Ценности и цели образования

Культура и образование выступают в качестве ведущих факторов общественного прогресса и развития цивилизации. Латинский термин «культура» означает взращивание, совершенствование чего-либо. Соответственно, применительно к человеку это взращивание, формирование, совершенствование его образа. Культура выступает предпосылкой и результатом образования человека.

Образование – это процесс передачи накопленных поколениями знаний и культурных ценностей. Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека. Содержание понятия «образования» на основе анализа человеческой культуры (И. Я. Лернер) можно понимать как совокупность:

- системы знаний (о природе, обществе, человеке, технике, космосе), раскрывающей картину мира;

- опыта осуществления известных для человека способов деятельности;

- опыта творческой деятельности по решению новых проблем, обеспечивающей развитие способности у человека к дальнейшему развитию культуры, науки и человеческого общества;

- опыта ценностного отношения к миру.

Образование является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции.

1. Образование – это один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. Именно в процессе образования человек осваивает культурные ценности. Мир сегодня объединяет усилия в сфере образования, стремясь воспитать гражданина мира и всей планеты. Интенсивно развивается мировое образовательное пространство.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Поэтому образование позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития.

3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. В результате осваиваются нормы морали и нравственного поведения человека в социальной группе и на производстве, в семье и общественных местах, а также правила общения, деловых и межличностных контактов.

5. Образование как функция развития региональных систем и национальных традиций. В региональных образовательных системах учитываются образовательные запросы разных социокультурных групп населения.

6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня. Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленные подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. Образовательные учреждения – это социальные институты, развивающаяся сеть которых в качестве системы дошкольного, школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования приобретает государственный статус системы образования в стране. Их социальная функция состоит в предоставлении образовательных услуг населению страны.

7. Образование в качестве активного ускорителя культурных перемен преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке. Духовное начало в человеке самопроявляется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование ускоряет этот процесс в ходе развития и становления человека как личности, субъекта, индивидуальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: