Варіанти завдань 1 страница

ЧААДАЕВ Петр Яковлевич (1794-1856) – русский мыслитель и публицист, друг А. С. Пушкина. Собственно культурологические взгляды Ч. Формировались главным образом под влияние Гегеля и Шеллинга. Он считал, что источником физического и духовного мира был божественный первотолчок, давший материи движение, а человеку – способность передачи из поколения в поколение всемирно-исторического опыта, направляемого, как у Гегеля, «всевышним разумом» Ч. Полагал, что личный интерес и эгоистические стремления ведут человека ко злу, а подчинение общему, объективному, всечеловеческому началу ведет к нравственному добру, к идеальному общественному устройству, которое будет увенчано установлением «царства Божьего на Земле». Акцент на социальной справедливости, братстве и дружбе людей независимо от их сословных и национальных различий, делает Ч. провозвестником современных христианско-демократических движений и идей экуменизма.

СЛОВАРЬ

Литература и искусство.

Художественная жизнь 20-х годов развивалась сложно, в борьбе художественных взглядов и систем. Со своими декларациями выступили литературные группировки футуристов, лефовцев, конструктивистов. Общим для них был взгляд на искусство как да средство преобразования мира. Порвавшие с Пролеткультом писатели и поэты (М.П. Герасимов, В.В. Казин, И.Н. Садофьев и др.) организовали литературное объединение «Кузница» (по названию одноименного журнала). Группа объявила себя единственной организацией, выражающей интересы революционного рабочего класса.

В начале 20-х годов возникли российская и московская пролетарские писательские ассоциации (РАПП и МАПП). Руководители обеих организаций видели одну из задач объединяемых ими литераторов в воздействии на читателя в «сторону коммунистических задач пролетариата».

Идентичные процессы происходили в сфере музыкальной жизни. За отражение в творчестве композиторов тем, связанных с созданием нового общества, выступала Российская ассоциация пролетарских музыкантов (РАПМ). Ассоциации проявляли нетерпимость в отношении так называемых непролетарских писателей и композиторов. Борьбу за «чистоту» пролетарского искусства вела Российская ассоциация пролетарских художников (РАГГХ).

Многие писатели и драматурги 20-х годов обращались к историческому прошлому страны (романы А.П. Чапыгина «Разин Степан» и О.Д. Форш «Одеты камнем»).

Особенности советской культуры (1936 – 1985 гг.)

Культурная жизнь в советской России обрела новое измерение. Хотя до начала 30-х гг. существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки, ведущей была установка на тотальный разрыв с прошлым, на подавление личности и возвеличивание массы, коллектива, что являлось полным отрицанием главного итога петербургского периода. Раздавались даже призывы сжечь Рафаэля во имя нашего завтра, разрушить музеи, растоптать искусства, цветы. Пышным цветом расцвел социальный утопизм, наблюдался мощный порыв к новым формам жизни во всех ее сферах, выдвигались различные технические, литературные, художественные, архитектурные проекты вплоть до экстравагантных. Например, шла речь о коммунистическом преобразовании всего быта. Планировалось строить такие жилые дома, в которых были бы только небольшие уединенные спальни, а столовые, кухни, детские комнаты становились общими для всех.

Отрицание бессмертия души вело к идее бессмертия тела. Помещение тела Ленина в мавзолей было связано и с надеждой когда-нибудь воскресить его. В подсознании русского народа всегда теплилась надежда на возможность бессмертия тела. Н.Ф. Федоров считал главной проблему «воскрешения отцов». Коммунизм, замахнувшийся на создание царства Божьего на Земле, получил одобрение у народа еще и потому, что поддерживал веру в телесное бессмертие. Поколение людей, выросшее в условиях советской мифологии, было потрясено физической смертью Сталина, не отсюда ли такое грандиозное «великое прощание» и не рухнула ли после этой смерти на подсознательном уровне вера в коммунизм?

Большевизм довел до логического конца сформировавшуюся в европейской мысли XVIII—XIX вв. идею активного преобразования, переделки природы, создав концепцию преобразования природы. Уже в первые годы советской власти Л.Д. Троцкий заявлял, что, покончив с классовыми врагами, большевики начнут переделывать природу. У А.М. Горького в 30-томном собрании сочинений, вышедшем в 50-е гг., можно найти статью под названием «О борьбе с природой». В других статьях Горький утверждал, что «в Союзе Советов происходит борьба разумно организованной воли трудовых масс против стихийных сил природы и против той «стихийности» в человеке, которая по существу своему есть не что иное, как инстинктивный анархизм личности». Культура, по Горькому, оказывается насилием разума над зоологическими инстинктами людей.

Теоретические выкладки реализовывались на практике в послевоенном «великом сталинском плане преобразования природы». После смерти Сталина было прекращено строительство большого числа крупных объектов, среди которых Главный Туркменский канал, канал Волга-Урал, Волго-Каспийский водный путь, заполярная железная дорога Чум-Салехард-Игарка. Последним отголоском тех времен стал печально известный план переброски на юг части стока, северных рек.

В 30-е гг. в развитии культуры наступил новый этап. С относительным плюрализмом предыдущих времен было покончено. Все деятели литературы и искусства были объединены в единые унифицированные союзы. Утвердился один-единственный художественный метод - метод социалистического реализма. Новаторским порывам был положен конец. Были восстановлены в правах некоторые элементы национальной культурной традиции. Сложилась национальная модель тоталитаризма.Оказалось восстановленным некое архаичное состояние общества. Человек оказался тотально вовлеченным в общественные структуры, а невыделенность человека из массы - одна из основных черт архаичного социального строя. Вместе с тем при внешнем сходстве, например, с положением человека в Московском царстве, существовали серьезные отличия. Индустриализация общества придавала ему динамику, стабильность архаического общества была невозможна. Нестабильность положения человека в обществе, его неорганическая вовлеченность в социальные структуры заставляли человека еще больше дорожить своим социальным статусом. Потребность в единении с другими людьми — естественная потребность человека любой культуры. Даже в индивидуалистической культуре Запада известно явление так называемого эскапизма, т.е. бегства от свободы,отмеченное Э. Фроммом. Другое дело, когда эта потребность становится единственной и доминирующей. Тогда это мощный психологический корень социального утопизма, социальная опора для проектирования идеального общества. Любой подобный проект ведет к тоталитаризму, который в самом широком смысле этого слова - господство всеобщего над индивидуальным, безличного над личным, всех над одним. Естественный ограничитель тоталитаризма - собственность, понимаемая не просто как экономическая категория, а как всеобщая общецивилизационная основа для развития свободы личности.

Постсталинский период отечественной истории характеризуется медленным, постепенным, с зигзагами и отступлениями, восстановлением контактов и связей с мировой культурой, переосмысливается понимание роли личности, общечеловеческих ценностей.

Советский период оказал серьезное воздействие на образ мышления народа, его ментальность, типичные черты личности русского человека. Это отметили крупные писатели, знатоки человеческих душ М.А. Шолохов и А. И. Солженицын. По свидетельству сына М.А. Шолохова, отец говорил ему, что у дореволюционных людей было иное отношение к жизни: «как к чему-то бесконечно прочному, устойчивому, несоизмеримому с человеческими целями и возможностями... Человек с детства учился стойкости, приучался винить в своих неудачах самого себя, а не жизнь...». А.И. Солженицын отмечает потерю народом таких качеств, как открытость, прямодушие, уживчивость, долготерпение, долговыносливость, непогоня за внешним успехом, готовность к самоосуждению и раскаянию, и др.

АБЕЛЯР Пьер (1109-1142) – французский философ и теолог. В характерном для средневековой культуры философском споре о природе универсалий (в котором выражалась борьба материализма с идеализмом) придерживался близких к материализму идей концептуализма, остро полемизируя против схоластического реализма. Книга А. «Да и нет», выдвигавшая требование ограничить религиозную веру «разумными основаниями» и вскрывавшая непримиримые противоречия в суждениях церковных авторитетов, в условиях средневековья имела прогрессивное значение. Взгляды его были осуждены католической церковью как еретические.

АВВАКУМ Петрович (1620/21 - 1682) - протопоп, идеолог старообряд­цев, писатель. Родился в селе Григорово Нижегородской земли. В двадцать три года стал священником. Резко восстал против церковной реформы патриарха Никона (1653), за что был сослан сначала в Тобольск, а затем в Енисейск. После удаления Никона возвращен в Москву (1663). Поскольку это не примирило протопопа с реформами, он был сослан в Мезень (1664). Церковный собор 1666-1667 гг. осудил Аввакума и лишил его сана. Вместе с единомышленниками - иноком Епифанием, священ­ником Лазарем и дьяконом Федором он был заточен в Пустозерский острог (устье Печоры), где 15 лет провел в земляной тюрьме, написал "Житие" и многие другие сочинения. Сожжен по царскому указу "за великие на царский дом хулы". В своих произведениях, созданных преимущественно в заточении, отстаивал и пропагандировал убеждение в каноничности дониконовской обрядности и в еретической природе деятельности Никона и его последователей. Автобиографическое "Житие" Аввакума (ок.1673), адресованное союзнику и духовному отцу иноку Епифанию - это рассказ о собственном подвижничестве, мученичестве за истинную веру. В числе других Произведений: "Книга бесед", направленная "на крестособорную ересь «никониянскую"; "Книга толкований", обращенная к его ученику Сер­гию (С.И. Крашенинникову) и представляющая собой размышления о св. Писании; "Снискание и собрание о божестве и о твари, како созда Бог человека" — своего рода шестиднев; три "слова" против толкования догмата троичности дьяконом Федором; "Книга всем нашим горемыкам миленьким"; многочисленные челобитные и послания; небольшие при­писки и т.д. Среди адресатов Аввакума - его знаменитая духовная дочь Ф.П. Морозова. Мученической смерти ее и других страдалиц за старую веру, Е.П. Урусовой и М. Г. Даниловой, он посвятил "слово плачевное". Если по убеждениям Аввакум ревностный традиционалист, то, как писа­тель, он подлинный новатор: и в подходе к человеку, и в смелом смешении церковнославянского и русского языков.

Августин (Блаженный) Аврелий (354-430)– христианский богослов, влиятельный представитель патристики. Все его мировоззрения носят ярко выраженный фидеистический характер, подчиняясь принципам: «Без веры нет знания, нет истины». Воззрения А. – один из источников схоластики. В соч. «О граде божьем» А. развил христианскую концепцию всемирной истории как результат божественного предопределения. «Земному граду», «греховному» светскому государству он противопоставляет «град божий», всемирное господство церкви. Влияние А. на последующее развитие христианской теологии огромно. До настоящего времени августинизм широко используется как протестантской, так и католической церковью.

АЙВАЗОВСКИЙ (Гайвазовский) Иван Константинович (1817—1900) — живописец-маринист. Учился в петербургской Академии художеств (1833— 1837); профессор (с 1847 г.). С 1844 г. живописец Главного морского шта­ба. В ходе Кавказской войны 1817—1864 гг. участвовал в 1839 г. в морских десантных операциях, сблизился с флотоводцами М.П. Лазаревым, П.С. Нахимовым, В.А. Корниловым. Всеобщую известность Айвазовско­му принесли произведения, с романтичным пафосом, воссоздающие ве­личие и мощь морской стихии ("Девятый вал", 1850 г.; "Черное море", 1881 г.). В 1844—1845 гг. Айвазовский работал над изображе­нием городов-крепостей на Балтийском море — Кронштадта, Ревеля, Свеаборга и др. В 1845 г. участвовал в экспедиции адмирала Ф. П. Литке к берегам Малой Азии, Греции и островам Греческого архипелага, свиде­тель маневров Черноморского флота в 1845, 1846, 1851 гг. Айвазовский часто изображал гавани, корабли на рейде и в открытом море; много картин посвятил подвигам русских моряков ("Чесменский бой", "Навринский бой" — обе 1848 г., Феодосийская картинная галерея им Айвазовского). Во время Крымской войны 1853-1856 гг. устроил в осажденном Севастополе выставку своих батальных полотен, позже на основе натурных зарисовок отобразил в ряде картин героическую обороту города (“Оборона Севастополя”, 1859, и др. - все в Феодосийской картинной галерее им. Айвазовского.). В Феодосии, где он в основном жил 1846 г., Айвазовский организовал картинную галерею (открыта в 1880 г.) и археологический музей, содействовал благоустройству города постройке порта и железной дороги.

Альберт Великий (1193-1207) – немецкий философ, естествоиспытатель и теолог. Вместе со своим учеником Фомой Аквинским боролся против истолкования аристотелизма в духе авверроизма и против передовых школ в схоластике, использовал аристотелевские идеи для выработки единой филосовско-теологической системы. Кроме чисто философских сочинений А. В. принадлежат и естественнонаучные трактаты, которые наряду с библейскими баснями, фантастическими легендами включают непосредственные наблюдения над природой.

АНАКСИМАНДР (611-546 гг. до н.э.) - древнегреческий философ, представитель милетской школы натурфилософии. Философы этой школы первыми на­чали поиски первоосновы и первопричины Вселенной. Праматерия мыслилась ими не только как определенное вещест­во, но и как абстрактная философская категория, единая в своей двойственности. А. признавал единым и постоянным источником рождения всех вещей всеобщее и абстрактное первовещество, из которого обособляются затем различные конкретные противоположности (теплое и холодное, плотное и разреженнее), дающие начало всем веществам мироздания. Это первоначало, отличное от остальных веществ, и потому неопределенное, не имеет границ и конкретных ка­честв, и поэтому оно есть «беспредельное» — апейрон. В учении А. содержится весьма ценная идея о том, что вода, воздух и все другие определенные ве­щества, будучи конечными, не могут представлять собой ис­тинной природы первого начала. Эти вещества, будучи позна­ваемыми с помощью органов чувств, сами должны происхо­дить из чего-то такого, в чем бы не было ничего чувственного и конкретного. Следовательно, начало всех начал неопределимо как по количеству, так и по природе. Это абстрактное первоначальное единство заключает в себе все противоречия; субстанция, не имеющая формы, не есть ни то, ни другое, но она может сделаться всем, чем угодно. А. намечает важную линия в философском познании Природы как целого — введение в ее основу предельно абстрактного понятия — субстанции, хотя сама эта категория возникнет несколько позднее.

АНАКСИМЕН (585—524 гг. до н. э.) - древнегреческий философ, последний представитель милетской школы. А. видит в качестве первовещества воздух, из которого посредст­вом разрежения и сгущения образуются все остальные веще­ства: вода, земля и огонь. Воздух для А. — это ды­хание, обнимающее весь мир, подобно тому как наша душа, будучи дыханием, поддерживает нашу жизнь. Земля - плос­кий диск, поддерживаемый воздухом, так же как и парящие в нем плоские, состоящие из огня, диски-светила. Учение А. возвращается несколько назад, конкретизируя материю как более или менее определенное вещество, но оно же вводит в процесс ее развития единство противоположных сторон. Сгущение и разряжение воздуха понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участву­ющие в образовании различных состояний материи.

АНДРЕЕВ Даниил Леонидович (1906-1959) - видный русский религиозный философ, мистик и литератор. В его творчестве выражено тревожное ожидание катастроф, надвигающихся на Россию, запечатлено мистические созерцания «миров про­светления» и «миров возмездия», раскрыт опыт метаисторического познания и план спасения человечества общими уси­лиями мировых религий - лепестков единой Розы. Построил учение об иерархичности миров - божественного и демони­ческого, внутри которых человек либо возвышается, либо нис­падает в зависимости от греховного или духовного поведения. Русскому народу А. приписывает особую миссию: от Бога соборная душа должна воплотиться в Божественной Троице.

Анфимий из Трал и Исидор из Милета – знаменитые византийские архитекторы. Соединили в храмовом строительстве чистоту, строгость, монументальность античной архитектуры с достижениями зодчества Востока, Ирана, Сирии и Малой Азии. Впервые реально воплотили идею грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. София Константинопольская выполненная архитекторами поражала современников своими размерами (длина храма 77 м.), гармонией форм, рациональной организацией объемно-пространственной структуры. Все вместе это рождало ассоциации с мудростью и силой императора, с могуществом управляемого им государства, с его правом на единодержавие.

АПУЛЕЙ Луций (около 125 — око­ло 180) - древнеримский прозаик, писал на латыни и греческом. Наи­более известное его произведение — «Золотой осёл» (Метаморфозы в XI книгах), где традиционная для античного романа сюжетная схема становится основой первого в европейской литературе психоло­гического романа. Произведение проникнуто эротическими мотивами, элементами бытовой сатиры и религиозной мистики. В главную сюжет­ную канву вплетены 11 вставных но­велл, среди них - знаменитая сказка об Амуре и Психее. «Апология» - речь в собственную защиту против обвинения в магии. Творчество А. стало источником заимствований для многих европейских и русских писателей.

АРГУНОВ Иван Петрович (1729 —1802) — живописец. Учился, возмож­но, у своего двоюродного брата Федора Леонтьевича Аргунова и у рабо­тавшего в Петербурге немецкого живописца Г.К. Гроота. Имел собствен­ных учеников (А.П. Лосенко, К.И. Головачевский, сыновья и др.). Писал в духе барокко парадные портреты семьи Шереметьевых и их ближайшего окружения (посмертные портреты Б. П. и А. П. Шереметьевых — оба 1768 г., Музей керамики и “Усадьба Кусково XVIII в.”, Москва), одновременно выступил как один из родоначальников камерного портрета в русском искусстве (портреты К.А. и Х.М. Хрипуновых — оба 1757 г., Останкин­ский дворец-музей творчества крепостных, Москва), делал попытки внедрить “русские мотивы” в портретный жанр (“Портрет неизвестной в русском костюме”, 1784).

АРИСТОТЕЛЬ (384-322 до н. э.) - древнегреческий философ и учё­ный-энциклопедист, ученик Пла­тона, вместе с ним остававшийся ведущим авторитетом в европейской философии вплоть до XVII в. Вы­ступил против платоновской теории идей как прототипов вещей более реальных, чем сами вещи. Превра­тил идеи Платона в общие понятия, применяемые к единичным вещам на основе их сходства. В самих вещах следует раз­личать материю и форму, благода­ря которой вещь становится именно этой, а не другой вещью. В челове­ке материя и форма выступают как тело и душа. Детальная разработка силло­гистики — основной вклад А. в развитие логики. В этике он про­поведовал эвдемонизм, полагая, од­нако, что добродетель трактуется как «середина» между двумя проти­воположными пороками: сме­лость — нечто среднее между трусо­стью и ухарством, щедрость — между мотовством и скаредностью. А. был воспитателем Александра Македонского, когда Александру было 13—16лет, но, по-видимому, не ока­зал на него серьёзного влияния. Идеальный, по мнению А., государ­ственный строй — аристократия в изначальном смысле слова, т. е. «правление лучших». Более реаль­ный вариант для большинства поли­сов — полития, соединяющая, со­гласно учению о золотой середине, элементы демократии и олигархии. А. — первый систематический фи­лософ, логически, последовательно и детально разрабатывавший все отрасли современного ему знания. Жил «в конце творческого периода греческой мысли, и после его смер­ти прошло две тысячи лет, прежде чем мир произвёл философа, кото­рого можно было бы рассматривать как примерно равного Аристотелю» (Б. Рассел).

АРИСТОФАН (446—385 гг. до н. э.) - древнегреческий драматург, «отец комедии». Сочинять и ставить спектакли начал очень молодым, но до 424 г. выступал под псевдонимом. Комедии А. сочетают дух карнавала, грубый, иногда до непристойнос­ти, юмор и тонкие нравственно-эстетические суждения, богатство языка, блестящий стихотворный текст. Бытовые под­робности сосуществуют с фантастикой: действие комедии «Птицы» разворачивается в воздушном пространстве, в коме­дии «Лягушки» Эсхил и Эврипид в загробном царстве оспарива­ют трон первого драматурга и т. п. Театр А. отличают мело­дическое и ритмическое богатство партии хора, разнообраз­ная, порой фантастическая бутафория, имеющая образное значение. Его комедии злободневны, остры, политические призывы свободно вклиниваются в действие. Современник Пелопоннесской войны и свидетель упадка Афин, он принци­пиально выступал против войны как безусловного зла, обли­чал ее поджигателей; высмеивал тех, кто своими сочинениями или философскими рассуждениями расшатывал, с его точки зрения, нравственные и религиозные устои жизни афинян. Используя театральные празднества для резкой критики прави­телей, философов и драматургов, А. не льстил и народу (демосу), считавшемуся в Афинах носителем верховной власти: в комедии «Всадники» выведен выживший из ума старик Демос, которым манипулиру­ют корыстные проходимцы. А. оказал влияние на все даль­нейшее развитие комедии и сатиры и в римский период (Плавт и др.), и в Новое время (Эразм Роттердамский, Ф. Рабле, Мольер и др.). В подражание его комедии «Осы» Ф. Расин на­писал свою единственную комедию «Сутяги»; И. В. Гёте об­работал его «Птиц» для постановки в Веймарском театре. В 20 в. интерес вызывала комедия «Лисистрата» (постановки М. Рейнхарта в Берлине в 1908, Немировича-Данченко в Музы­кальной студии Московского художественного театра в 1923, С. Э. Радлова в Петрограде в 1924 и др.).

АХМАДУЛИНА Белла (наст, имя Изабелла) Ахатовна (р. 1937) - поэ­тесса. В числе предков итальянцы, татары. В 1960 г. закончила Литера­турный институт им. Горького. Считала, что искусство "призвано не ве­селить людей, а приносить им страдания". Первый стихотворный сбор­ник вышел в 1962 г. Второй сборник "Уроки музыки" вышел в 1969 г., затем сборник "Сны о Грузии". Живет в Москве. Поэзия для Ахмадулиной - самооткровение, встреча внутреннего мира поэта с миром новых и традиционных предметов. Для ее поэзии все - даже любая мелочь может послужить импульсом, окрылить фантазию, рождающую дерзкие образы, все может стать одухотворенным, символичным. Поэтическая речь Ахмадулиной насыщена архаическими словами, переплетающими­ся с современным языком.

АХМАТОВА (наст.фам. Горенко) Анна Андреевна (1889-1966) - поэ­тесса. Родилась близ Одессы в семье морского инженера. Окончила ки­евскую гимназию, посещала Высшие историко-литературные курсы Раева в Петербурге. В 1910 г. вышла замуж за Н. Гумилева, примкнула к группе поэтов-акмеистов. В 1912 г. был издан первый сборник стихов Ахматовой "Вечер", за ним последовали сборники "Четки" (1914), "Бе­лая стая" (1917), принесшие поэтессе широкое литературное признание. В них отчетливо обозначились определяющие черты ее поэзии: точность психологических наблюдений, сюжетная динамика, умелое использова­ние житейских деталей, афористичность, лаконизм. В 20-е и 30-е годы Ахматова переживала внутренний кризис. В "По­дорожнике" (1921) и "Anno Domini" ее лирика, по мнению критики, ста­ла "устойчивее, решительнее, мужественнее"; в ней обнаруживаются поиски цельного и гармоничного миросозерцания, расширяется диапазон поэзии. Главным творческим и гражданским достижением Ахматовой в. 30-е годы явилась поэма "Реквием", непосредственно посвященная годам "большого террора". Поэма "Путем всея земли" (1940) является плачем по собственной загубленной жизни. В годы войны Ахматова создает публицистические; стихи "Клятва", "Мужество", поэтический цикл "Луна в зените" (1942-1944). Наиболее известным произведением Ахматовой советского перио­да является "Поэма без героя", ставшая своего рода синтезом всего твор­чества Ахматовой. Здесь выдерживается принцип неукоснительного ис­торизма. Трудным и сложным был путь Ахматовой. Начав с акмеизма, она пришла со временем к реалистичности и историзму. Ее главным дости­жением была прежде всего любовная лирика. Большинством критиков и литературоведов Ахматова признается одним из наиболее ярких явлений X века.

БАБЕЛЬ Исаак Эммануилович (1894-1941) - писатель. Родился в купе­ческой семье. В 15 лет окончил коммерческое училище, в 1911 - 1915 гг. учился в Киевском финансово-торговом институте. В 1916 г. напечатал два рассказа в журнале М. Горького "Летопись". С 1917 по 1924 г. переме­нил много занятий: был солдатом, сотрудником Наркомпроса, участником продовольственных экспедиций, бойцом Первой Конной Армии Буденного, служил в городском управлении Одессы, работал журналис­том в Петрограде и Тифлисе. С 1924 г. Бабель проживал в Москве. Тогда же к нему пришла и лите­ратурная известность: в "ЛЕФе" были опубликованы несколько его рас­сказов. Затем вышли сборники "Конармия" (1926) и "Одесские расска­зы" (1931). Вскоре они были переведены на 20 языков мира и принесли их автору международную известность. Бабель написал пять сценариев и две пьесы "Закат" (1927) и "Мария" (1935). В рассказах Бабеля о гражданской войне и об одесской жизни моти­вы жестокости, убийства, насилия, непристойности переплетаются с показом мягкости и нежности человека, его привязанности к родителям, к родине, литературе, музыке. Это стиль писателя. Его одесские рассказы особенно интересны своим колоритом, который складывается из одесского жаргона, украинизмов и поэтического литературного языка. Относительно небольшой объем творчества Бабеля - около восьмидесяти рассказом и лис пьесы — объясняется не только его преждевременной смертью. Бабель писал с чрезвычайным напряжением, перерабатывал каждый рассказ подчас месяцами. Так было с рассказом "Любк­а-казак", который был издан после двадцати шести переработок. Поэтому его проза отличается лаконичностью, сжатым языком и броскими сильными образами. В 1939 г. писатель был арестован, его рукописи конфискованы, а имя надолго вычеркнуто из литературы. Посмертная реабилитация состоялась в 1954 г.

БАЙРОН Джордж Ноэл Гордон (1788-1824) - великий английский поэт-романтик; член палаты лордов. В поэме «Паломничество Чайльд Гарольда» (1812-1818), восточных поэмах, философско-символических, драматических поэмах, цикле любовно-медитативных стихов на библейские мотивы – острое ощущение катастрофичности исторического и личного бытия, утраты идеалов в современном обществе, всеобщность разочарования в действительности (мотивы мировой скорби – «космического пессимизма»). Творчество Байрона является важнейшим этапом в духовном развитии европейского общества и литературы, породило явление байронизма (нач. XIX в.), в том числе русского.

БАЛЬМОНТ Константин Дмитриевич (1867-1942) - поэт, критик, эссеист, переводчик. Родился и вырос в культурной помещичьей семье. В 1886 г. поступил на юридический факультет Московского университета. Первые сборники стихов выхолили с 1898 по 1903 г. В историю русской литературы Бальмонт вошел как один из зачинателей "нового искусства" в России, как виднейший представитель "старшего" символизма. Индивидуалистический бунт, крайний субъективизм, эстетство — эти и другие черты определяют особый поэтический облик Бальмонта, сложившийся на рубеже веков. В литературной и особенно переводческой деятельности Бальмонта сказалось характерное для русского символизма тяготение к "культуре", к ее охвату в самом широком масштабе. Однако все творчество Бальмонта нельзя признать чисто символическим. Запечатленные в лучших стихах Бальмонта оттенки любовного чувства, непосредственное воспри­ятие природы, способность глубоко ощущать мгновение придают многиеего произведениям, особенно ранним, импрессионистический характер. С другой стороны, все творчество зрелого Бальмонта проникну­то и озарено мечтой о Солнце, о Красоте. И хотя свой идеал поэт неиз­менно искал в глубокой древности, в укладе жизни и поэзии первобыт­ных народов, по поиски эти основывались на его представлении об идеальном человеке будущего. Это позволяет говорить о Бальмонте как о поэте-романтике, как о художнике неоромантического направления в искусстве конца XIX - начала XX вв. Наиболее интересны сборники "Под северным небом" (1894), "Ти­шина" (1898). "Будем как солнце" (1908), "Сонеты солнца, меда и луны" (1917), "В раздвинутой дали" (1929).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: