Радиально-упорного конического двухрядного роликоподшипника

Рисунок 5.33 - Абразивный износ на беговой дорожке наружного кольца

Дополнительные виды износа. При прохождении электрического тока через шарикоподшипник на беговых дорожках появляются точки, расположенные цепочкой. При прохождении электрического тока через роликоподшипник на беговых дорожках появляются риски, полоски параллельные оси вращения (рисунок 5.34). Повреждения от прохождения электрического тока присутствуют лишь на одной беговой дорожке – это результат неравномерного распределения нагрузки по рядам тел качения двухрядного подшипника.

Рисунок 5.34 - Следы прохождения электрического тока на наружном кольце

двухрядного сферического радиального роликоподшипника

Коррозионный износ – результат конденсации влаги в корпусе подшипника при отсутствии смазочного материала (рисунок 5.35) или попадания воды. Коррозионные разрушения всегда начинаются с поверхности металла. Коррозия на деталях подшипников бывает двух видов - сплошная и местная. Сплошная коррозия покрывает ровным слоем и изменяет шероховатость поверхности деталей, не образуя отдельных очагов. Местная коррозия наблюдается в виде пятен, глубина которых может быть от незначительного точечного углубления до язвин.

Рисунок 5.35 - Следы местной коррозии наружного кольца подшипника

Второй уровень необходим для определения действующих сил [358]:

- радиальная сила, приложенная в одной точке, от веса деталей механизма или от технологической нагрузки, постоянная по направлению (местное нагружение);

- радиальная сила, приложенная в двух точках, деформирующая наружное кольцо подшипника, возникает в результате отклонений формы посадочного места подшипника;

- радиальная сила, приложенная в одной точке, совершающая периодическое колебательное движение в ограниченном секторе;

- радиальная сила, вращающаяся вместе с валом, возникает при неуравновешенности ротора, при изгибе вала (циркуляционное нагружение);

- осевая сила, действующая в продольном направлении на все тела качения, в результате изгиба вала, несоосности валов, воздействия продольной технологической нагрузки.

Воздействие указанных сил приводит к появлению на беговых дорожках подшипника характерных повреждений [361]. Следы радиальной силы, приложенной в одной точке, постоянной по направлению, при вращающемся внутреннем и неподвижном наружном кольце проявляются в виде непрерывного следа на внутреннем кольце и местном изнашивании наружного кольца (рисунок 5.36).

а) б)

Рисунок 5.36 – Следы радиальной силы, постоянной по направлению: а) непрерывный след износа на внутреннем кольце; б) местное изнашивание наружного кольца

Если неподвижным является внутреннее кольцо, а подвижным наружное, тогда воздействие постоянной радиальной силы проявится в виде непрерывного следа износа на наружном кольце и местном изнашивании внутреннего кольца.

При деформации наружного кольца подшипника в результате отклонений формы посадочного места на наружном неподвижном кольце появится осповидное выкрашивание в двух точках (рисунок 5.37).

Рисунок 5.37 – Осповидное выкрашивание в двух местах на беговой дорожке

наружного кольца двухрядного сферического радиального роликоподшипника

при отклонении формы посадочного места крышки подшипника

Радиальная сила, приложенная в одной точке, совершающая периодическое колебательное движение в ограниченном секторе приводит к местному изнашиванию наружного и внутреннего колец подшипника (рисунок 5.38). Такой вид изнашивания характерен для шарнирных механизмов, в которых вал совершает колебательные движения.

Радиальная сила, вращающаяся вместе с валом, приведет к появлению постоянного следа износа на неподвижном наружном кольце и местного выкрашивания на внутреннем кольце (рисунок 5.39).

Осевая сила, действующая в продольном направлении, вызывает смещение следов износа на кольцах подшипника (рисунок 5.39). Дополнительно, о воздействии осевой силы судят по наличию засветлений на торцах роликов (рисунок 5.40).

Рисунок 5.38 – Местное изнашивание беговой дорожки наружного кольца

двухрядного радиального роликоподшипника при колебательном движении

Рисунок 5.39 – Местное выкрашивание внутреннего кольца шарикоподшипника

при вращающейся радиальной силе и неподвижном наружном кольце

при одновременном воздействии осевой силы

Рисунок 5.40 – Засветления на торцах роликов одной из беговых дорожек

двухрядного радиального роликоподшипника при воздействии осевой силы

Третий уровень определяет характер взаимодействия контактирующих поверхностей. В подшипниковом узле имеются как неподвижные, так и подвижные контактирующие поверхности деталей. Осмотр подшипника качения проводится последовательно от посадочной поверхности подшипника в корпусе механизма к посадочной поверхности внутреннего кольца на вал.

Если поверхности внутреннего кольца и вала неподвижны, то посадочная поверхность кольца подшипника и посадочного места ответной детали (вала или корпуса) имеет матовую поверхность (рисунок 3.11).

Фреттинг-коррозия возникает при перемещении контактирующих поверхностей под воздействием переменных сил или вибраций. Проявляется в виде интенсивного окисления поверхностей, темных пятен на посадочных поверхностях колец подшипников (рисунок 3.12). Приводит к стуку, ударам при работе подшипника. При дальнейшем развитии приводит к зарождению усталостных трещин.

Ослабление посадки подшипника в результате ошибок монтажа, эксплуатации часто приводит к проворачиванию подшипника на валу и в корпусе (рисунок 3.13). Проворот подшипника сопровождается увеличением температуры узла, изменением характера шума и вибрации и приводит к недопустимому износу корпусных деталей.

Если нагрузка неравномерно распределяется по длине ролика или между рядами тел качения двухрядного подшипника (рисунок 5.41), то долговечность подшипника значительно снижается. Причина - перекос корпуса подшипника.

а) б)

Рисунок 5.41 – Неравномерное выкрашивание по длине роликов (а) радиального

роликоподшипника и беговым дорожкам (б) двухрядного радиального


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: