Варіанти завдань 6 страница

ДУ ФУ (712-770) - великий китайский поэт всех времён. Наследие Ду Фу огромно — до наших дней дошло около 1,5 тыс. его стихов. Он успешно работал в раз­ных жанрах, его творчество питало не одно поколение последователей. Сила его стихов заключа­ется в их соразмерности и гармонии. Ду Фу происходил из довольно знатной, по бедной столичной семьи. Долгие годы он провёл в хлопотах о должности, но не смог сдать кон­курсных экзаменов (говорили, что причиной провала была зависть экза­менаторов к его литературному та­ланту). Ему удалось получить место только через 15 лет после первой по­пытки. Затем он какое-то время служил инспектором просве­щения в дальней области Хуачжоу. Как и положено было поэту, Ду Фу немало времени, про­вел в странствиях, пока наконец сно­ва не очутился в столице. Во многих стихах столичного периода он обли­чал общественную несправедливость. Ду Фу описывает людские страдания, вызванные военными дей­ствиями. Поскольку многие его сти­хи документально отражают реально произошедшие события, свидетелем которых он был сам, его часто на­зывают поэтом-летописцем. Новаторство Ду Фу проявилось также в детальном описании повсе­дневных человеческих забот. В связи с неурядицами военного времени Ду Фу был вынужден скитать­ся. Он не сумел обрести покоя даже на склоне лет — умер прямо в джонке (лодке), материализовав расхожую поэтическую метафору — «одинокий чёлн». Ду Фу достиг высот в самых раз­ных областях поэтического творчест­ва. Изображение природы, воспевание императора, бытовые наблюдения — всё в его стихах несёт па себе печать настоящего таланта.

ДУНАЕВСКИЙ Исаак Осипович (1900-1955) - композитор. Окончил Харьковскую консерваторию (1910-1919). Был заведующим музыкальной частью Харьковского драматического театра (1919-1924), Москов­ского театра сатиры (1924-1929), музыкальным руководителем и главным дирижером Ленинградского мюзик-холла (1929-1934), председатель Ленинградского отделения СК (1937-1941), с 1943 г. в Москве. И.О. Дунаевский вошел в историю музыки как крупнейший мастер массовой песни. Мелодический дар и высокий профессионализм компо­зитора обусловили широкую популярность его песен в 30-50-х годах. Сочинения-балеты - "Город", «Мурзилка», «Отдых фавна» (1924); оперетты - (двенадцать), в том числе "Женихи" (1927)."Золотая доли­на" (1938) "Вольный ветер" (1947), "Сын клоуна" (1950), Белая ака­ция" (1955), музыка к тридцати спектаклям, в том числе «Тартюф», «Слуга двух господ", "Принцесса Турандот"; музыка к двадцати восьми кино­фильмам, в том числе "Веселые ребята" "Три товарища», «Цирк», «Дети капитана Гранта", "Волга-Волга", "Кубанские казаки». Свыше ста песен - среди них "Каким ты был", "Ой, цветет калина", "Школьный вальс», "Летите голуби», "Московские огни" и др.

ДЮРКГЕЙМ Эмиль (1858—1917) - выдающийся французский со­циолог и антрополог. Выступил против индивидуально-психо­логического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе «кол­лективному сознанию» Подходил к социальным фактам как к элементам культуры Одним из первых обратился к проблеме функций ритуала. Подход к этой проблеме определялся его общей теорией религии, в которой он видел символическое выражение социальной действительности. Изучение «негатив­ного культа» (табу, запреты) и «позитивного» (жертва, имита­ционные обряды и др.), по его словам, обнаружило, что религи­озные институции, и в первую очередь — ритуалы, имеют ряд жизненно важных функций, среди которых обращают на себя внимание четыре основные: социализирующая, интегрирую­щая, воспроизводящая функции и психотерапевтический эф­фект ритуала. Основные сочинения: «О разделении обществен­ного труда» (1893), «Самоубийство» (1897), «Элементарные формы религиозной жизни» (1912).

ЕВКЛИД (III в. до н.э.) - древнегре­ческий математик. Систематизиро­вал все достижения античной мате­матики и дал их стройное изложение в 13 книгах «Начал», которые вплоть до XX в. определяли содержание школьных учебников по математи­ке. Одним из первых изучал логиче­ские основания математики, иссле­довал критерии разрешимости задач, ввёл понятие иррациональных чисел, доказал бесконечность множества простых чисел. В сочинении «Опти­ка» предложил одно из наиболее ранних учений о перспективе.

ЕСЕНИН Сергей Александрович (1895-1925) - поэт гениальных спо­собностей. Родился в крестьянской семье. Воспитывался в доме родите­лей отца, потом - матери. Писать стихи начал с 9 лет. Учился в Константиновском земском училище и в Спас-Клепиковской школе. С 1912 г. жил в Москве и в Петербурге. Работал в лавке, типографии, книгоизда­тельстве, недолго учился на историко-философском отделении народ­ного университета А.Л. Шанявского. С 1915 г. в литературной среде Пе­тербурга. Уже в первых сборниках ("Радуница", 1916; "Сельский часо­слов", 1918) проявляется как тонкий лирик, мастер глубоко психологи­зированного пейзажа, певец крестьянской Руси, знаток народного языка и народного характера. В 1919—1923 гг. входил в группу имажинистов. Поэтическое развитие Есенина было ранним и интенсивным. Постоянные мотивы его первых произведений — чувство любви ко всему живому; тоска по гармонии человека и природы, вызванная предчувстви­ем ее распада; любовь к Родине — России, оказавшейся в беде. Позднее поэтический мир Есенина становится более сложным, значительное место в нем занимают библейские образы и христианские мотивы. Революци­онный взрыв 1917 г. был пережит поэтом с надеждой, утопическими ил­люзиями ("Иония", 1918). Затем появились опасения, предчувствие ка­тастрофы, крушения "древнего" русского мира ("Сорокоуст", 1920; "Пу­гачев", 1921; "Москва кабацкая", 1924 и др.). Однако были и другие про­изведения, свидетельствующие об искреннем принятии Есениным про­исходивших преобразований в жизни деревни и советского общества в целом, сложности его поэтического и гражданского становления: (поэма "Баллада о двадцати шести", 1924, посвященная бакинским комиссарам; сборник "Русь советская", 1925; поэма "Анна Снегина", 1925). Есенин пользовался огромной популярностью, в том числе и среди части большевистского руководства. Найден повесившимся в Ленинграде в 1925 г. В 30-40-е годы был запрещенным писателем.

ЖАК-ДАЛЬКРОЗ Эмиль (1865-1950) – швейцарский композитор и педагог. Создатель системы музыкально-ритмического воспитания. Его метод, основанный на связи музыки с движением, применяется в балетных школах и специальных институтах других стран, в т.ч. в России. Оперы, симфонии, вокально-симфонические и инструментальные сочинения.

ЖЕРИКО Теодор (1791-1824) - французский живописец и график. Основоположник романтизма во французской живописи. Драматически-напряженные произведения («Плот Медузы», 1818-19), отличаются актуальностью и психологизмом, экспрессией живописи, контрастами светотени, бытовыми сценами, пейзажами («Дерби в Эпсоме», 1821), повлияли на реалистов середины XIX века.

ЖУКОВСКИЙ Василий Андреевич (1783 - 1852) - поэт, переводчик. Сын тульского помещика А.И. Бунина и турчанки Сальхи. Для получения дворянства “поступил” в Астраханский гусарский полк, а уже в ноябре 1789 г. уволен “по прошению своему от службы”. Первоначальное образование получил в кругу семьи Буниных, где рос на правах воспитанника. Постепенное осознание материальной зависимости и неустойчивости своего положения стало для него источником глубоких внутренних переживаний и проявилось впоследствии в его лирике. В 1797 г. был определен в Благородный пансион при Московском университете. За время учебы в пансионе (1797 - 1800) Жуковским было написано немало подражательных сочинений - торжественных од “на случай” или речей, предназначенных для ежегодных пансионных актов и выступлений в “Собрании воспитанников...”, а также стихов и прозаических отрывков на заданные наставниками темы морально-этического и патриотического характера. Балладные опыты Жуковского, которому принадлежит заслуга утверждения этого жанра в русской поэзии, имеют особое значение для становления русского романтизма. Поэт стремился создать балладу собственно русскую и даже простонародную (“Светлана”, 1808 - 1812; “Люд­мила” 1808; “Двенадцать спящих дев”, 1817). В середине 1810-х годов наметилась целая программа преобразования балладного жанра в наци­онально-русском, национально-поэтическом духе. Подобными тенден­циями отмечены и жанровые поиски Жуковского в области русской идил­лии (“Овсяный кисель”, “Деревенский сторож в полночь” и др.). Важное место в творчестве поэта занимает военно-патриотическая лирика, в том числе события Отечественной войны 1812 г. Начиная с 1841 г. до самой своей смерти Жуковский жил в разных городах Германии, но своих свя­зей с родиной не прерывал. Последнее десятилетие его творчества отме­чено активной переводческой деятельностью, тягой к монументальной, эпической форме, широким интересом к народному эпосу не только ев­ропейских, но и восточных народов Последним произведением Жуков­ского стало лирическое стихотворение “Царскосельский лебедь” (1851), в образной форме воссоздающее трагедию поэта, пережившего свое по­коление и ощущающего свое одиночество в новую историческую эпоху. Жуковский - одна из самых светлых личностей в истории русской литературы. Будучи близок ко двору, неоднократно помогал А.С. Пуш­кину, с которым был дружен; был воспитателем наследника престола (будущего Александра II) - и помог выкупить из крепостной неволи Та­раса Шевченко; помог Ф. Тютчеву – и т.д.

ЗАМЯТИН Евгений Иванович (1884-1937) - прозаик, драматург. Ро­дился в небогатой дворянской семье. Детство прошло в маленьком про­винциальном городке на юге России. В 1902 г. закончил Воронежскую гимназию с Золотой медалью. Поступил в Петербургский политехничес­кий институт, который тоже закончил с отличием. В нем же преподавал начале XX в. Замятин отдал дань революционной романтике одно время даже примыкал к большевикам. Литературный дебют в 1908 г ока­зался неудачным, но уже с выходом в свет повести. "Уездное"(1913) к нему пришла известность. В ранних произведениях Замятина в острой, гротескно-сатирической форме показана жизнь провинциальной России с ее "зоологическим" бытом, скукой, бездуховностью, культом "съедоб­ного бога" ("Уездное", 1913), Бывая за границей, всматривался в "евро­пейского" человека, он с беспощадным остроумием высмеивал доведен­ную до абсурда регламентированность и ограниченность жизни лондон­ских обывателей ("Островитяне", 1918; "Ловец человеков", 1918). Революция 1917 г. застала Замятина за границей. По возвращении в Россию он участвовал в спасении национальной культуры. В литератур­ном творчестве сознательно придерживался "еретической" позиции, что особенно проявилось в его романе "Мы" (1920). Роман не был опубли­кован в советской России, так как в нем увидели пародию на будущее коммунистическое общество. Однако объективно содержание романа направлено против опасности, подстерегающей любое общество, в кото­ром принижается и нивелируется личность человека. Автор "Мы" стал одним из родоначальников жанра антиутопии в мировой литературе. Его традиции были продолжены в творчестве О. Хаксли, Д. Оруэлла, Р. Бредбери. В 1929 г. Замятин сделался объектом уничтожающей критики, был лишен возможности работать, печататься. Все это вынудило его в 1932 г. эмигрировать. Последние шесть лет писательской жизни были, в общем, бесплодны.

ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич (1761 - 1811) – русский архитектор. Представитель ампира. Учился в петербургской Академии художеств (1767 - 1782) у Л.Ф. Кокоринова и И.Е. Старона, затем и Париже (1782—1786) у Ж.Ф. Шальгрена. С 1787 г. преподавал в петербургской Академии художеств. Среди первых работ - ряд построек в Гатчине (“Львиный мост”, “Ферма”, “Птичник”) и проект застройки Васильевского острова в Петербурге с перестройкой здания Академии наук (1803 - 1804), где единство ансамбля достигается общим ритмом расстановки зданий и одинаковыми архитектурными деталями. В 1805 г. Захаров был назначен главным архитектором Адмиралтейства, в его ведении сосредоточились руководство строительством и проектирование зданий и сооружений. Главное произведение Захарова - здание Адмиралтейства в Петербурге (1806 - 1823). Создал также проекты застройки Провиантского острова (1806 - 1808) и Галерного порта (1806 - 1809), ряд проектов для Кронштадта и проекты казенных строений и церквей для губернских и уездных городов России подчеркнуто монументального характера.

ЗИММЕЛЬ Георг (1858-1918) — немецкий философ и социолог, один из главных представителей поздней «философии жизни», основоположник, так называемой, «формальной» социологии. Различают три этапа духовной эволюции: первый — натуралистический — связан с воздей­ствием на культуру прагматизма, социал-дар­винизма и спенсеровского эволюцио­низма с характерным для последнего принципом дифференциации, приме­няющимся в качестве универсального орудия при анализе развития в любой сфере природы, общества и культуры. Второй этап — неокантианский. В центре внимания 3. — ценности и куль­тура, относимые к сфере, лежащей по ту сторону природной каузальности; деятельность гуманитария понимается им как «трансцендентальное формо­творчество». Источник творчества — личность с ее априорно заданным способом видения. Парадоксальное содержание относительного, т. наз. «личностногo» априори позднее выражается 3. в понятии «индивидуального закона». В соответствии с формами видения возникают различные «миры» культуры: религия, философия, наука, искусство и др.— каждый со своеобразной внутренней организацией, собственной уникальной «логикой». 3иммель дает общую схему развития культуры: бесконечное порождение «жизнью» новых культурных форм, которые окостеневают, становясь тормозом её (жизни) дальнейшего развития, а потому «сносятся» ею и заменяются новыми формами, обре­ченными пережить ту же судьбу. В этом движении воплощается целый ряд конфликтов: содержания и формы, «души» и «духа», «субъективной» и «объективной» культур. В осознании неизбывности этих конфликтов состоит «трагедия культуры». Характер­ной чертой современного ему этапа разви­тия культуры 3. считал борьбу жизни против принципа формы вообще, т. е. против культуры как тако­вой. Отчуждение оказывается равнознач­ным свободе, и единственным регу­лятором морального поведения становится «индивидуальный закон» — своего рода уникально-личностное априо­ри, определяющее жизнь и пове­дение индивида и знаменующее собой (наряду с созданием культурных форм) способность «жизни» к творчеству и художественной «саморегуляции».

ЗОЛЯ Эмиль (1840 – 1902) – французский писатель. Сын инженера. В юности испытывал влияние А. де Мюссе и В. Гюго. В раннем творчестве ощутимо воздействие романтической поэтики (новеллы и цикл «Сказки Нинон», 1864г.). Литературно-критические и искусствоведческие книги Золя направлены против офицеров салонно-академического искусства, в поддержку первых выступлений импрессионистов. Вводя в литературу данные естественнонаучных открытий медицины и физиологии, а так же эстетическую теорию позитивизма, Золя отчасти подменял социальные и исторические факторы формирования личности биологическую обусловленность. В 1868-1870 гг. Золя сотрудничал в органах республиканской оппозиции. В канун франко-прусской войны 1870-1871 гг. он открыто выступал за низвержение Наполеона III, против провоцируемой им бойни: очерк «Война». В конце 1868г. Золя начал работу над серией романов о второй империи. У истоков замысла этой эпопеи – наследие О. Бальзака. Золя мечтал создать театр для народа. В цикле драм «Франция шествует» он намеревался продолжить битву с третьей республикой, в которой под революционной вывеской властвовал монархический дух. Замысел не был реализован. Золя внезапно скончался от отравления угарным газом. После Великой Октябрьской социалистической революции наследие Золя высоко оценили А.В. Луначарский и М. Горький. «По романам Эмиля Золя, - сказал Горький, - можно изучить целую эпоху».

ЗОЩЕНКО Михаил Михайлович (1895-1958) - прозаик. Родился в семье художника. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Петербургского университета. Не закончив полного курса, ушел добровольцем на фронт. Сначала воевал в старой, потом в Красной ар­мии. Сменил немало профессий. С 1922 г. занимался литературным тру­дом. Один из участников группы "Серапионовы братья". Рассказы Зо­щенко на бытовые темы в форме сказа, разоблачающие психологию ме­щанства, очень скоро стали пользоваться большой популярностью у массового читателя. В 1922 г. был издан его первый сборник "Рассказы Назара Ильича господина Синебрюхова". С этого времени до злополуч­ного 1946 г. вышло множество рассказов, повестей и пьес: "Голубая кни­га" (1934—1935), повести "Мишель Синягин" (1930), "Возвращенная мо­лодость" (1933), повесть-эссе "Перед восходом солнца" (ч. 1, 1943). Основная тема творчества Зощенко — социокультурная катастро­фа, которую в послевоенные годы переживает большинство людей, вдруг оказавшихся в совершенно другой, резко изменившейся обстановке. Стре­мясь приспособиться к новой жизни, они постоянно попадают в неле­пые ситуации, их поведение создает острокомические эффекты. Зощенко с небывалой чуткостью воспроизводит языковые гримасы культурной драмы, переживаемой литературными персонажами. Все это противоре­чило жизнеутверждающему пафосу соцреализма, особенно в послевоен­ные годы. В 1946 г. он был грубо исключен из литературы, а в сущности, из жизни. Постановление "О журналах «Звезда» и «Ленинград» было формально отменено лишь через тридцать лет после смерти писателя.

ИВАНОВ Александр Андреевич (1806 - 1858) - русский живописец. Учился в петербургской Академии художеств (1817 - 1828) у своего отца – А.И. Иванова и в классе А. Е. Егорова. В 1830 г.- пенсионер ОПХ в Италии, побывал в Австрии и Германии; в 1831 - 1858 гг. жил в Риме, посетил города Средней и Северной Италии, Венецию, Неаполь. В 1857 г. ездил в Лондон для встречи с А. И. Герценом. Произведения раннего (петербургского) периода творчества Иванова облагают всеми характерными чертами живописи классицизма. На формирование мировоззрения Иванова в Риме повлияли дружеские отношения с Н. В. Гоголем. Проникнувшись верой в пророческую и просветительскую роль художника, в возможность с помощью искусства преобразить человечество, нравственно усовершен­ствовать его, Иванов в своем творчестве стремился осмыслить основные вопросы бытия человека, выдвинуть значительные философские и моральные проблемы. Жизненным подвигом художника стала многолетняя работа над огромной картиной "Явление Христа народу" (1837 - 1857). Евангельский сюжет Иванов трактовал как реальное историческое событие, основное содержание которого - духовный переворот в жизни угнетенного человечества, начало его освобождения и нравственного возрождения. В последнее десятилетие жизни Иванов ра­ботал над циклом "Библейских эскизов" кото­рые, по мысли художника, предназначались для росписей особого зда­ния. Иванов трактовал библейские легенды как историю духовного и нравственного развития человечества, достигнув необычайной глубины их философского обобщения и истолкования. Отказавшись от традици­онных условных приемов компоновки, Иванов применял композицион­ные решения, наиболее соответствующие смыслу изображаемого собы­тия, смело использовал цветовое пятно, подчеркнутое на плоскости лис­та контуром, достиг большой ритмической выразительности рисунка. Творчество Иванова, встречавшее враждебное отношение официальных кругов царской России, высоко ценили Н.В. Гоголь, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, И. Н. Крамской, Н. Н. Ге, И.Е. Репин, М.А. Врубель, В.И. Суриков.

ИКТИН и КАЛЛИКРАТ (5 в. до н.э.) - древнегреческие архитекторы, строители Парфенона.

ИЛЛАРИОН - первый митрополит Киевский из русского духовенства в 1051-1054 или 1055. После смерти князя Ярослава Мудрого смещен с поста главы русской православной церкви. Сочинение И. «Слово о законе и благодати» (40-е гг. ХI в.) - памятник древнерусской литературы. Патриотическая апология деятельности русский князей (Владимира Святославича, Ярослава Мудрого и др.), воспевание Русской земли.

ИЛЬИН Владимир Николаевич (1891-1974) - русский философ, богослов, литературный и музыкальный критик, компо­зитор. Покинул Россию в 1919 г.; был близок к евразий­скому движению и принимал участие в его изданиях («Ев­разийская хроника» и «Евразия»). В своих философ, работах критиковал материализм, обвинял его во враж­дебности к экспериментальной науке. В фил. культуры и культурологии испытал влияние О. Шпенглера, следуя его концепции противопоставления культуры и цивили­зации. Он полагал, что культура своим последним осно­ванием имеет религию, что же касается цивилизации, то она в лучшем случае внерелигиозна. Однако И. не сле­по следовал в своих культурологических идеях за Шпенглером. Он решительно отвергал релятивизм ценностей последнего, поскольку это ведет к признанию бес­смысленности мирового процесса. И. в своих работах ука­зывает на причины глубокого кризиса современной культуры — разделение, утрата взаимопонимания, соборность, иерар­хический принцип. Как богослов, И. видел в христиан­стве религию, содержащую вечные и абсолютно ценные эле­менты всех религий и культур. Основные культурологические идеи И. отражены в работах: «Атеизм и гибель культуры» (1929); «Загадка жизни и происхождение живых существ» (1929); «Арфа царя Давида в русской поэзии» (1960); «Ре­лигия революции и гибель культуры» (1987) и др.

ИЛЬИН Иван Александрович (1883-1954) - русский религиозный философ-неогегельянец, теоретик и историк рели­гии и культуры. В 1922 г. был в шестой раз арестован и приговорен за антиреволюционную деятельность к смертной казни, замененной высылкой из СССР. В 1927— 1930 гг. издавал в Берлине «Русский колокол. Журнал волевой идеи». После прихода к власти нацистов был лишен преподавательской работы в Русском научном институ­те и покинул Германию, переехав в Швейцарию. Автор одного из лучших русских философских сочинений, посвящен­ного Гегелю «Философия Гегеля как учение о конкрет­ности Бога и человека» (в 2 т.). И. высказал целый ряд культурологических идей, связанных с православной культурой. Он полагал, что культура «без веры, без сердца, без со­зерцания и без совести... являет собой бессилие и пере­живает свое крушение». В основе «подлинника духовной культуры», по мнению И., должна лежать «личная, искренняя религиозность культурно-творящего человека». Он известен также как резкий критик толстовского учения о непротивлении злу. Основные культурологические идеи отражены в его работах: «Религиозный смысл филосо­фии. Три речи» (1925); «О сопротивлении злу силою» (1925); «Основы художества. О совершенном в искусст­ве» (1937); «Основы христианской культуры» (1938); «Путь к очевидности» (1956); «О грядущей русской куль­туре» (изд. посмертно в 1957); «Поющее сердце. Книга тихих созерцаний» (1958); «Путь духовного обновления» (1962); «Родина. Русская философия. Православная культура» (1992) и др.

ИОАНН ЗЛАТОУСТ (около 350—407) - византийский церковный деятель и писатель, представитель греческого церковного красноре­чия. Автор многочисленных пропо­ведей, панегириков, псалмов. Про­поведовал аскетический идеал, критиковал социальную несправедливость.

КАЗАКОВ Матвей Федорович (1738—1812) - российский архитектор, один из основоположников русского классицизма. В Москве разработал типы городских жилых домов и общественных зданий, организующих большие городские пространства: Сенат в Кремле (1776 - 1787), университет (1786 - 1793), Голицынская больница (ныне 1-я городская; 1796 - 1801), дома-усадьбы Демидова (1779 - 1791), Губина (1790-е гг.) псевдоготический Петровский дворец (ныне Военно-воздушная академия; 1775 - 1782). Применил большой ордер в оформлении интерьеров (Колонный зал Дома союзов). Руководил составлением генерального плана Москвы, организовал архитектурную школу.

КАЛИДАСА (IV—V вв.) - индийский поэт. Индийская традиция утверждает, что поэтический талант и богатейшую эрудицию К. получил в дар от богини Кали (так объясняется его имя — Калидаса, что означает «раб Кали»). Легенда рассказывает, что К., хотя и брахман по рождению, был бедным, глупым и необразованным пастухом. В стране, где он жил, была царевна, гордая своею учёностью. Поэтому она отвергала всех женихов как неровню себе. Раздосадован­ный царь поклялся выдать её за самого глупого и неучёного человека, ко­торого встретит. Во время своих странствий он встретил пастуха, кото­рый пилил сук, на котором сидел. Решив, что никого глупее не бывает, царь привёл его к царевне, уверил её, что перед ней великий мудрец, и выдал дочь замуж за Калидасу. Случайно узнав, что её муж — безграмот­ный пастух, царевна его выгнала. В отчаянии он пришёл в храм богини Кали и вымолил у неё мудрость и знания. К. принадлежат две эпические поэмы, две ли­рические и три драмы. Эпические поэмы Калидасы («Род Рагху» и «Рождение Кумары») учёные сравнивают с «Энеидой» Вергилия. «Род Рагху» - легендарная хроника династии, к которой принадлежал герой индийского эпоса Рама. «Рождение Кумары» целиком посвящено истории родителей бога войны Кумары – Шивы и Парвати. Эти поэмы – не эпос, а воссоздание эпоса средствами утонченной литературы. Этот жанр в индийской поэзии называют большой поэмой. В лирических поэмах «Времена года» и «Облако-вестник» события не играют практически никакой ро­ли, а внимание поэта обращено на описания природы и передачу тон­ких оттенков любовного чувства. В индийской терминологии это ма­лая поэма. Вершиной индий­ской драматургии считаются три пьесы К.: «Малявика и Агнимитра», «Мужеством обретенная Урваши», «Вновь узнанная Шакунтала», в которых автора гораздо более занимают оттенки чувства, чем события. Сюжет оттесняется на вто­рой план монологами и лирически­ми сценами, нацеленными на созда­ние определённого настроения, а не на движение интриги. Страдания героев объясняются не их виной и не происками врагов — в них по­винна сама природа любви.

КАЛЬВИН Жан (1509 - 1564) - деятель Реформации, основатель кальвинизма. В 1536 г. в Базеле вышло его главное сочинение «Наставление в христианской вере», в котором дано систематическое изложение нового вероучения. Отражая интересы буржуазной эпохи первоначального накопления капитала, Кальвин провел ряд реформ, направленных на утверждение «мирского аскетизма». Он упразднил пышный католический культ; как советник правительства добился установления мелочного и придирчивого надзора за гражданами, обязательного посещения церковной службы, запрещения развлечений, танцев, ярких одежд и т.д.

КАМЕРОН Чарлз (1730-е годы-1812) - русский архитектор. Шотландец по происхождению. Представитель классицизма. Учился во Франции и Италии. С 1779 г. работал в Петербурге, в 1802 - 1805 гг. главный архитектор Адмиралтейской коллегии. Среди произведений Камерона - комплекс сооружений в Царском Селе (ныне город Пушкин): павильон "Агатовые комнаты" (1780 - 1785) с "Холодными банями", в архитектуре которых использованы мотивы римских терм; "Висячий сад" и “Камеронова галерея” (1783 - 1786, пандус - 1793), в которой массивным, монументальным формам цокольного этажа противопоставлена легкая открытая галерея верхнего яруса. Строил также дворец и парковые павильоны в Павловске (1780-1801), составляющие вместе с парком гармоничный ансамбль и привлекающие классической ясностью форм и богатством декора. Особая изысканность свойственна созданным Камероном интерьерам – “Арабесковому залу”, "Табакерке" Большого дворца в Пушкине, Греческому и Римскому залам в Павловске (1770 - 1780-е годы) отличающимися разнообразием отделочных материалов. Построил также дворец Разумовского в Батурине на Украине.

КАМПАНЕЛЛА Томмазо (1568-1639) – итальянский философ, один из представителей раннего утопического социализма. За свое свободомыслие подвергся преследованиям инквизиции. К. мечтал о единстве и благоденствии человечества. В 1599 г. К. пытался поднять восстание с целью освобождения Италии от испанского гнета. Заговор был раскрыт, и К. после жестоких пыток был брошен в тюрьму, где провел 27 лет. Там он написал свою утопию «Город солнца» - об идеальном обществе, в котором отсутствует частная собственность, всеобщий труд гарантирует изобилие, но существует строгая регламентация быта, власть жрецов носит теократический характер. Свой коммунистический идеал К. обосновывал велением разума и законами природы. «Город Солнца» сыграл немалую роль в развитии прогрессивной общественной мысли.

КАМЮ Альбер (1913 - 1960) – французский писатель, эссеист, драматург; лауреат Нобелевской премии (1957) «за огромный вклад в литературу, высветивший значение человеческой совести»; защитник экзистенциализма. В прощальных словах по поводу трагической гибели писателя Ж-П. Сартр говорил: «Камю представлял в нашем веке — и в споре против текущей истории — сегодняшнего наследника старинной породы тех моралистов, чье творчество являет собой, вероятно, наиболее самобытную линию во французской литературе. Его упорный гуманизм, узкий и чистый, суровый и чувственный, вел сомнительную в своём исходе битву против сокрушительных и уродливых веяний эпохи. И тем не менее упрямством своих «нет» он наперекор макиавеллистам, наперекор золотому тельцу делячества — укреплял в ее сердце нравственные устои». Этика К., занимавшая центральное место в его миросозерцании, по своему складу восходит к французской моралистике XVI—XVIII вв. Coгласно К., опыт человеческого существования, неминуемо завершающегося смертью, приводит мыслящую личность к открытию «абсурда» как конечной правды своего «удела» на земле. Однако эта истина должна не обезоруживать, а, напротив, пробуждать в душе мужественное достоинство продолжать жить вопреки вселенскому «хаосу», обходясь без всяких доводов в пользу такого выбора. Поначалу К. провозглашал единственной подлинной ценностью полноту телесного приобщения к природе, а все гражданские, духовные, нравственные ценности изобличал как неподлинные. Но, примкнув к Сопротивлению, он пересмотрел свой прежний лозунг «ничто не запрещено» в свете утверждения долга каждого перед «другими» — ближними и дальними. Проблемы нравственности, определения места человека в этой жизни, связи с космосом пронизывают все творчество К. Зачем цепляетесь за служебные, семейные, религиозные, гражданские, другие, ешё менее надёжные заменители утраченного смысла жизни, единственно способного освятить все прочие ценности? — недоумевает он в «Постороннем» и «Калигуле». Зачем тешитесь сказками о победно шествующем сквозь века Мировом Разуме, тогда как на поверку находитесь в угрожающей близости к вулкану Истории, неоднократно уже на вашей памяти извергавшемуся и грозящему извергнуться опять, да так, что вся земля, пожалуй, обратится в выжженную пустыню? — бил тревогу в «Чуме». Зачем, добиваясь добра, идете недобрыми путями принуждения, убийств, обмана и тем обрекаете себя и себе подобных получить в конце концов казармувместо желанной воли и прозябание вместо счастья?- предостерегал он в своих поздних эссе. Зачем живёте так стыдно и гадко, принимая своё барахтанье во лжи за пребывание в истине? – укорял он в «Падении». В “Философском энциклопедическом словаре” (М.,1983) отмечается как вывод, что философское и художественное творчество К. – одно из свидетельств кризисной духовной атмосферы на Западе в сер. ХХ в. Но не актуальны ли проблемы, поставленные мыслителем, и для российской действительности нашего времени? Основные культурологические труды К.: «Миф о Сизифе» (1942), «Актуальные хроники 1944— 1948» (1950), «Бунтующий человек» (1951), «Речь в Швеции» (1958, по поводу получения Нобелевской премии).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: