Варіанти завдань 2 страница

БАСЕ (настоящие имя и фамилия Мацуо Мунэфуса) (1644—1694) - японский поэт. Создал жанр хокку и наполнил его глубоким философ­ским содержанием. Стихи Б. боль­шей частью пейзажная лирика, но за образами природы таятся настроения и раздумья автора. «Стиль Басе» ца­рил в японской поэзии почти 200 лет.

БАТКИН Леонид Михайлович (р. 1932) - русский теоре­тик и историк культуры. Основные работы посвящены анализу процесса творчества, связи творческой личнос­ти с ренессансным типом культуры. Предпринял попыт­ку рассмотреть историю культуры «на стыках» психоло­гии, философии и искусствоведения, литературоведения и эстетики. Ценность его научных идей заключается в том, что они способствовали разработке им принципов культурологического подхода. Основные работы, в которых нашли отражение его культурологические идеи: «Данте и его время. Поэт и политика» (1969); «Тип культуры как историчес­кая целостность» (статья, 1969); «Итальянские гуманис­ты: стиль жизни и стиль мышления» (1978); «Итальян­ское Возрождение в поисках индивидуальности» (1989); «Леонардо да Винчи и особенности ренессансного мыш­ления» (1990); «О некоторых условиях культурологичес­кого подхода» (статья, 1985); «Два способа изучать ис­торию культуры» (статья, 1986) и др.

БАХТИН Михаил Михайлович (1895-1975) -русский философ, литературовед, эстетик, культуролог. В 1929 г. был репрессирован и отправлен в ссылку в Кустанай. Работы Б. стали широко публиковаться в 60-80-х гг. XX в. В них поставлены и оригинально решены пробле­мы философии, эстетики, литературоведения, коммуникации, а также культурологии. Культурологическая концепция Б. основана на идее диалога, который истолковывался им как форма общения отдельных личностей, а также как способ взаимодействия личности с объектами культуры и искусства и различных культур в исторической перспективе. В концепции важными категориями выступают «ответ­ственность», «полифония» - многоголосие и равнопра­вие существующих в мире и худ. произведениях созна­ний по отношению друг к другу и к единому культур, целому. Им проанализированы некоторые проблемы поэти­ки на примере творчества Ф. М. Достоевского, исполь­зовавшего полифоническую форму романа. Много вни­мания Б. уделял творчеству Рабле и ввел в научный обиход понятие смеховой «карнавальной культуры», характерной для средневековья («Творчество Франсуа Рабле и народ­ная культура средневековья и Ренессанса», 1949; 1965). Понятие «карнавальной культуры» прочно вошло в ка­тегориальный аппарат культурологии. Основные культурологические идеи Б. нашли отражение в работах: «Фрей­дизм. Критический очерк». М.-Л., 1927 (опубликовано под фамилией Волошинов В. Н.); «Проблемы поэтики Достоевского» (1963); «Творчество Франсуа Рабле и на­родная культура средневековья и Ренессанса» (1965); «Вопросы литературы и эстетики» (1975); «Эстетика ху­дожественного творчества» (1979); «К философии по­ступка» в кн. «Философия и социология науки и тех­ники». Ежегодник 1984-1985 (1986).

БЕЖАР Морис (р.1927) - выдающийся французский артист балета, хореограф, педагог. В 1953 г. совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу «Балет «Звезды». В 1957-1960 гг. возглавлял труппу «Балетный театр Парижа» В 1960-1987 в Брюсселе организовал труппу «Балет XX века». В 1987-1992 основал труппу «Балет Бежара в Лозанне». Ставил балеты в труппах разных стран. Обновил танцевальную лексику.

БЕЛЛ Даниил (р.1919) – американский философ, социолог и футуролог, один из создателей теории «постиндустриального общества». Кризисные явления в современном капиталистическом обществе он рассматривает как разрыв между «рациональными» принципами капиталистической экономики и гуманистически ориентированной культурой. Он решительно выступил против господствующего в современных социальных науках воззрения на общество как на целостную систему отношений. С его точки зрения, общество состоит из трех независимых друг от друга сфер: социальной структуры, политической и культуры. Эти сферы управляются различными и противоречащими друг другу «осевыми принципами»: экономика – эффективностью; политическая система – принципом равенства; культура – принципом самореализации личности. Для современного общества, считает Б., характерно разобщение этих сфер, утрата прежнего единства экономики и культуры. В этом он видит источник противоречий и социальных конфликтов. Б. развивает «религиозно-центрическую» версию кризиса западной культуры, преодоление которого видит в религиозном возрождении. Основные труды: «Конец идеологии (1960); «Грядущее постиндустриальное общество» (1973); «Культурные противоречия капитализма» (1976).

БЕЛЫЙ Андрей (наст, имя и фам. Борис Николаевич Бугаев) (1880-1934) - поэт, прозаик. Теоретик символизма. Родился в семье известно­го математика, профессора Московского университета Н.В. Бугаева. Под влиянием отца поступил на естественное отделение физико-математи­ческого факультета университета, окончил его. Уважение к точным на­укам и своего рода чувство гордости и сопричастности с ними он пронес через всю жизнь. В гимназические годы обнаружились и гуманитарные склонности Белого (особенно его интересовали Н.В. Гоголь, Ф.М. До­стоевский, А. Шопенгауэр, И. Кант, Г. Спенсер, Ф. Ницше). Представления о рели­гиозном назначении творчества и конечной цели его преображении духовной жизни общества, предопределили сближение молодого Белого с "младшими символистами". Вместе со своим гимназическим товари­щем С. Соловьевым организовал кружок московских "аргонавтов". На протяжении многих лет Белый являлся признанным теоретиком искусства. По его учению выходило, что искусство - это кратчайший путь к религии, а музыка - господствующий вид искусства. Эти идеи по­лучили отражение в художественной практике Белого, прежде всего в его "симфониях". "Симфонии" Белого - оригинальная попытка создания литературного произведения по музыкальным законам: с использовани­ем рефрена, контрапункта, последовательного и перекрещивающегося чередования тем, размытости образов. Всего Белый написал четыре "сим­фонии": "Северную", "Драматическую", "Возврат", "Клубок метелей". Своеобразной поэтической параллелью темам "симфоний" стали сбор­ники: "Золото в лазури", "Пепел" (обращен к теме родины и народа) и «Урна» (запечатлел попытку автора обрести точку опоры в научном знании). Наиболее значительным из всего написанного Белым в прозе явля­ется роман "Петербург" (1912; вторая редакция - 1927). В центре повествования автора - Россия на переломном этапе своей истории в октябре 1905 г., т.е. в разгар революционных событий. Роман написан в стиле ритмической прозы, что оказало заметное действие на русскую прозу 1910-1920 гг.

БЕНУА Александр Николаевич (1870-1960) - выдающийся рос­сийский художник, историк искусства и художественный кри­тик. Вдохновитель и лидер объединения «Мир искусства» Со­здал стиль романтичного историзма, передавая в журнальных и книжных иллюстрациях дух прошедших эпох. В искусство­ведческих трудах Б. впервые обосновал самобытные черты русской национальной художественной традиции на фоне дру­гих европейских школ. Монументальным вкладом в мировое искусствоведение стала его 4-томная «История живописи всех времен и народов» (1917). Ученый и художник, он активно бо­ролся против безвкусицы и варварского отношения к памят­никам истории и искусства, выступал против русского аван­гарда, участвовал в реформах художественной жизни и музейной работе (в 1918 г. возглавил Картинную галерею Эр­митажа). В 1926 разочаровавшись в революции, обосновался в Париже.

БЕРГМАН Ингмар (р. 1918) - выдающийся шведский кинорежиссер. Фильмы: «Вечер шутов» (1953), «Седьмая печать», «Земляничная поляна» (1957), «Лицо» (1958), «Молчание» (1963), «Осенняя соната (1978) и др. Развивал тему трагического одиночества человека в современном обществе. Ставил спектакли в драматическом и оперном театрах.

БЕРДЯЕВ Николай Александрович (1874-1948) - философ, творчество Б. пронизано культурологическими иде­ями, хотя специальных работ по культурологии у него нет. По­становка О. Шпенглером проблемы различия «культуры» и «цивилизации» для русских нова: они обличали циви­лизацию, даже когда оставались сторонниками культуры. Б. даже противопоставлял культуру и цивилизацию: у него цивилизация жизненна, а культура символична; цивили­зация атеистична, а культура религиозна. По Б., культу­ра порождает цивилизацию, но не сводится к ней. Ци­вилизация, по сути дела, та же культура, но лишившаяся своих жизненных истоков. Выросшая из культуры, ци­вилизация уничтожает последнюю. Б. указывает также на два пути, по которым совершают свой путь культура и цивилизация. Так, культура идет сверху вниз — это аристократический путь, тогда как цивилизация идет снизу вверх — по демократическому пути. «Культура со­здается индивидуальностью, личностью, свободным ду­хом, она обращена к личности. Культура аристократич­на, качественна, она развивалась благодаря досугу, благодаря возможности проявить творческую избыточ­ность, она предлагает неравенство». Культура, как ука­зывает Б., аристократична, т. е. она не существовала никогда для всей массы человечества, она всегда была культурой верхнего интеллектуального слоя. Противоположное представление складывается о цивилизации. Она, напро­тив, «количественна, демократична, эгалитарна. Ей при­сущ пафос равенства, и как раз этот пафос привел к понижению качества культуры». Б. выступает за неравен­ство культур, и соц. жизни. Массы — могильщики сво­боды и культуры. Человек по-разному включается в куль­туру и цивилизацию: в культуре он духовно растет и сам является ее органическим элементом, а в цивилизации совершенствование переносится с человека на соц. среду, а сам человек становится средством этого совершенство­вания. Основные культурологические идеи Б. отражены в его работах, изданных в четырех томах в Париже (1983-1991), а также в двухтомнике, изданном в Москве: «Философия творчества, культуры и искусства» (1994) и др.

БЕРЛИОЗ Гектор (1803-1869) - французский композитор, дирижёр. Создатель романтичной программной симфонии. Новатор в области музыкальной формы, гармонии, инструментовки. Стремился к театрализации симфонического жанра, к монументальности вокально-инструментального стиля, к гротесковому заострению образов. «Фантастическая симфония», «Траурно-триумфальная симфония», опера-дилогия «Троянцы» (1959). Наряду с Вагнером создал новые школы дирижирования. Трактат «Дирижер оркестра» «Мемуары».

БЕТХОВЕН Людвиг ван (1770 - 1827) – великий немецкий композитор, пианист и дирижёр. Жил в Вене с 1792. Представитель венской классической школы. В его творчестве нашли отражения идеи Великой французской революции. Укрупнив масштабы тематического развития и расширив содержательные возможности различных музыкальных жанров, создал героико-драматический тип симфонизма (3-я «Героическая», 5-я, 9-я симфонии, опера «Фиделио», увертюры «Эгмонт», «Кориолан», ряд иностранных ансамблей, сонат, концертов). Полная глухота, постигла Бетховена в середине творческого пути, не сломила его воля – в поздний период появились наиболее глубокие, философские сочинения композитора. 9 симфония; 16 струнных квартетов и другие ансамбли; инструментальные сонеты, в том числе 32 для фортепьяно, 10 для скрипки с фортепьяно.

БЕХЗАД Кемаледдин (ок. 1450 — 1536) - живописец-миниатю­рист, прозванный «иранским Рафаэлем». Жил и работал в Ге­рате и Тебризе. Искусство Б. сочетает простоту, изящество, праздничную яркость, жизненность детали. Ему принадлежат, в частности, иллюстрации к произведениям выдающихся по­этов Низами Гянджеви и Саади, портреты правителей. Б. — наиболее известный мастер миниатюры в исламском искусстве.

БЛОК Александр Александрович (1880-1921) - поэт. Родился в семье профессора. В 1904 г. опубликовал сборник "Стихи о Прекрасной даме", который выдавал в нем поэта-символиста. Вторая книга стихов «Нечаянная радость» сделала имя Блока популярным в широких читательских кругах. В нее вошли стихи 1904-1906 гг. и среди них такие шедевры, как "Незнакомка", "Девушка пела в церковном хоре..." и др. В 1906 г. Блок обращается к театру и пишет три лирические драмы («Незнакомка», "Король на площади", "Балаганчик"), а также большое количество литературоведческих и критических статей. Цикл "Вольные мысли" (1907), и особенно стихотворение "О смерти", обнажают демократическую тенденцию творчества поэта. Болью и горечью за исковерканные страшным миром судьбы, верой в будущее наполняются стихи лет, вошедшие в третий том его лирики: цикл "Страшный мир" и цикл в цикле "Пляски смерти", "Возмездие" и "Арфы и скрипки". Это лучшее, что написано Блоком в период расцвета и зрелости его таланта, результатом поездки в Италию в 1909 г. стал цикл "Итальянские стихи", позже в 1914 г. лирический шедевр — цикл "Кармен". Важная для Блока тема России звучит в цикле "На поле Куликовом" (1908). Рост гражданских настроений поэта отражается в поэме "Возмездие" (1910). Образ революции, суровым и восторженным гимном которой стала поэма "Двенадцать", олицетворяется поэтом со всепобеждающей стихией, в которой гибнет ненавистный ему страшный мир и встает мир преображен­ной.

БОАС Франц (1858—1942) - немецкий этнограф, эмигрировавший в 80-е гг. XIX века в США. Считается отцом современной американской антропологии, один из основателей психоана­литического направления в антропологии. Почти все амери­канские культурные антропологи считают себя его учениками. Получил образование в университетах Гейдельберга, Бонна и Киля (в последнем ему присуждены ученые степени доктора философии и доктора медицинских наук). По перво­начальному образованию был физиком и математиком, защи­тил диссертацию о цвете воды и прославился трудами по лингвистике. В США являлся профессором во многих универ­ситетах, изучал культуру индейцев северо-западного побере­жья США. С 1899 и до конца жизни - первый профессор антропологии Колумбийского университета. Один из основа­телей Американской антропологической ассоциации (1902), журнала «International Journal of American Linguistics» (1917). Плодовитый ученый, Боас опубликовал сотни статей и книг по физической антропологии, лингвистике, археологии и эт­нологии, создал школу исторической этнологии. Ф. Боас за­ложил фундамент антропологии XX в. Выступал против увле­чения общими законами развития культуры. Изучение дописьменных культур убедило его в том, что общие схемы этнографии — эволюционизм, диффузионизм и функциона­лизм — опираются на умозрительные основания. На эмпири­ческих фактах он убедился в том, что каждый народ имеет свою неповторимую историю и культуру. Сходные черты, на­пример, общность языка или системы исчисления родства (матрилинейная или патрилинейная системы) в одних случаях объясняется общим происхождением, а в других — взаимным влиянием. Различия народов и присущих им систем ценностей (т.е. культуры) часто объясняется различием мотивов деятель­ности: на шкале ценностей китайцев добрый поступок озна­чает совсем не то, что на шкале индейцев или эскимосов. По­этому научное исследование культуры возможно только на базе ценностей того народа, которому они принадлежат. Ос­вободиться от оценок, связанных с собственной культурой, и оценивать чужую культуру, исходя из нее самой, такой прин­цип получил в науке название принципа культурного реляти­визма.

БОККАЧЧО Джованни (1313-1375) - великий итальянский писатель, гуманист раннего Возрождения. Поэмы на сюжеты античной мифологии, психологическая повесть «Фьямметта» (1343, опубликована в 1472), пасторали, сонеты. В главном произведении «Декамерон» (1350-1353, опубликовано в 1470) – книга реалистических новелл, проникнутых гуманистическими идеями, духом свободомыслия и антиклерикализма, неприятием аскетической морали, жизнерадостным юмором, - многоцветная панорама нравов итальянского общества. Поэма «Ворон» (1354-1355, опубликована в 1487), книга «Жизнь Данте Алигьери» (ок. 1360, опубликована в 1477).

БОМАРШЕ Пьер Огюстен (1732 – 1799 ) - выдающийся французский драматург. В комедиях «Севильский цирюльник» (1775) и «Женитьба Фигаро» (1784) изображен конфликт между третьим сословием и дворянством накануне Великой французской революции; герой комедии – полный энергии и ума слуга. На сюжеты пьес написаны оперы В. А. Моцарта (1786) и Дж. Россини (1816).

БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757—1825) — живописец-портре­тист, академик (1795), советник (с 1802 г.) петербургской Академии худо­жеств. Происходил из семьи казачьего старшины. Учился первоначально у отца - Луки Ивановича Боровиковского, “значкового товарища” Миргородско­го казачьего полка и иконописца. С 1774 г. числился на службе в том же полку (оставил службу во второй половине 1800-х годов в чине поручи­ка), одновременно занимался иконописью и живописью. В 1770 - 1780-е годы был близок с В.В. Капнистом, по, поручению которого и в связи с путешествием Екатерины II в Крым исполнил в 1787 г. аллегори­ческие картины, изображавшие Петра I и Екатерину II (не сохранились). С конца 1788 г. жил в Петербурге в доме Н. А. Львова, с его помощью вошел в кружок Г. Р. Державина, сблизился с И. И. Хемницером и Д.Г. Левицким, советами которых пользовался для совершенствования мастерства - с 1792 г. учился также у И. Б. Лампи. Круг общения во многом определил мировоззрение и эстетические взгляды Боровиковского. С середины 1790-х годов в его работах наиболее ярко в русском изобразительном искусстве воплощаются черты сентиментализма; в противовес официальному сословному портрету он разрабатывал тип изображения “частного” человека, простые, естественные чувства которого наиболее полно проявляются в природном окружении, обычно на фоне окутанного легкой дымкой паркового пейзажа (портреты: М. И. Лопухиной, 1797, В. И. Арсеньевой, 1795). “Частный” характер имеет и портрет Екатерины II (1794), изображенной на прогулке в Царскосельском парке в домашнем салопе и с левреткой. В 1802 г. вступил в масонскую ложу “Умирающего сфинкса”; позже отошел от масонства, с 1819 г. состоял в мистическом кружке Е.Ф. Татариновой “Союз братства”. С начала XIX в. в творчестве Боровиковского складывается новый, отвечающий эстетике русского классицизма идеал личности: обратившись к изображению людей с сильным характером, действенных и энергичных, он стремится подчеркнуть в них черты гражданственности, благородство и достоинство человеческой натуры (портрет А.А. Долгорукого, 1811, 1 II). В 1804 - 1811 гг. исполнял живописные работы (в том числе иконы для иконостаса) в Казанском соборе в Петербурге.

БОРОДИН Александр Порфирьевич (1833-1887) - композитор, уче­ный-химик, общественный деятель. Получил разностороннее домашнее, в том числе музыкальное, образование. Композицию изучал самостоя­тельно. Окончил Петербургскую медико-хирургическую (ныне Военно-медицинскую) академию (1850-1856), не прекращая занятия музыкой. С 1859 по 1862 г находился за границей для научного усовершенствования. С 1862 г. до конца жизни профессор (с 1877 г. - академик) Медико-хирур­гической академии. С 1863 г. профессор Лесной академии (кафедра хи­мии) Член-учредитель Русского химического общества (основано в 1868 г.), один из организаторов (1872) и педагогов (до 1885 г.) Женских врачебных курсов. С 1862 г. началось его сближение с творческим содружеством “Могу­чая кучка”, активным участником которого он стал в дальнейшем. В 1885 - 1886 гг. состоялась поездка в Бельгию, где исполнялись его произведения. Характерные черты творчества А. П. Бородина - народность национальный характер, монументальность, эпическая мощь, эмоциональность, стройность и ясность формы, красочность гармонического языка. Талант А. П. Бородина равно могуч как в симфонии, так и в опере и в романсе. Он создал жанр национально-эпической песенной симфонии. Сочинения: опера “Князь Игорь” (1869 - 1887), окончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым, комическая опера “Богатыри” (1867), IV акт коллективной оперы “Млада” (1872); две симфонии (1867 - 1876), две части III симфонии (1880), Секстет (1860), фортепьянный квинтет (1862), два квартета (1879; 1881); Маленькая сюита (семь пьес) для фортепьяно (1885); шестнадцать романсов, в том числе “Для берегов отчизны дальней”, “Море”, “Песня темного леса”, “Спящая княжна”, статьи о музыке, сорок две научные работы.

БОСХ (Босх Ван Акен) Хиеронимус (ок. 1460 - 1516) - великий нидерландский живописец. Причудливо соединял черты средневековой фантастики, фольклорные, сатирические тенденции, реалистические наблюдения жизненных явлений, новаторски смелые поиски в области колорита («Искушение св. Антония», триптихи «Воз сена» и «Сад наслаждений»).

БОТТИЧЕЛЛИ Сандро (наст. имя и фам. – Алессандро Филипепи, Filipepi; 1445-1510) - великий итальянский живописец. Представитель раннего Возрождения. Был близок ко двору Медичи и гуманистическим кругам Флоренции. Произведения на религиозные и мифологические темя («Весна», «Рождение Венеры») отмечены одухотворенной поэзией, игрой линейных ритмов, тонким колоритом. Под влиянием социальных потрясений 90-х гг. искусство Б. становится напряженно-драматическим («Клевета»). Рисунки к «Божественной комедии» Данте, изящные острохарактерные портреты («Джулиано Медичи»).

БРЕЙГЕЛЬ Старший или «Мужицкий» Питер (между 1525 и 1530-1569) - выдающийся нидерландский живописец и рисовальщик. Творчески переработал уроки итальянской живописи XVI в., создал глубоко национальное искусство, опирающееся на нидерландские традиции и фольклор. В творчестве Брейгеля сложно переплелись юмор и фантастический гротеск, лиричность и эпичность картины мироздания («Битва Масленицы и поста», «Безумная Грета», «Крестьянский танец», серия «Времена года», «Слепые»).

БРЕТОН Андре (1896-1966) – немецкий писатель, один из основоположников сюрреализма. В декларациях 1930-х гг. и книгах, не принимая буржуазную культуру, утверждал, что личность обретает свободу лишь в интуитивных психических актах, подавляемых обществом.

БРЕХТ Бертольд (1898-1956) – немецкий писатель, режиссер. В 1949 г. основал театр «Берлинер ансамбль». Философско-сатирические пьесы на современные, исторические и мифологические сюжеты: «Трехгрошовая опера», «Мамаша Кураж и ее дети», «Жизнь Галилея», «Кавказский меловый круг». Ориентировался на разработанные им принципы «эпического театра», предполагающего обращение не к традиционному сопереживанию, а к трезвому разуму и критическому анализу. Ввел так называемый эффект отчуждения – новый ракурс рассмотрения привычного, используя модернизированный аналог античного хора – песни-зонги, строя мизансцены по принципу кинокадра и т.п. Оказал влияние на театр XX в.

БРОДСКИЙ Иосиф Александрович (1940-1996) - поэт, переводчик. Родился в семье известного фотожурналиста. Работал фрезеровщиком, техником-геофизиком, кочегаром, матросом, санитаром, фотографом. Писать стихи начал с 1957 г. Занимался переводами с английского, ис­панского, польского и сербохорватского языков. В 1964 г. был пригово­рен к пяти годам принудительных работ за "тунеядство". После мощной волны протестов со стороны мировой культурной общественности получил освобождение через полтора года, вынужденно покинул СССР (1972), жил в Нью-Йорке. В творчестве Бродского можно выделить два больших периода: 1) с 1957 по 1972 г. (до отъезда) - "Большая элегия Джону Донну" (1963) 'Рождественский романс" (1962), "Холмы" (1963); 2) с 1973 по 1996 г. (после отъезда) - "Колыбельная трескового мыса" (1975), "Осенний крик ястреба" (1975). В целом же поэзия Бродского определяется его трагическим мироощущением. Стихи часто опираются на Ветхий Завет, нередко речь идет о проблемах смерти, есть тяга к повествовательности, часто встречаются стихи исповедального и философского характера. При этом поэт остается верным классическому стиху. Его работы, часто за­бивающие тему ссылки, восхищают лаконичным, насыщенным язы­ком. Наиболее известные из них: "Конец прекрасной эпохи", "Рождест­венский романс" (1962), "Письма римскому другу" (1972), "Осенний крик ястреба" (1975), цикл "Части речи" (1980). В 1987 г. Бродскому была присуждена Нобелевская премия по лите­ратуре.

БРУНЕЛЛЕСКИ Филиппо (1377-1446) - итальянский архитектор, скульптор, ученый. Работал во Флоренции. Один из создателей архитектуры Возрождения и теории линейной перспективы. Новаторски использовал античные традиции. Произведения Б. отличаются гармоничной ясностью, строгостью пропорций, совершенством инженерно-строительных решений (купол собора Санта-Мария дель Фьоре, Оспедале дельи Инноченти, капелла Пацци – все во Флоренции).

БРУНИ Федор (Фиделио) Антонович (1799 - 1875) - русский живописец. Итальянец по происхождению. Учился в петербургской Академии художеств (1809 - 1818) у А. Е. Егорова, А. И. Иванова и В. К. Шебуева; профессор (с 1836 г.) и ректор (1855 - 1871) там же. В 1818 - 1836 и 1838 - 1841 гг. работал в Италии. Ранние произведения Бруни наполнены гражданским пафосом (“Смерть Камиллы, сестры Горация", 1824) и романтической эмоциональностью (“Портрет З. Волконской в костюме Танкреда”, 1820). С 1830-х годов творчество Бруни представляет наиболее консервативные, религиозно-мистические тенденции русского романтизма (“Медный змий”, 1827 - 1841). С конца 1840-х годов В. Бруни - глава русского академизма.

БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799 - 1852) - русский живописец. В 1822 - 1835 гг. работал в Италии. С 1836 г. профессор петербургской Академии художеств. Уже в ранних картинах Брюллова, написанных им под ярким в впечатлением от природы и искусства Италии и своей мажорно-идиллической тональностью перекликавшихся с анакреонтической поэзией А. С. Пушкина, К. Н. Батюшкова, А. А. Дельвига (“Итальянский полдень”, 1827, ГРМ; “Вирсавия”, 1830), проявились привлекшие внимание современников его артистический темперамент, блеск фантазии, роман­тичность мироощущения. Зрелое творчество Брюллова отмечено стремлением к обновлению выразительных возможностей русской живописи, взволнованным утверждением страстных порывов души, сильных эмо­ций. Главное произведение Брюллова - картина “Последний день Пом­пеи” (1830 - 1833) - проникнута новым для русского искусства духом историзма, который проявился не только в детальной технике, основанной на тщательном изучении (с 1827 г.) исторических источников и археологических находок, но и в понимании художником хода истории как драмы колоссального масштаба, потрясающей основы человеческого сущест­вования; впервые в русской живописи Брюллов сделал содержанием ис­торической картины не подвиг отдельного героя, а трагическую судьбу массы людей. Публичная демонстрация в России картины, косвенно от­разившей и трагическую атмосферу николаевского режима, и интуитив­ное предчувствие грядущих исторических сдвигов, стала событием рус­ской общественной жизни. Вернувшись в 1836 г. в Россию (через Грецию и Турцию), Брюллов сблизился с широким кругом художественной интеллигенции - живописцем В.А. Тропининым, композитором А.Н. Верстовским, актером М.С. Щепкиным, поэтами А.С. Пушкиным, Е.А. Бара­тынским, В.А. Жуковским и др. Мастерство Брюллова раскрывалось в этот период и в его эффектных (иногда не лишенных налета салонной красивости) парадных портретах (“Ю.П. Самойлова с Амалией Пачини”, около 1839), и в более камерных, психологически углубленных портретах деятелей русской культуры (портреты Н.В. Кукольника, 1836, И.А. Крылова, 1839, А.Н. Струговщикова, 1840), но его попытка создать новое монументальное историческое полотно в жанре “народной эпопеи” (“Осада Пскова польским королем Стефаном Баторием в 1581 году”, 1839 - 1843,) не удалась, и картина осталась незавершенной. Преподавая в петербургской Академии художеств, Брюллов стремился преодолеть рутинные методы обучения художников, поддерживал первые живописные опыты П.А. Федотова и Т.Г. Шевченко; в 1838 г. содействовал вместе с А.Г. Венециановым и В.А. Жуковским освобождению Т. Г. Шевченко от крепостной зависимости (деньги для выкупа были получены от лотерейной продажи специально написанного Брюлловым портрета Жуковского). В 1849 г. из-за болезни покинул Россию, жил на острове Мадейра, с 1850 г. - в Италии.

БРЮСОВ Валерий Яковлевич (1873-1924) – поэт. Родился в московской купеческой семье. Учился на историко-филологическом факультете Московского университета. Стал одним из зачинателей русского символизма. В 1884-1895 гг. подготовил и издал три сборника «Русские символисты», составленные главным образом из его собственных и переводных стихотворений. С изданием созданного Брюсовым альманаха «Северные цветы» русский символизм заявил о себе как о целостном и самостоятельном литературном течение. Со временем был признан как писатель общенационального значения, авторитетный деятель культуры, поэт, прозаик, драматург, критик, переводчик и литературовед. В 1921 г. Брюсов организовал Высший литературно-художественный институт (ВЛХИ) и до конца жизни был его ректором и профессором.

БУЛГАКОВ Михаил Афанасьевич (1891-1940) – писатель-прозаик. Родился в семье доктора богословия, профессора Киевской духовной академии А.И. Булгакова. Закончил Первую Киевскую гимназию (1909), поступил на медицинский факультет Киевского университета. После окончания с 1916 г. работал земским врачом под Смоленском, затем до 1919 г. имел медицинскую практику в Киеве. Близко видел события гражданской войны. В 1920-1921 гг. жил во Владикавказе, где началась его литературная и театральная деятельность. В эти годы им создаются «записки юного врача». С сентября 1921 года в Москве сотрудничал во многих журналах и газетах («Накануне», «Гудок» и др.). Входил в литературную среду, завязал знакомства с В. Маяковским, А. Толстым, И. Бабелем, В. Катаевым, И. Ильфом, Е. Петровым, Ю. Олешей, К. Паустовским и др. Роман «Белая гвардия» (1924) не был напечатан полностью (и вообще не был закончен) из-за прекращения существования журнала «Россия» (поэтому роману была написана пьеса «Дни Турбиных», 1926). Ранняя сатирическая проза Булгакова была частична опубликована в его сборнике «Роковые яйца» и «Дьяволиада» (1925). Повесть «Собачье сердце» (1925) была конфискована «органами».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: