В принципе изложенный ранее механизм деформации и разрушения монокристалла и реальных судовых деталей идентичен. Однако изложенная выше схема будет иметь следующие особенности.
А. Корпус судна и реальные детали СТС являются поликристаллическими телами с высокой плотностью различных дефектов кристаллического строения (см. п. 2.2.3). Это приводит к тому, что процессы перемещения дислокаций происходят одновременно в большом числе зерен в разных направлениях. Кроме того, наличие дефектов вызывает искажения кристаллической решетки и плоскостей скольжения и затрудняет перемещение по ним дислокаций. В результате усилие, необходимое для деформации и разрушения поликристаллического материала, возрастает.
Б. Корпус судна и реальные детали СТС имеют концентраторы напряжений - места, в которых уровень механических напряжений (МПа) выше, чем в среднем по детали: места сварки набора корпуса, наличие в детали резьбы для присоединения других деталей, отверстия для подвода смазки, переходы от цилиндрической поверхности шейки коленчатого вала к плоской поверхности щеки, микронеровность поверхности и т.п.
В принципе, все перечисленные концентраторы можно привести к двум расчетным схемам: трещина в объеме материала детали и полутрещина на поверхности длиною l с радиусом скругления при вершине r (рис. 2.20).