Человеческий капитал и качество жизни

1..

Потребности и производства. Экономический выбор

Статья для аналитического конспекта

Беликов С. В. К типологии праворадикальной молодежи // Свободная мысль. 2008. № 4. С. 65–78.

1. Потребности. Их структура и динамика

2. Производство. Типы и результаты

3. Ресурсы производства и производственные возможности.

Потребность – нужда в чем-либо, в каком-либо благе.

В современных условиях основным источником необходимых человеку благ является производство.

Потребности делятся на основе различных критериев

Выделяют

· материальные и духовные потребности

· первичные и производные

· первоочередные и второстепенные

· производственные и личные

· индивидуальные и общественные

Исследователи установили, что потребности людей, в зависимости от их первоочередности, выстраиваются в определенную иерархию. Наиболее известная иерархия потребностей предложена американским психологом Абрахамом Маслоу.

Согласно Маслоу выделяется 5 основных групп потребностей:

1. Физиологические

2. Потребности в безопасности и защищенности

3. В любви и принадлежности

4. В уважении и признании

5. В самовыражении (самоактуализации)

1 и 2 относятся к низшим или первоочередным. К высшим относят в первую очередь потребности в признании и самоактуализации.

Исследования показывают, что по мере роста материального благосостояния населения и упрочнения социальной стабильности в обществе все большее значение приобретают высшие потребности. В частности опросы трудоспособного населения в развитых и благополучных странах показывают, что для многих работников при выборе профессии и места работы первоочередное значение имеют не столько будущий заработок, сколько степень удовлетворенности будущей работой.

Смещение приоритетов населения в пользу высших потребностей в богатых странах объясняется тем, что первичные потребности в количественном отношении не беспредельны. Поэтому, когда достигается высокий уровень насыщения этих потребностей, приоритеты населения неизбежно смещаются в пользу потребностей признания и самовыражения. А поскольку индивидуальные особенности личности чрезвычайно разнообразны, спектр высших потребностей практически не ограничен.

2.

Производство – это целесообразная деятельность людей по преобразованию продуктов природы с целью приспособления их для удовлетворения потребностей людей. Результатом производства является продукт или благо.

Все многообразие делится на 2 основные группы: одна группа благ имеет вещественное выражение, а другая группа его не имеет, хотя и удовлетворяет потребности людей.

В соответствии с установившейся терминологией первую группу благ в статистике называют продуктами, а вторую – услугами.

В составе современной экономике принято различать материальное и не материальное производство.

К отраслям материального производства относят:

· сельское и лесное хозяйство

· промышленность

· строительство

· транспорт и связь

· торговлю и общественное питание

· заготовки…

Продуктом материального производства являются как собственно материальные продукты, так и материальные услуги, к которым относят продукцию транспорта, связи, торговли, заготовок и т.д.

К отраслям не материального производства относят в первую очередь науку, образование, здравоохранение, социальное обслуживание, культуру, искусство. Продукция этих отраслей предстает в виде нематериальных продуктов и услуг.

В составе современной экономики выделяют 2 основных подразделения:

1. объединяет отросли, производящие средства производств (машины, оборудование, сырье и т.д.)

2. объединяет отросли, производящие предметы потребления (продукты питания, одежда, обувь и т.д.)

Современное производство по природе своей является общественным. Это означает, что производство благ люди осуществляют коллективно, при этом между ними складываются определенные экономические отношения. Основой общественного характера производства является общественное разделение труда, под которым понимается специализация производителей на создание определенных продуктов или выполнения определенных операций.

Общественное разделение труда подразделяется на

1. общее

2. частное

3. единичное

Общее разделение труда означает обособление производственных функций наиболее крупных звеньев национального хозяйства. Например, разделение между городом и деревней, между умственным и физическим трудом.

Частное разделение труда означает специализацию между предприятиями, представляющими различные отрасли и виды производств.

Единичное разделение труда означает специализацию в рамках отдельных хозяйственных единиц и их подразделений.

Общественное разделение труда определяет необходимость согласованного и скоординированного взаимодействия между специализированными производителями, что составляет содержание кооперации производств.

Современное производство протекает непрерывно, для этого необходимо постоянное возмещение расходуемых ресурсов и воссоздание сложившихся хозяйственных связей. Производство в его постоянном повторении и возобновлении определяется категорией общественного воспроизводства. В его ходе общественный продукт проходит ряд стадий (этапов):

1. Производство

2. Распределение

3. Обмен

4. Потребление

Все названные стадии обособлены между собой только относительно. А стадии производства и потребления непосредственно смыкаются, поскольку производство, одновременно является процессом потребления сырья, рабочей силы, машин, оборудования и т.д.

Для поддержания непрерывности общественного воспроизводства требуется соблюдение определенных количественных соотношений или пропорций между отраслями и подразделениям национального хозяйства.

Если же процесс воспроизводства не сбалансирован, то это проявляется в возникновении товарных дефицитов, ускорении инфляции или повышении уровня безработицы. Существуют два принципиально различных механизма координации экономической деятельности и обеспечение сбалансированности воспроизводственных пропорций один механизм основан на прямом распределении ресурсов и продуктов. второй механизм координации это рынок (купля-продажа). Различают два основных типа общественного воспроизводства.

1) простое воспроизводство, в его рамках производство повторяется в неизменных масштабах

2) расширенное воспроизводство когда в новом воспроизводственном цикле масштабы производства увеличиваются.

В странах с аграрной экономикой может наблюдаться суженное воспроизводство. Выражается в истощении ресурсной базы и падение объемов национального производства.

3_________

Под ресурсами понимают совокупность природных, духовных и социальных сил используемых в процессе создания необходимых человеку благ. Выделяют 4 основных вида ресурсов:

1) природные

2)материальные

3) людские

4) финансовые

непосредственным источником новых благ являются первые три вида ресурсов. А финансовые ресурсы являются всего лишь условием, но необходимым условием привлечения реальных экономических ресурсов.

Будучи непосредственно вовлеченным, в производство, ресурсы приобретают общественную форму факторов производства. Выделяют следующие основные факторы:

1. земля

2. капитал (реальный капитал)

3. труд – аналог наемных работников

4. предпринимательство

Производственные возможности общества всегда ограниченны, а человеческие потребности в принципе беспредельны. Поэтому в экономике постоянно решается альтернативного выбора. Которая сводится к поиску наиболее эффективных путей использования ограниченных ресурсов в целях наиболее полного удовлетворения человеческих потребностей.

1) Возникновение и роль человеческого капитала в экономике

2) Формирование, оценка и накоп

3) Качество жизни. Оценка и сравнительный анализ.

В современной индустриальной эконом людские ресурсы начинают играть иную, чем прежде роль, принимая общественную роль человеческого капитала. Эти перемены связаны с возрастанием роли знаний в следствии чего вложения в укрепление здоровья и образования работников начинают давать непосредственную отдачу. При том вложения в человека оказываются более продуктивными нежели в вещественный капитал. Теория человеческого капитала возникла в США на рубеже 80-ых годов 20 века. Его авторами являются Э.Шульц и Гарольд Беккер. Человеческий капитал обычно определяют как накопленный запас здоровья, знаний, способностей, культуры и опыта которые целесообразно использовать в производственной деятельности и обеспечивают прирост доходов работника фирмы и общества. В отличие от физического (вещественного) чел капитал отличается несколькими особенностями:

1. Он формируется конкретным человеком и неотделим от живой человеческой личности.

2. Формирование индивидуального чел капитала занимает более продолжительный период времени, чем у веществ капитала. И занимает 18 – 25 лет.

3. Эффект от использования чел капитала зависит от личной активности человека, его ценностей и мировоззрений.

Сегодня различают несколько взаимосвязанных видов чел капитала:

1. Капитал здоровья.

2. Круговой капитал, как совокупность навыков и опыта на производстве.

3. Интеллектуальный капитал. Характеризует интеллектуальные возможности личности.

4. Организационно предпринимательский капитал. Связан с организаторской деятельностью.

5. Культурно-нравственный капитал. определяет соц направленность хозяйственных усилий человека.

Все названные виды чел капитала реализуются во взаимосвязи. По этому например: человек отличающийся высоким профессионализмом, но со слабым здоровьем может быть обречён на положение бедного члена общества, и наоборот, очень здоровый, но тупой тоже может оказаться в такой же ситуации.

(2)

Формирование человеческого капитала протекает на протяжении большей части человеческой жизни, хотя основные запасы профессиональных знаний и навыков, здоровья и выносливости, а так же ценностных представлений у типичного работника складывается в возрасте до 30 лет. В дальнейшем вплоть до окончания периода активной трудовой деятельности, работник главным образом шлифует уже приобретённые профессиональные навыки, накапливает производственный опыт и поддерживает здоровье. Вместе с тем человеческий капитал может накапливаться по средствам инвестиций. Под инвестициями понимают затраты на образование, воспитание личности, на здравоохранение, а так же укрепление здоровья человека. Оценка человеческого капитала определяется величиной дохода, который человек получает от своей профессиональной деятельности. Первая попытка дать оценку человеческого капитала была предпринята Шульцом в 1960 году в его книге «Формирование Капиталообразования». Он говорит что с ростом образования работника прослеживается тенденция к росту его дохода. В дальнейшем эти исследования повторялись многими учёными и подтверждали первоначальный вывод Шульца о высокой эффективности затрат на образование.

(3)

Реализация чел капитала определяется всей совокупностью условий жизни. Эту совокупность нельзя свести только к уровню материального состояния. Для характеристики совокупности этих условий используется категория качества жизни. Измерение качества жизни основано на учете широкого круга количественных и качественных показателей. В наст время единый перечень таких показателей еще не сложился. При их выборе применяются 3 основных подхода:

1. Аксеологический подход. В его рамках качество жизни изучается с позиции многообразия ценностей освоенных и используемых человеком.

2. Поведенческий подход. Исходит из убеждения, что человек должен активно участвовать в возможно более широком перечне видов деятельности.

3. Социально бытовой. Исходит из необходимости учитывать особенности образа жизни отдельных групп населения.

На основе указанных подходов сложился набор показателей качества жизни который был рекомендован ООН в 1995 году, по итогом всемирной конференции состоявшейся в марте этого года в Копенгагене. Вот они все:

1. Продолжительность предстоящей жизни.

2. Размеры и состав домашних хозяйств.

3. Уровень профессионального образования.

4. Преобладающие занятия населения.

5. Положение в занятии.

6. Социально-экономическая группа населения.

7. Состав и динамика населения.

8. Населённые пункты, жильё и географическое положение населения (городское/сельское население).

9. Домашние хозяйства и семьи.

10. Здоровье населения.

11. Медицинское обслуживание.

12. Питание.

13. Уровень образования и неграмотности населения.

14. Педагогические кадры и расходы на образование.

15. Участие в труде и экономически неактивное население.

16. Занятость безработица.

17. Вознаграждение за труд, работающих по найму.

18. Условия труда и подготовка кадров.

19. Социальная мобильность.

20. Доходы, потребление и благосостояние.

21. Уровень, рост и структура доходов домашних хозяйств.

22. Уровень, рост и структура потребления.

23. Распределение доходов и их потребление.

24. Социальное обеспечение и социальная помощь.

25. Досуг, культура и коммуникации.

26. Общественный порядок и безопасность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: