Деятельность как способ существования
Функции психики
Структура психики человека
Беседа.
Интервью и анкетирование - виды беседы.
3. Анализ продуктов деятельности и др.
Понятие о психике, её структуре и функциях
Психика — это системное качество мозга
Психика — это сущность, где многообразие природы собирается к своему единству, это виртуальное сжатие природы, это отражение объективного мира в его связях и отношениях.
Психика — это «субъективный образ объективного мира».
Существуют разные подходы к пониманию того, кому присуща психика:
1) антропопсихизм (Декарт) - психика присуща только человеку;
2) панпсихизм (французские материалисты) — всеобщая одухотворенность природы, т. е. всей природе, всему миру присуща психика (и камню в том числе);
3)биопсихизм - психика - это свойство живой природы (присуща и растениям);
4)нейропсихизм (Ч. Дарвин) - психика свойственна только организмам, которые имеют нервную систему;
5)мозгопсихизм (К. К. Платонов) — психика только у организмов с трубчатой нервной системой, имеющих головной мозг (при таком подходе у насекомых психики нет, так как у них узелковая нервная система, без выраженного головного мозга).
Человеческая психика формируется у человека только прижизненно в процессе усвоения им культуры, созданной предшествующими поколениями.
Таким образом, психика человека включает в себя 3 составляющих: внешний мир (природа, ее отражение); полноценная деятельность мозга; взаимодействие с людьми (активная передача новым поколениям человеческой культуры, человеческих способностей).
Психика сложна и многообразна по своим проявлениям.
Обычно выделяют три крупные группы психических явлений:
1) психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые);
2) психические состояния;
3) психические свойства.
1. Отражение окружающего мира
2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания
Деятельность — это активное взаимодействие человека со средой, в результате которого он достигает сознательно поставленной цели, возникшей в результате появления у него определенной потребности, мотива.
Потребности - источник активности личности, они заставляют человека активно действовать. Это осознание человеком нужды в чем-либо, что ему необходимо для поддержания организма и развития его личности.
Виды потребностей:
- естественные (природные) и социальные (духовные);
- осознанные и неосознанные.
Цель - то, на что непосредственно направлена деятельность.
Мотив - это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется деятельность.
Движение - это моторная функция живого организма, самая простая составная часть деятельности.
Виды движений:
- непроизвольные и произвольные,
- врожденные и приобретенные.
Действия представляют собой совокупность движений, которые имеют цель и направлены на определенный объект (предмет).
Действия всегда социальны, выполняются, как правило, осознанно.
Виды действий:
- предметные;
- умственные, волевые;
- действия, направленные на других людей, - поступок (или проступок).
Освоение деятельности: умения, навыки, привычки
Умение - это успешный способ выполнения деятельности.
Навыки - это частично автоматизированные действия, которые образуются в результате упражнений.
Виды навыков: ходьба, бег, письмо, мыслительные, сенсорные, навыки поведения и др.
Привычка - это потребность произвести соответствующее действие.
Виды привычек: профессиональные, моральные, гигиенические, эстети-ческие, учебные, культурного поведения и др.Полезные и вредные привычки.
Основные виды деятельности: общение, игра, труд, учение
Присутствуют в жизни каждого человека, в них происходит развитие психики и личности. Цели и мотивы. Взаимодействие.
Понятие о ведущей деятельности А.Н. Леонтьева.