Размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объекта
Размещение оборудования по принципу обслуживания неподвижного объекта используется при относительно небольшом числе единиц выпускаемой продукции, но, как правило, крупногабаритной и сложной. Разрабатывая размещение оборудования для производства неподвижного изделия, можно мысленно представить его в виде ступицы колеса с материалами и оборудованием, расположенными концентрически вокруг точки производства в порядке их использования и необходимости их перемещения. Например, в кораблестроении заклепки, использующиеся во всей конструкции изделия, должны размещаться близко к корпусу или прямо в нем. Тяжелые части двигателя, подвозимые к корпусу только один раз, можно разместить на более далеком расстоянии, а подъемные краны, поскольку они постоянно используются, следует располагать рядом с корпусом.
Для организации производства неподвижного изделия необходимо установить очередность выполнения работ, которая определяется производственными стадиями. Размещение оборудования и компонентов вокруг неподвижного объекта следует разрабатывать по принципу группирования материалов по их технологическому приоритету. Этот принцип используют при монтаже крупногабаритного оборудования, например штамповочного пресса, выполнение монтажных работ на котором осуществляется в строгой последовательности. Этого же принципа придерживаются при сборке изделий, когда она начинается с самого основания изделия, а потом к нему добавляются компоненты в виде стандартных блоков.
|
|
Что касается использования количественных методов при размещении оборудования вокруг неподвижного объекта, то в соответствующей литературе этой проблеме уделяли мало внимания, хотя сам принцип размещения применяют сотни лет. Однако для конкретных ситуаций можно определить объективные критерии и разработать размещение оборудования вокруг неподвижного объекта с помощью количественных методов. Например, если стоимость транспортирования материалов значительна и строительный участок допускает большее или меньшее передвижение материалов по прямой линии, то можно применить метод CRAFT.
Целью совершенствования размещения (планировки) помещений сервисных предприятий и предприятий розничной торговли (в магазинах, банках и ресторанах) является максимизация чистой прибыли, получаемой с одного квадратного метра занимаемой площади. Характер изменений в размещении производственных помещений отражает действия, необходимые компании для поддержания своей стратегии: высокая скорость обслуживания и низкие цены. Ключевые преобразования касаются исключения многих этапов приготовления пищи в отдельном помещении, что позволяет одновременно увеличить скорость обслуживания и уменьшить необходимое рабочее пространство. Например, измельчение на мясорубке, упаковка салата-латука, изготовление пищевых полуфабрикатов и приправы к мясу, бобам, а также приготовление трудоемких блюд мексиканской кухни (например, тортилла – плоская маисовая лепешка, заменяющая в Мексике хлеб) теперь осуществляют на централизованных кухнях или поставщики. На кухнях ресторанов только разогревают и собирают блюда из полуфабрикатов. В дополнение к этому внесены изменения в структуру очереди: одинарную очередь, перемещающуюся параллельно прилавку, заменили двойной очередью, движущейся перпендикулярно прилавку. Такое усовершенствованное движение облегчило обслуживание водителей через окна ресторана, позволило увеличить пропускную способность, а клиентам увидеть лица рабочих-раздатчиков (а не их спины, как это было раньше).
|
|
"Сервисный Ландшафт"
Как отмечалось раньше, целью планировки помещений на сервисных предприятиях и предприятиях розничной торговли является, главным образом, достижение максимальной чистой прибыли на один квадратный метр занимаемой площади. Практически эта цель часто переводится в русло минимизации транспортных затрат или максимизации выгоды при выборе места представления товара.
Новый термин "сервисный ландшафт", под которым понимается физическая среда, где предоставляются услуги, которая оказывает влияние на потребителей и обслуживающий персонал. Понимание концепции "сервисного ландшафта" необходимо для выбора удачного размещения помещений сервисной фирмы (или сервисного подразделения промышленной фирмы). Эта концепция содержит три элемента, которые необходимо рассмотреть отдельно: окружающая среда; пространственное и функциональное размещение товара, внешние атрибуты.