию. Часто для оценки эффективности рекламной кампании используют способ опроса по телефону. При общении с клиентом по телефону ему задается вопрос о том, откуда он получил информацию о фирме и ее продуктах. Затем осуществляется обработка полученных данных и выявляется наиболее эффективный рекламный источник. Однако при таком методе следует учитывать пропускную способность телефонных каналов, используемых в фирме.
Объективные данные можно получить тогда, когда нет потери недозвонившихся
клиентов. Многоканальные телефоны обеспечивают высокий уровень дозвона. При использовании способа опроса по телефону важно проследить количество
звонивших в динамике. Необходимо иметь в виду и фактор сезонности, так как
резкое увеличение звонков может быть связано не с эффектом рекламы, а с
началом очередного туристского сезона. Выявить фактор сезонности можно,
сопоставив данные текущего периода с аналогичным периодом прошлых лет.