Организация бюджетного процесса
Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством, деятельность представительной и исполнительной власти по составлению, рассмотрению и исполнению бюджета. В ходе своего развития бюджетный процесс приобрел четкие правила и установки по прохождению бюджета.
Главные критерии бюджетного процесса: сроки; количественное выражение показателей; транзитные средства; соотношения доходов и расходов; обоснование бюджетных показателей; определенный список документов; учреждения отвечающие за реализацию бюджета.
Основные принципы:
1. Единство (выражение единства власти и соответствующего ему единства финансовой политики);
2. Полнота (точная величина расходов, обеспечение поступления всех доходов);
3. Реальность (оптимальное сочетание потребности государства с его возможностями);
4. Количественность (величина совершающихся доходов и расходов должна соответствовать достигаемой цели);
5. Качественность (какие доходы и расходы и с какими целями должны быть осуществлены);
|
|
6. Ясность (доходчивость и убедительность всех бюджетов);
7. Гласность (открытость, достаточность бюджетной информации);
8. Подконтрольность (наличие государственного финансового контроля за всеми финансовыми средствами);
9. Своевременность;
10. Ежегодность (отдельные бюджеты должны составляться каждый год).
Бюджетный процесс РФ включает в себя пять этапов:
1. Составление бюджета (за 18 месяцев до начала финансового года организует правительство);
2. Рассмотрение бюджета (комитеты и комиссии государственной думы постатейно рассматривают предложенный проект, после чего проводятся открытые дискуссии на заседаниях верхней и нижней палат);
3. Утверждение бюджета (Государственная Дума утверждает бюджет по отдельным статьям и по приложениям, а также в целом по бюджету, если такое заключение не выносится к первому декабря предшествующего финансового года, то правительство принимает решение о ежемесячном расходовании средств в 1/12 суммы предыдущего года, заканчивается этап утверждением проекта бюджета президентом);
4. Исполнение бюджета;
5. Контроль за исполнением (осуществляет большое количество органов, основной - Счетная палата при Государственной Думе).
Бюджетная политика - это политика государства в области бюджета, предполагающая согласованность с налоговой, валютной и денежно - кредитной политиками.
Формирование бюджетной политики определяется единством трех основных задач:
1. Разработка концепции развития финансов, а в частности бюджета;
2. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий год и в среднесрочной перспективе, а также получение доходов по этим периодам;
|
|
3. Реализация через адекватный бюджетный механизм поставленных задач.
Бюджетный механизм - это комплекс методов реального воплощения бюджетной политики. Одним из основных направлений бюджетной политики является управление бюджетным дефицитом.
Бюджетный дефицит - это финансовое явление, отражающее превышение расходов бюджета над его доходами. Обратный случай, то есть превышение доходов над расходами является профицитом бюджета (положительное сальдо). В современном мире нет государства, которое не завершало бы бюджетный год без дефицита. Причины дефицита бюджета заключаются в:
1. Необходимости крупных государственных вложений в развитие экономики;
2. Возникновении чрезвычайных обстоятельств, когда приходится прибегать к незапланированному финансированию;
3. Кризисных явлениях в экономике страны: низкая эффективность общественного производства; нерациональность бюджетных расходов; неэффективный бюджетный механизм; застойность финансовой системы страны; оборот "теневого" капитала в огромных масштабах; невысокий уровень бюджетного контроля.
Бюджетный дефицит может быть урегулирован в соответствии с тремя концепциями:
1. Ежегодно балансируемый бюджет;
2. Функционирующие финансы;
3. Бюджет, балансируемый на циклической основе.
Источники покрытия бюджетного дефицита. В экономической системе с фиксированным количеством денег в обращении применяются два традиционных способа: государственные займы и усиление налогообложения. Государственные займы подразделяются на внутренние и внешние.