Структура деятельности. Деятельность как способ существования

Деятельность как способ существования

Функции психики

Структура психики человека

Беседа.

Интервью и анкетирование - виды бе­седы.

3. Анализ продуктов деятельности и др.

Понятие о психике, её структуре и функциях

Психика — это системное каче­ство мозга

Психика — это сущность, где многообразие природы со­бирается к своему единству, это виртуальное сжатие приро­ды, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.

Психика — это «субъективный образ объективного мира».

Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:

1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;

2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);

3)биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуща и растениям);

4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна толь­ко организмам, которые имеют нервную систему;

5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих го­ловной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выра­женного головного мозга).

Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в про­цессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.

Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми (активная передача новым поколениям человечес­кой культуры, человеческих способностей).

Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.

Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:

1) психические процессы (познаватель­ные, эмоциональные, волевые);

2) психические состояния;

3) психические свойства.

1. Отражение окружающего мира

2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в це­лях обеспечения его выживания

Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно постав­ленной цели, возникшей в результате появления у него опре­деленной потребности, мотива.

Потребности - источник активности личности, они за­ставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.

Виды потребностей:

- естественные (природные) и социальные (духовные);

- осознанные и неосоз­нанные.

Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.

Мотив - это форма проявления потребности, побужде­ние к определенной деятельности, тот предмет, ради ко­торого осуществляется деятельность.

Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.

Виды движений:

- непроизвольные и произвольные,

- врожденные и приобретенные.

Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).

Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.

Виды действий:

- предметные;

- умственные, волевые;

- действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).

Освоение деятельности: умения, навыки, привычки

Умение - это успешный способ выполнения деятельно­сти.

Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.

Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.

Привычка - это потребность произвести соответствующее действие.

Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, куль­турного поведения и др.Полез­ные и вредные привычки.

Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение

Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Цели и мотивы. Взаимодействие.

Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: