Бюджетная политика

Организация бюджетного процесса

Бюджетный процесс - это регламентированная законодательством, деятельность представительной и исполнительной власти по составлению, рассмотрению и исполнению бюджета. В ходе своего развития бюджетный процесс приобрел четкие правила и установки по прохождению бюджета.

Главные критерии бюджетного процесса: сроки; количественное выражение показателей; транзитные средства; соотношения доходов и расходов; обоснование бюджетных показателей; определенный список документов; учреждения отвечающие за реализацию бюджета.

Основные принципы:

1. Единство (выражение единства власти и соответствующего ему единства финансовой политики);

2. Полнота (точная величина расходов, обеспечение поступления всех доходов);

3. Реальность (оптимальное сочетание потребности государства с его возможностями);

4. Количественность (величина совершающихся доходов и расходов должна соответствовать достигаемой цели);

5. Качественность (какие доходы и расходы и с какими целями должны быть осуществлены);

6. Ясность (доходчивость и убедительность всех бюджетов);

7. Гласность (открытость, достаточность бюджетной информации);

8. Подконтрольность (наличие государственного финансового контроля за всеми финансовыми средствами);

9. Своевременность;

10. Ежегодность (отдельные бюджеты должны составляться каждый год).

Бюджетный процесс РФ включает в себя пять этапов:

1. Составление бюджета (за 18 месяцев до начала финансового года организует правительство);

2. Рассмотрение бюджета (комитеты и комиссии государственной думы постатейно рассматривают предложенный проект, после чего проводятся открытые дискуссии на заседаниях верхней и нижней палат);

3. Утверждение бюджета (Государственная Дума утверждает бюджет по отдельным статьям и по приложениям, а также в целом по бюджету, если такое заключение не выносится к первому декабря предшествующего финансового года, то правительство принимает решение о ежемесячном расходовании средств в 1/12 суммы предыдущего года, заканчивается этап утверждением проекта бюджета президентом);

4. Исполнение бюджета;

5. Контроль за исполнением (осуществляет большое количество органов, основной - Счетная палата при Государственной Думе).

Бюджетная политика - это политика государства в области бюджета, предполагающая согласованность с налоговой, валютной и денежно - кредитной политиками.

Формирование бюджетной политики определяется единством трех основных задач:

1. Разработка концепции развития финансов, а в частности бюджета;

2. Определение основных направлений использования финансовых ресурсов на текущий год и в среднесрочной перспективе, а также получение доходов по этим периодам;

3. Реализация через адекватный бюджетный механизм поставленных задач.

Бюджетный механизм - это комплекс методов реального воплощения бюджетной политики. Одним из основных направлений бюджетной политики является управление бюджетным дефицитом.

Бюджетный дефицит - это финансовое явление, отражающее превышение расходов бюджета над его доходами. Обратный случай, то есть превышение доходов над расходами является профицитом бюджета (положительное сальдо). В современном мире нет государства, которое не завершало бы бюджетный год без дефицита. Причины дефицита бюджета заключаются в:

1. Необходимости крупных государственных вложений в развитие экономики;

2. Возникновении чрезвычайных обстоятельств, когда приходится прибегать к незапланированному финансированию;

3. Кризисных явлениях в экономике страны: низкая эффективность общественного производства; нерациональность бюджетных расходов; неэффективный бюджетный механизм; застойность финансовой системы страны; оборот "теневого" капитала в огромных масштабах; невысокий уровень бюджетного контроля.

Бюджетный дефицит может быть урегулирован в соответствии с тремя концепциями:

1. Ежегодно балансируемый бюджет;

2. Функционирующие финансы;

3. Бюджет, балансируемый на циклической основе.

Источники покрытия бюджетного дефицита. В экономической системе с фиксированным количеством денег в обращении применяются два традиционных способа: государственные займы и усиление налогообложения. Государственные займы подразделяются на внутренние и внешние.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: