Речь — одна из наиболее ярких отличительных индивидуальных особенностей человека. Детская способность использовать язык становится важным фактором регуляции эмоций. Едва научившись говорить, дети гораздо охотнее пользуются речью для выражения своих чувств, чем мимикой и жестами. Анализ становления языка в детском возрасте является такой же увлекательной задачей, как и анализ когнитивного развития. Воззрения психологов на эту проблему группируются вокруг трех основных установок на природу вербального способа самовыражения, который:
- образуется в результате структурных изменений в процессе индивидуального, развития, так как очевидно, что все дети проходят одинаковые стадии становления речи;
— обладает выраженной специфичностью в результате установленных различий в скорости созревания индивидов;
— проявляется лишь в виде небольших нюансов качества детской речи (имеет различную стилевую окраску).
Очевиден и житейский факт — разные родители, говоря о своих детях, не преминут отметить отличия в их вербальных способностях. Исследования на тему: "В чем причины различий в детской речи ", как всегда, идут во встречном направлении — со стороны поиска доказательств генетического влияния на исследуемый феномен, и со стороны выявления подтверждени и средового воздействия.
|
|
Используя стандартный тест языковых навыков, Гарри Мюнзингер и Артур Дуглас (Munsinger & Dougfass, 1976) протестировали группы моно- и дизиготных близнецов, а также группу неблизнецовых сибсов. Возраст тестируемых был от трех до семнадцати лет, так что в этом случае речь шла о достаточно сформированном уровне языковых навыков, а не о развитии. Была подтверждена гипотеза о включенности генетической компоненты в индивидуальный уровень развития вербальных способностей — корреляции между языковыми оценками монозиготных близнецов были значительно выше (.83), чем у дизиготных (.44). Исследование с помощью генеалогического метода также обнаружило генетическое влияние (Hardy-Brown et al., 1981). На первом Году жизни интенсивность и понятность детской речи можно было лучше предсказать, зная когнитивные способности генетических родителей, чем на основе знания языковых навыков приемных родителей.
В пользу гипотезы о средовом влиянии говорит неоднократно упоминавшийся в литературе факт — если родители больше говорят со своими детьми, то развитие языковых способностей малышей идет намного быстрее. Но это не противоречит и генетической гипотезе — ведь родители с лучшими языковыми навыками, имеющие соответственно больший объем общения, могли передать ген "говорения" по наследству своим детям. Однако Карен Харди-Браун (Hardy-Brown et at., 1981) обнаружила, что особенности вокализации приемных матерей (имитирующих вокальные реакции малышей) связаны с особенностями развития языка детей в возрасте до года.
|
|
По мнению Кэтрин Нельсон {Nelson, 1981), дети различаются также в способах, то есть стилях, использования языка. Проявляющие экспрессивный стиль языка больше сфокусированны на собственно коммуникативном, социально-окрашенном аспекте речи и обучаются скорее с помощью подражания. Их первые высказывания часто имеют вид слитных наборов звуков без пауз и интонаций, как бы в свернутом виде воспроизводящих сказанную взрослыми фразу. Экспрессивные используют большее количество местоимений и имеющих личностно-сопиальную окраску слов. В противоположность им, предпочитающие символический стиль склонны чаще использовать имена собственные, их предложения более коротки и, кажется, они не очень стремятся использовать речь для социального взаимодействия со взрослыми. К-Нельсон обнаружила проявление этих различий уже в раннем детстве. Она также установила, что матери детей с символическим стилем склонны чаще использовать существительные по сравнению с местоимениями. Так что вполне возможно, что детские стили речи формируются как подражание взрослым. Но, с другой стороны (Bee, Mitchell, 1984), они могут отражать более фундаментальные различия в детской ориентации на взаимодействие с предметами (миром предметов) или на развитие взаимоотношений (миром людей).
В только что описанном разделении еще раз находит подтверждение удивительный факт функционирования в структуре стиля человека (рассматриваемого в данном случае в качестве Сложной Сбалансированной Системы, регулирующей взаимодействие человека со средой — см. Libin, in preparation, а) трех автономных, хотя и взаимозависимых подсистем — предметно-ориентированной структуры, ответственной за взаимодействие субъекта с миром вещей;
коммуникативно-ориентированной структуры, регулирующей индивидуальное взаимодействие с миром людей, а также Я-ориентированной структуры, отвечающей за поддержание оптимального уровня индивидуальной самоидентификации. Механизмы формирования предметно-ориентированной, коммуникативно-ориентированной и Я-ориентированной структур индивидуальности уходят корнями в недра темперамента (см. Kagan, 1994; Палей, 1972)
Русалов, 1988, 1990, 1995) и предпочтений в формировании поведенческих стратегий (Bee, 1978; 1998), а вершиной касаются высших уровней личностной иерархии, проявляясь в виде направленности — на себя, на предмет или iia других (Мясищев 1995; Neymark, 1976; Божович, 1968). Уместность этой обширной ремарки именно в разделе, посвященном изучению индивидуальных различий в языке, очевидна. Однако мы сможем проследить закономерности описанного деления и при анализе других проблем дифференциальной психологии.