I.
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
Основы
Дж.с.милль
ПРЕДИСЛОВИЕ* (1848 г.)
Появление такого трактата, какой представлен здесь, и на тему, которой уже посвящено много весьма ценных работ, возможно, нуждается в известном объяснении.
Вероятно, достаточно было бы сказать, что ни один из существующих трудов по политической экономии не содержит новейших достижений, внесенных в теорию этого предмета. В дискуссиях последних нескольких лет родилось много новых идей и представлений о новом приложении старых, особенно по проблемам денежного обращения, внешней торговли и по важным вопросам, более или менее тесно связанным с колонизацией. Поэтому кажется целесообразным произвести полный пересмотр всей политической экономии хотя бы только для того, чтобы внести в нее результаты этих изысканий и гармонично соединить их с принципами, установленными ранее лучшими мыслителями данной науки.
Однако автор не ставил перед собой в качестве единственной или даже главной цели восполнить пробелы в прежних трактатах, носящих то же заглавие. Задача настоящей книги отличается от задач, которые решал любой трактат по политической экономии, появившийся в Англии после труда Адама Смита.
|
|
Автор полагает, что работа, по своему назначению и общей концепции подобная труду Адама Смита, но использующая более широкий круг знаний и более глубокие идеи нынешнего века, — это как раз тот вклад, в котором сегодня нуждается политическая экономия. Книга «Богатство народов» во многом устарела и в целом неудовлетворительна. Политическая экономия в ее надлежащем понимании была во времена Адама Смита еще в младенческом возрасте и с тех пор повзрослела, а наука об обществе. Однако до настоящего времени не было предпринято попытки соединить практический метод исследования политической экономии с возросшими теоретическими представлениями в данной области или установить связь между экономическими явлениями в обществе и лучшими социальными идеями современности, как это великолепно сделал Адам Смит по отношению к философии своего века.
Такова задача, которую поставил перед собой автор настоящей работы. Даже частичная ее успешная реализация оказалась бы столь полезным достижением, что он добровольно взял на себя риск возможной неудачи. Однако необходимо добавить, что, хотя автор вознамерился написать работу практического и, насколько допускает природа ее предмета, популярного характера, он ни в коей мере не пытался во имя достижения этих заманчивых целей жертвовать строго научным ходом рассуждения.
|
|
…концепция политической экономии как отрасли науки возникла совсем недавно, но сам предмет ее исследований во все века неизбежно оказывался в центре практических интересов человечества, а иногда даже неоправданно поглощал все его внимание.
Этим предметом является богатство. Авторы работ по политической экономии провозглашают своей целью преподавание или исследование сущности богатства, законов его производства и распределения. Прямо или косвенно сюда включается действие всех причин, обусловливающих процветание или прозябание человечества в целом и всякого сообщества людей в зависимости от степени достижения богатства — этого всеобщего предмета человеческих желаний. Разумеется, никакой трактат по политической экономии не в состоянии рассмотреть или хотя бы перечислить все подобные причины, но в каждом из них предпринимается попытка изложить в максимально полном объеме уже известные законы и принципы, на основе которых они действуют.
Каждый человек имеет достаточно верное для житейских целей представление о том, что подразумевается под понятием «богатство». Никому не придет в голову смешивать исследования о богатстве с исследованиями, посвященными каким-либо другим великим человеческим интересам. Все знают, что одно дело быть богатым, а другое быть образованным, храбрым или гуманным, что изучение вопроса о том, как нация становится богатой, коренным образом отличается от изучения путей ее превращения в свободную, или добродетельную, или в славящуюся литературой, искусством, воинской доблестью, государственным устройством. Правда, все эти вещи косвенно связаны и влияют друг на друга. Иногда народ обретает свободу в результате того, что стал богатым, или достигает богатства вследствие того, что раньше стал свободным. Вера и законы народа оказывают мощное влияние на его экономическое положение, а последнее в свою очередь, воздействуя на его духовное развитие и общественные отношения, сказывается на его вере и законах. Но при всей тесной связи этих факторов, между ними имеются существенные различия, которые никто никогда не отрицал.
В данном трактате не ставится задача давать метафизически строгие определения, если идея, выраженная каким-либо термином, уже получила четкое обозначение, отвечающее практическим целям. Но сколь ни трудно ожидать возникновения вредной путаницы по такому простому вопросу, а именно: что следует считать богатством, тем не менее сама история свидетельствует, что такая путаница существовала, ей были подвержены и теоретики, и практические политики, а одно время она даже получила всеобщее распространение, причем на протяжении многих поколений она придавала совершенно ложное направление политической жизни в Европе. Я имею в виду теоретическое направление, известное со времен Адама Смита под названием меркантилистской системы.
Часто случается, что всеобщее убеждение, свойственное людям какой-либо эпохи в истории человечества, — убеждение, от которого в то время никто, за исключением величайших гениев и храбрецов, не был и не мог быть свободен, — становится в последующую эпоху настолько очевидным абсурдом, что трудно даже вообразить, как можно было вообще когда-нибудь в подобное поверить. Так произошло и с теорией, согласно которой деньги служат синонимом богатства. Правда, как только такое понимание сущности денег было поставлено под сомнение, оно было обречено на исчезновение. Однако никому не приходило в голову усомниться в его правильности, пока не получили распространение определенные приемы характеристики и анализа экономических явлений, проложившие себе путь в широкий мир лишь под влиянием Адама Смита и его толкователей.
|
|
В житейской речи богатство выражается в деньгах, вы спросите, как богат такой-то, вам ответят, что у него столько-то тысяч фунтов. Все доходы и расходы, барыши и убытки, все, что делает человека богаче или беднее, расценивается как поступление или утрата стольких-то денег. Правда, в опись состояния какого-либо лица включают не только деньги, фактически имеющиеся у него в наличии или ему причитающиеся, но и все другие обладающие ценностью предметы. Однако последние выступают при этом не в своем собственном качестве, а в виде некоторого количества денег, за какое их можно было бы продать; если же за них давали бы меньшую сумму, то их владельца сочли бы менее богатым, хотя сами эти предметы оставались бы неизменными. Верно также, что люди не становятся богаче, когда держат свои деньги без употребления, и что во имя получения прибыли они должны быть готовы идти на расходы. Те, кто обогащается посредством торговли, достигают этого, отдавая деньги за товары и отдавая товары за деньги; первая часть процесса столь же необходима, как и вторая. Но человек, покупающий товары с целью наживы, совершает такую куплю с тем, чтобы снова их продать за деньги, рассчитывая получить за них больше денег, чем сам отдал. Следовательно, получение денег представляется даже ему самому конечной целью операции.
Торговец, ведущий крупное дело с быстрым оборотом капитала, в каждый данный момент располагает лишь небольшой его долей в виде наличных денег. Но ценность находящихся у него на руках товаров он видит только в том, что они могут быть обращены в деньги, никакую сделку он не считает завершенной до тех пор, пока ее конечный результат не выразится в уплате ему денег или в денежном долговом обязательстве. Когда торговец отходит от дел, все свое состояние он обращает в деньги и полагает, что лишь в таком виде обрел свою прибыль. Он руководствуется тем, будто только деньги составляют богатство, а другие ценности, которые можно обратить в деньги, служат лишь средством для его достижения.
|
|
В то время как существует много обстоятельств, придающих правдоподобие посылке, лежащей в основе меркантилистской системы, имеются также и некоторые, хотя далеко не достаточные, аргументы в пользу различия, которое столь настойчиво проводит эта система между деньгами и всеми другими видами ценной собственности. Мы действительно и по праву определяем выгоды, приносимые человеку богатством, не по количеству полезных и приятных вещей, которыми он на деле пользуется, а по той власти, какую он имеет над всей совокупностью полезных и приятных вещей, по его способности удовлетворять любую свою потребность, приобрести все, что пожелает. А такая сила заключена в деньгах, тогда как все-другие вещи в цивилизованном государстве обнаруживают ее только своей пригодностью к обмену на деньги. Но с помощью денег вы можете немедленно купить любую вещь, имеющуюся в продаже, и человек, чье состояние заключено в деньгах или в предметах, которые легко обратить в деньги, владеет, как представляется ему самому и другим, не одним только предметом, а сразу всеми вещами, какие деньги позволяют ему приобрести.
Деньги — единственная форма богатства, пригодная не для какого-нибудь одного лишь конкретного употребления, а для всякого употребления вообще.
Дальнейшее исследование показало, что полезная роль денег ни в каком отношении не возрастает от увеличения наличного и обращающегося в стране их количества; они в равной мере выполняют свою функцию и при малой и при большой совокупной массе. …их ценность для человека заключается в том, что они представляют собой удобную форму получения им всякого рода доходов, которые он впоследствии, в наиболее подходящее для него время, превращает в другие могущие быть для него полезными формы.
Деньги, являющиеся важным орудием в руках государства и частных лиц, справедливо считаются богатством; но и все другое, что служит для удовлетворения человеческих потребностей и что природа не отдает без приложения труда, также составляет богатство. Быть богатым — значит обладать большим количеством полезных предметов или денег, чтобы их купить. Следовательно, все, что имеет покупательную силу, образует часть богатства, за которую в обмен можно приобрести всякие полезные или приятные предметы. Вещь, за которую ничего нельзя получить взамен, как бы полезна или необходима она ни была, не является богатством в том смысле, в каком этот термин применяется в политической экономии. Например, воздух, хотя и является абсолютной необходимостью для человека, на рынке никакой цены не имеет, так как его можно получить безвозмездно, собирать же его в запас бессмысленно, так как это не принесет никому никакой прибыли или пользы; законы его производства и распределения составляют предмет не политической экономии, а совершенно иной науки. Но хотя воздух и не является богатством, человечество, получая его даром, становится намного богаче, поскольку труд, который пришлось бы затратить на удовлетворение этой самой насущной из всех потребностей, можно употребить на другие цели.
Итак, богатство можно определить как понятие, охватывающее все полезные или приятные вещи, которые обладают меновой стоимостью, или, иными словами, все полезные или приятные вещи, за исключением тех, которые в желательном количестве можно приобрести без затрат труда или принесения чего-либо в жертву. Против этого определения можно возразить лишь то, что оно оставляет без ответа многократно обсуждавшийся вопрос: следует ли считать богатством так называемые нематериальные продукты? Нужно ли, например, причислять к богатству мастерство работника или любую другую природой данную или благоприобретенную способность тела или ума? Но этот вопрос не имеет очень большого значения, и, поскольку он требует подробного разбора, его лучше будет рассмотреть в другом месте.
После этих предварительных соображений о богатстве мы обратимся теперь к рассмотрению вопроса о чрезвычайно больших различий в уровне богатства между отдельными странами и между разными эпохами в истории человечества. Различия эти заключаются как в размерах богатства, в его составе, так и в способе распределения имеющегося в данном обществе богатства между его членами.
Едва ли теперь найдется такой народ или такое общество, которые целиком поддерживали бы свою жизнь продуктами дикой растительности. Но многие племена все еще живут исключительно или почти исключительно за счет диких животных, продуктами охоты и рыбной ловли. Богатство такого сообщества состоит лишь из шкур, в которые эти люди одеты, нескольких украшений, кое-какой примитивной утвари.
Первым крупным шагом на пути преодоления такого состояния явилось одомашнивание наиболее полезных животных: человечество живет уже не охотой на диких зверей, а питается молоком и его продуктами, используя также ежегодный прирост поголовья овец и крупного рогатого скота. Это положение не только само по себе лучше прежнего, по благоприятствует дальнейшему прогрессу, при нем происходит гораздо более значительное накопление богатства.
Переход от описанного выше состояния общества к земледельческому совершился отнюдь не легко (ибо никакие крупные перемены в образе жизни людей не происходят иначе, как в трудных формах, и они вообще носят либо болезненный характер, либо происходят очень медленно), но он осуществился, так сказать, в стихийном ходе событий. Увеличение численности населения и поголовья скота со временем начало превышать способность земли обеспечивать их достаточными естественными пастбищами. Это, несомненно, послужило причиной первой вспашки почвы.
…излишек, будь он мал или велик, обычно изымается у производителей либо правительством, которому они подвластны, либо частными лицами, которые, пользуясь превосходящей силой или религиозными и традиционными чувствами подчинения, утвердились в качестве хозяев земли.
Первый из указанных способов присвоения, присвоение правительством, характерен для обширных монархических государств. …правительство блистает богатством совершенно несоразмерно с общим положением страны.
По-иному дело обстояло в земледельческих обществах древней Европы, история которых нам
При новой форме, которую теперь принимает европейское общество, можно считать, что население каждой страны состоит из двух неравных, совершенно различных наций или рас, из победителей и побежденных: к первой относятся владельцы земли, ко второй — те, кто ее возделывает. Этим землепашцам разрешалось пользоваться землей на условиях, которые, будучи порождены насилием, всегда лежали на них тяжким бременем, хотя редко доводились до абсолютного рабства. Уже на последних этапах истории Римской империи земельное рабство повсеместно превратилось в форму крепостничества: римские «колоны» были, скорее, крепостными, а не настоящими рабами.
В тот век насилия и произвола крепостной, которому удалось накопить хоть небольшой запас, употреблял его прежде всего на то, чтобы купить себе свободу и отправиться в какой-либо город или укрепленное поселение, уцелевшие со времен римского владычества, или же чтобы укрыться там, даже не выкупив свободы. Освободившиеся крепостные в большинстве случаев становились ремесленниками и обеспечивали себе существование, обменивая продукты своего труда на излишки продовольствия и материалов, которые земля приносила феодальным собственникам. Так возник европейский двойник экономического строя азиатских стран.
С этого времени экономическое развитие общества уже не прерывалось. Безопасность личности и собственности неуклонно, хотя и медленно, возрастала; ремесла постоянно совершенствовались; грабеж перестал служить единственным источником накопления; феодальная Европа перерастала в торговую и мануфактурную Европу.
В мире теперь существует ряд обширных регионов, обладающих разнообразными видами богатства в таком изобилии, какое в прежние века невозможно было даже представить. эээвозвышается более многочисленный, чем в самых роскошествовавших обществах древности, класс людей, чье занятие не является непосредственно производительным, или людей, вовсе ничем не занятых.
Наряду со странами, образующими так называемый цивилизованный мир, при всем различии в их экономическом устройстве, в тех или иных регионах планеты и поныне сохранились все те древние государства, которые мьг охарактеризовали выше. Таким образом, продолжают сохраняться все великие типы человеческого общества, вплоть до эскимосов и патагонцев.
Эти примечательные различия в производстве и распределении богатства у разных частей человечества должны, как и всякое другое явление, зависеть от определенных причин. Было бы неправильно усматривать их исключительно в степени познания законов природы и овладения трудовыми навыками и ремеслами в разные эпохи и в разных районах земли. Здесь действует также и много других причин. Сам прогресс и неравномерное распределение знаний о природе частично являются следствием, а частично причиной того или иного состояния производства и распределения богатства.
В той мере, в какой экономическая организация народав зависит от состояния естественных наук, она остается предметом изучения самих естественных наук и производных от них прикладных наук. Однако в той мере, в какой причины экономической организации общества кроются в моральных и психологических факторах, в институтах и общественных отношениях или в свойствах человеческой натуры, исследованием этих причин должны заниматься не естественные, а этические и социальные науки, они являются уже предметом науки, называемой «политическая экономия».
Производство богатства, извлечение из недр земного шара средств для человеческого существования и наслаждения, совершенно очевидно, не может происходить произвольно. Здесь действуют определенные условия. Из них некоторые естественные, зависящие от свойств материи и от глубины познания этих свойств человеком в той или иной стране или в ту или иную эпоху. Эти условия политическая экономия не изучает, а принимает как допущение, основываясь на данных естественных наук или житейском опыте. Соединяя с этими фактами внешней природы другие истины, относящиеся к человеческой натуре, политическая экономия пытается выявить вторичные, или производные законы, управляющие производством богатства, содержащие объяснение различиям богатства и бедности в настоящем и прошлом и позволяющие предвидеть, какое увеличение богатства возможно в будущем. В отличие от законов производства, законы распределения частично создаются самими людьми, поскольку способ распределения богатства в каждом данном обществе зависит от принятых в нем законов и обычаев. И хотя правительства и народы полномочны решать, какие должны существовать институты, они не могут произвольно определять, как этим институтам надлежит функционировать. Условия, от которых зависят их власть над распределением богатства, и способ воздействия на распределение с помощью различных кодексов поведения, какие общество может счесть целесообразным ввести, в такой же мере служат предметом научного исследования, как и любые естественные законы природы.
Законы производства и распределения и некоторые вытекающие из них следствия составляют предмет настоящего трактата.