Задача вожатого - создать максимально благоприятные условия для быстрой и безболезненной адаптации детей.
Ведущая деятельность: знакомство, сплочение. В это время каждому члену группы присуще:
· Готовность к работе и радужные ожидания
· Изучение ситуации и действующих лиц
· Зависимость от авторитетов и иерархии
· Потребность найти свое место
· Адаптация, вхождение каждого в коллективные отношения
Задачи периода:
· Познакомить ребят, создать благоприятный эмоциональный настрой
· Предъявить единые требования к режиму дня и дисциплине
· Узнать их увлечения, характера, выявить лидеров
· Познакомить всех с содержанием работы, откорректировать план с учетом пожеланий и предложений
2 стадия. Борьба и разочарование.
Это борьба за «раздел территории», борьба за власть. Появляется соперничество между потенциальными лидерами. В это время неизбежны в отряде стычки, скрытые и явные конфликты, идет формирование микрогрупп в коллективе.
В это время каждому члену группы присуще:
|
|
· Чувство несоответствия надежд и реальности;
· Недовольство целями, задачами, методами и планами действия;
· Споры за власть и внимание;
Задача вожатого в данный период — помочь ребятам осмыслить ситуацию и найти конструктивный выход из ситуаций и конфликтов, выработать стиль совместной деятельности; не допустить появления «отверженных» в коллективе.
Задачи периода:
· Вызвать в группе состояние неудовлетворенности отсутствием единства;
· Добиться единства мнений по наиболее важным вопросам жизни и отношений в группе;
· Определить совместную деятельность, актуальную в данной ситуации для каждого и для всех;
· Способствовать успеху этой деятельности;
· Склонить в свою сторону лидеров групп.
Ведущая деятельность: поиск компромисса, сотрудничества.
3 стадия-Доверие. Это стадия характеризуется появлением привязанности, сплоченности, устанавливается более тесная эмоциональная связь друг с другом. На первый план выходит партнерство, взаимопонимание. На этом этапе вожатый продолжает выступать в роли руководителя, носителя норм, но атмосферу в коллективе уже создают сами дети.
Ведущая деятельность: разделение обязанностей для внутригрупповых мероприятий. В это время каждому члену группы присуще:
· Разрешение противоречий;
· Достижение гармонии, доверия, уважения, уверенности и поддержки;
· Содействие самоопределению группы, как самой лучшей.
· Разделение обязанностей и ответственности;
· Этап разрешения означает, что каждый в группе: — понимает, о чем речь; — имеет право голоса; — поддерживает решение; — желает работать.
|
|
Для того чтобы как можно более эффективно распределить обязанности, можно ввести внутригрупповое чередование творческих поручений (ЧТП). Чем больше их будет, тем интереснее будет каждому члену группы попробовать себя в разных ролях, побывать в ситуации ответственности за какую-то важную деятельность. ЧТП могут быть весьма разнообразными: дежурный командир; дежурный по столовой; «золушка» (отвечает за чистоту в комнатах или где-нибудь ещё); человек-будильник; почтальон (разносит подарки, посылки и письма членам своей группы или какой-то другой); глашатай (он объявляет расписание дня, или громко кричит, созывая всю группу); летописец-1 (фиксирует в интересной форме, что произошло с группой за этот день); летописец-2 (записывает идеи во время мозгового штурма); и т.д.
4 стадия - Самостоятельность (период делового сотрудничества).На этой стадии необходимо направить ребят в созидательное русло, деятельность на благо окружающих людей, всего лагеря. В противном случае можно заметить появление фраз «Мы лучше всех! Только мы самые дружные, самые талантливые, самые-самые.
Ведущая деятельность: вожатому необходимо на данной стадии обеспечить поле деятельности своему отряду, показать уникальность и неповторимость других людей и других отрядов.
В это время каждому члену группы присуще:
· Радость от участия в работе группы;
· Чувство силы команды;
· Настрой на успех;
· Желание быть вместе, общаться друг с другом, провести ещё одно дело.
Задачи периода работы:
· Утверждение чувства ответственности за успех деятельности группы;
· Поддержка мажорного настроения в группе за счет содействия успеху деятельности;
· Учить планировать, анализировать, давать оценку деятельности, подводить итоги, учить самооценке;
· Обеспечение широкого круга общения группы на базе деятельности;
· Предоставить каждому возможность осознать себя, свои возможности.
5 стадия - Расставание. Этот период характеризуется повышенной напряженностью, ребятам предстоит разлука со своими друзьями, они чувствуют это и переживают. На этой стадии важно поддерживать ребят, создавать оптимистический настрой, показывать перспективы их личностного развития.
Ведущая деятельность: анализ и рефлексия.
В это время каждому члену группы присуще:
· Грусть и признательность;
· Резкий подъем или спад настроения;
· Гордость за достижения;
· Чувство близости к членам группы;
· Уверенность, внутренняя раскомплексованность;
· Терпение друг к другу, принятие друг друга, какие есть.
Задачи периода:
· Побудить к дальнейшему саморазвитию;
· Содействовать применению полученных навыков;
· Содействовать качественному росту коллектива;
· Содействовать перспективности внутригрупповых отношений.