Неосознаваемые процессы личности
Характерные особенности | Номотетический подход | Идеографический подход |
Понимание объекта измерения | Понимание личности как набора свойств | Понимание личности как целостной системы |
Направленность измерения | Выявление и измерение общих для всех людей свойств личности | Изучение индивидуальных особенностей личности |
Методы измерения | Стандартизованные методы измерения, требующие сопоставления с нормой | Проективные методики и идеографические техники |
Существует три метода сбора данных о личности:
1. L (life record data). Включает в себя способы регистрации реального поведения в повседневной жизни. Чаще всего используется экспертная оценка. Этот метод – важный критерий, относительно которого измеряется валидность результатов, полученных другими способами. Проблемой метода является надежность, т.к. при получении информации возможны систематические искажения.
2. Q (questionary data). Сбор данных с помощью опросников, самооценок, самоотчетов. Искажения данных здесь связаны с когнитивным и мотивационным компонентами. Первый связан с незнанием собственной личности. Таковыми могут быть: низкий интеллектуальный или культурный уровень; недостаточность навыков интроспекции; отсутствие специальных знаний; использование неверных эталонов. Мотивационный аспект отражает различия в мотивации испытуемых, например, в сторону социальной желательности результатов или, наоборот, подчеркивания своих дефектов.
|
|
3. T (objective test data). Объективные тесты с контролируемой ситуацией. Данные получают измерением поведения без обращения к самооценкам или экспертным оценкам. Это достигается:
1) наложением ограничения на возможные искажения тестовых оценок. Т.е. тесты конструируются так, чтобы испытуемый не догадался о том, какие стороны изучаются;
2) уменьшением субъективных искажений, идущих от экспериментатора. Это достигается формализацией процедуры тестирования.