Экономическая роль государства в современных условиях

В самом общем виде можно сказать, что современное государство –это государство, которое отстаивает свои национальные интересы и обеспечивает свою национальную экономическую безопасность в условиях неограниченной международной конкуренции. Количественное выражение такого определения равнозначно выявлению оптимума между открытостью национальной экономики и поддержкой своих производителей на внутреннем и внешнем рынках.

В этой связи новый ракурс получает рассмотрение экономической роли государства в целом. Появилось основание исследовать его экономическую роль не по степени вмешательства в рыночный механизм, а по степени участия в обеспечении внутренних и внешних условий функционирования национальной экономики. Иными словами, экономически эффективным государство может быть только тогда, когда эффективной является сама экономика.

Государственное регулирование многообразно по формам и методам осуществления, их сочетанию в те или иные периоды развития национальной экономики. Они дают разный эффект, сопровождающийся различными социально-экономическими последствиями. Реально результат государственного управления нередко оказывается прямо противоположным: вместо предполагавшейся стабилизации – продолжающийся спад, вместо поощрения реального сектора экономики – его свертывание, вместо защиты отечественных производителей с помощью таможенных мер – неумеренный вывоз сырья и т. п.

Государственное регулирование – это особая сфера деятельности людей, у каждого из которых имеются собственные интересы и предпочтения. Экономическая политика формируется на основе политических решений, а они, очевидно, могут в большей или меньшей степени соответствовать экономической эффективности и справедливости. Поэтому важно учитывать момент политической осуществимости разрабатываемой экономической политики.

При формировании макроэкономической политики необходимо учитывать так называемый эффект мультипликатора. Он означает наличие в экономике таких передаточных механизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене.

Мультипликатор описывает продуктивность инструментов государственного регулирования экономики.

В то же время активное государственное вмешательство сопровождается побочными негативными эффектами. Появляются так называемые изъяны, или «провалы», государства. Изъян государства – это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответствие социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.

В результате негативных эффектов правительственные программы не столько устраняют недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные решения. Однако наличие изъянов государства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны рынка.

Макроэкономика – это наука о факторах и результатах развития национального хозяйства в целом. Она играет двоякую роль в отражении объективного процесса экономического развития. Во-первых, выражая данный процесс в теоретических категориях, позволяет с известной степенью точности сделать выводы о ее ближайшем будущем. Во-вторых, дает возможность на практике сознательно воздействовать на экономику при помощи той или иной модели макроэкономического регулирования, включающей определенный экономический инструментарий для такого действия.

Для макроэкономического регулирования, выбора его конкретных моделей принципиальными являются следующие моменты: 1) субъекты регулирования – государство или другие экономические институты; 2) форма воздействия на экономику – методы, основанные на использовании экономических механизмов с ограничением командных, административных начал, или методы с преобладанием командного начала; 3) временной период, в течение которого осуществляется регулирование: краткосрочный – с постоянной под настройкой национальной экономики или долгосрочный – со стремлением добиться рыночного равновесия или стабилизации с использованием ограниченного набора методов воздействия.

В современных концепциях рыночной экономики непрерывность и преемственность производства на уровне макроэкономики рассматривается в модели экономического оборота продуктов и дохода, которая представлена на рис. 8.1.

Основной спор в современной науке идет не о существе экономической системы как таковой, а о вариантах конкретных действий по ее регулированию. При этом макроэкономика практически отрицает централизованное управление как способ сознательного упорядочения экономической системы.

 
 

Рис. 8.1. Модель экономического оборота

Когда мы ставим вопрос о субъектах макроэкономического регулирования, то четко вырисовываются два направления в современном макроэкономическом анализе: с одной стороны – представители кейнсианского и неокейнсианского направления (Дж. Мид, Дж. Тобин, Р. Солоу, Н. Калдор и др.), склонные считать государство важнейшим экономическим субъектом; с другой – монетаристы, приверженцы теории рациональных ожиданий, представители экономики предложения (Ф. Хайек, М. Фридмэн, Р. Лукас, Т. Серджент и др.), предполагающие, что в восстановлении макроэкономического равновесия главная роль принадлежит самим экономическим субъектам, спонтанному действию рыночных сил саморегулирования. Это деление прослеживается и по другим вопросам.

Макроэкономическое регулирование утвердилось в практике развитых стран в 30-е гг. XX в. в виде государственного вмешательства в хозяйственную жизнь и первоначально имело антикризисную направленность. При этом в методах антикризисного регулирования преобладало известное командное начало (кейнсианская модель). Видоизменяясь, модифицируясь, совершенствуясь, такой способ сознательного воздействия на экономику существовал до начала 1970-х гг. В дальнейшем наметился отход от этих, казалось бы, уже незыблемых принципов, связанных с верой во всемогущество государства. Традиционная кейнсианская модель регулирования сменилась монетаристской.

Новые формы воздействия на макросистему предполагают лишение государства почти полностью (на микроуровне, по крайней мере) функции изучения конъюнктуры. Понятно, что определение параметров макросистемы остается прерогативой государства, хотя бы потому, что частному производителю это не под силу, да и не нужно, так как он оперирует в определенном сегменте рынка, в известной части макроэкономической системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: