Лекция за 23.05.08

Учение о двойном предопределении: человек после грехопадения потерял свободу воли и творит зло не свободно, а по необходимости. Дар благодати подаётся или отнимается от человека помимо его воли, и т.о. получается, что одни люди предопределены Богом к вечной погибели, а другие к вечному спасению. Человеку не дано изменить своё назначение.

Кальвин, как и др. реформаторы, оставил только 2 таинства. Кальвин считал, что пресуществление происходит субъективно.

О крещении говорил – только свидетельство о вступлении в союз с Богом, но не присоединение к части спасаемых.

Пастор д. заниматься не только дух., но и гос. д-тью: совмещать с должностью гос. чиновника. Хотел дать им власть вплоть до смертной казни.

Кальвин был человеком оч. властным, жёстким, к демократии относился скептически («Женевский папа»).

Кальвинисты отвергли все свящ. изображения, кроме креста. Осн. место в богослужении – проповедь.

«Исповедание веры» было издано во Фр., там появились последователи – гугеноты (искаж. – товарищ по клятве нем.). Скоро охватил весь юг Фр. и превратился в серьёзную полит. силу. Со 2-й пол. 16 в. во Фр. начинается период рел. войн, кот-й заканчивается в 1594 г. утверждением Нантского мира после победы Генриха 4. По этому миру кальвинизм допускался на тер-и Фр., кроме Парижа; кальвинисты получили больше прав – гос. посты в чиновничьем аппарате и королевском дворе, разрешено посылать представителей в ген. штаб Фр., ряд крепостей в полунезав. владение, разрешено созывать свои ген. штабы внутри своей конфедерации (гос-во в гос-ве). Это потом отнял Ришелье в 17 в.

Верными кат. ц. остались юж. и юго-зап. Германия, половина Фр. (сев.), Ит., Исп. (осн. оплот), Речь Посполитая (в к. 16 в.), Порт. и все колонии Нового Света, принадлежавшие Исп. и Порт.

В Англии утвердился англ. вар. Реформации, кот-й был осуществлён сверху Генрихом 8. Повод – развод Генриха 8 со своей женой Екатериной и его женитьба на Анне Болейн, папа не санкционировал, потому что не хотел ссориться с имп. Свящ. Римской имп., племянницей кот-го была Екатерина. Генрих пошёл на разрыв с папой, опубликовав в 1534 г. акт о супримате, в котором утверждал главенство в церкви светской власти. В основе – учение раннего Лютера (напр. – сохранилось таинство исповеди).

Англиканская реформация имела половинчатый хар-р. Ц. была подчинена королю. Епископ Кентерберийский.

Старая иерархия осталась (кроме папы), чин кат. богослужения, свящ. изображения, облачения. Внешних изм-й не было.

В Англ. проникают лютеране – пуритане (пурос – чистый). При Елизавете (2-я пол. 16 в.) все сосуществовали мирно. Затем отн-я обострились. 1640 – Англ. революция, осн. движ. сила – пуритане.

Римский престол за небольшой период 30 – 40 лет лишилась влияния на многих тер-ях. Папы осознавали необх-ть перемен. Павел 3 (1534 – 1549) – знатный, наложницы, дети, продвигал родственников. Он усилил в курии партию сторонников обновления. Поворот к большей строгости в делах инквизиции. Произвёл буд. папу Павла 4 (кардинала Кара??), знаменитого своим вниманием к этому вопросу. В 1542 г. было объявлено о созыве церк. собора – в Триденте (Тридентский). Контрреформация: 1) рел-нравств. напр-е 2) Адм-церк. и дисциплинарное. Реформирование мон. орденов, в т.ч. новые – диардинцев (появился в 1527 г. – основан Петром Карафой). Из францисканского ордена в этом же г. выделился орден капуцинов, кот-й отличался большей строгостью. 1530 в Милане – орден борбонитов (попечительство над бедными и уход за больными – соц. работа, чем славились протестанты). Женские – орден св. Урсулы – воспитание девочек и девушек в хр. духе. Эти дух. ордена стали обновлёнными образцами кат. религиозности нового типа, наполненной соц. содержанием.

Гл. средство кат. контрреформации – орден иезуитов в Исп. Основатель – дворянин с увечьем Игнатий Лойола. Он ск. вс. был баском. 1540 – офиц. оформление, когда папа Павел 3 своей буллой утвердил его как общество Иисуса (иезуиты). Цель – препятствие продвижению реформации в Европе, обращение в хр. веру язычников и еретиков и объединение мира под властью папы. Непременное условие их – жёсткая военная дисциплина, сочетавшаяся с гибкостью. В уставе – положение: нижестоящий член д. уподобиться палке по отн-ю к высшему (полностью отсечь свою волю), но и содействовал самост-ти членов. Иезуиты проникли повсюду, действовали в согласии с напр-м ордена и развивали акт. д-ть. Принимали 3 мон. обета и 4 – сугубого послушания конкретно папе, выведены из ведомства епископов.

На приграничных рефомационным тер-ях – особый успех. Они восприняли и переработали на свой лад методы гуманист. культуры и реформац. идеи и методы (также основанные на новом гуманист. знании). Орден не замыкался внутри мон. ж.: объединили церк., светскую и мон. ж. Священник-иезуит, как реформац. пастор, требовал участие во всех сферах: преподавание и исповедание веры на языках народов (оч. необычно для КЦ и осн. козырь Реформации), литер. д-ть на языке народа, ставка на нар. театр – балаганы (ев. история, из житий св., тонко восхваляющих КЦ). В иезуитских колледжах, в большом кол-ве возникавших, театры и чувств. восприятию веры – много внимания. И воспитание молодёжи. Быстро превратился в обучающе-педагогический орден. Мн. совр. принципы и какие-то моменты в образоват. процессе – от них: напр., оценки. Открыли серию бесплатных школ. Др. напр-е – воспитание детей привил. сословий – выращивание элиты. Иезуиты стали серыми кардиналами во многих княж. домах – как духовники, советники, королевские духовники. Начали активно включаться в междун. отн-я, прослыли искусными папскими дипломатами. Пограничное напр-е между нар. и элит. образование – избирали из детей народа наиб. талантливых гл. обр. мальчиков и отправляли с спец. учёные коллегии в Риме. Это гарантировало ч-ку успешную карьеру: чиновники, высокие иерарх. ступени в КЦ и т.д.

Реорганизация папской инквизиции – вписывалась в общий контекст централизации папского упр-я. Инквизиция получала чёткую властную вертикаль и её орг-я становится макс. централизованной. В 1542 папа Павел 3 учредил в Риме центр. инквизиц. трибунал. Во главе – спец. назначенный кардинал – великий инквизитор. Основателем был – кардинал Карафа, сначала простой домениканский монах в Исп., потом прошёл весь путь до кардинала и соединил исп. инквизицию (достигшую успехов в выявлении и диспутов с еретиками) с гос. исп. инквизицией. Пытки, доносы – теперь всё объединилось в одну страшную и пугающую машину. Кардинал Караф хотел добиться, чтобы инквизиция стала центр. органом, но Павел 3 на это не пошёл. Центр. ф-и были распределены между 6 инквизиторами. Папская инквизиция – право судить каждого, смертные приговоры (помилование – только папа). Инквизицию поддерживали и др. церк. и гос. органы в кат. странах (на местах). В это время запылали костры, сожжение еретиков приняло торжественный зрелищный хар-р (в воспит. целях). В нек. странах – не костёр, в Англ. – (лютеране сжигали представителей др. рел-й) преступников на рел. почве вешали, а в Венеции – по традиции – топили в воде.

Ужесточена позиция в отн-и книг. В Европе со 2-й пол. 15 в. активно распространяется книгопечание. Печатный станок стал мощным инструментом в руках реформаторов и контрреформаторов (фильм – Мартин Лютер или Страсти по Лютеру), у реформаторов – раньше. Реформацию приняли, в первую оч., горожане и представители образованного сословия, не обязательно дворяне, это и верхушка 3 сосл. Крестьяне, не умевшие читать, верили проповедникам о рае на земле. Те, кто умел читать, выбирали реформацию Лютера. Католики обратились к станку в 30 – 40-е гг., что-то уже было упущено. Печатная продукция была оч. разнообразна – информац. война, психолог. прессинг. Хорошая книга англ. Саблера по поводу листовок. На кат. – уродливый Лютер, горящий в аду, его физ. недостатки, на протестантских – папа в виде волка в тиаре, вместо рук – когти.

Тридентский собор начался в 1545 г. Его первая сессия – 2 года – до 47 г. Задачи опр-ны в папской курии: ясное опр-е понятия кат. вера, реформы ц. и восстановление внутрирел. мира. Было подчёркнуто то, что разделяло и отвергнуто то, что давало возм-ть сближения с протестантами. Оконч-но сформ-но, что такое ересь, в чём погрешают протестанты, где проходят границы истинного учения, подтверждена кат. иерархия, традиция, церк. таинства. Особенно подчёркивалась спасит. роль Ц., кот-ю отвергали протестанты, и вообще характерен метод «от противного». Многое окончат-но догмат-но. Разрыв с протестантами стал окончательным, хотя мн. государи, в т.ч. Франциск 1 и имп. Свящ. Римской имп. хотели размыть границы, пытались надавить на папу, чтобы примириться.

В 1449 г. – собор распущен. Полит. причины – связаны с Карлом 5 (имп. Свящ. Римской имп.) и его попытками надавить на папу в ф-ях и полномочиях еп. Но в 1551 – опять новым папой Юлием 3 (1550 – 1555). Эта сессия практ-ки ничем не отличилась – до 1552.

Новый папа Павел 4 (кард. Караф в 79 лет) – жёсткий курс: усиление роли инквизиции (сам – один из инициаторов расширения ф-й этого органа); призвал кардиналов и высш. дух-во обратить внимание на свои обяз-ти, а не на светские развлечения. Папа Павел 4 оконч-но покончил с фаворитизмом, индекс запрещённых книг. Уладил отн-я с государями, престолу никто не угрожал.

Заверш. стадия – Пий 4 (1559 – 1565 гг.), он был вне партийной игры. Факт-ки на посл. сессии собора были приняты самые значит. осн. реформы и были подтв-ны те реш-я, кот-е принимались на предыд. сессиях: постан-е о постоянном проживании дух-ва по месту их назначения (раньше – только не в собств. епархиях, особ. любили в Риме), постан-е о создании семинарий в каждой епархии (оч. важно) – через 20 – 30 лет упрёки протестантов на необразованность кат. священнослужителей стали неактуальными; была отменена продажа индульгенций, были приняты новые декреты о почитании свв., окончат. сформ-но учение о чистилище, запрещено накапливание неск. церк. дожностей в одних руках.

Если суммировать рез-ты Тридентского собора: кат. догматы окончат-но отделены от протестантских (получили сегодн. выражение); собор закрепил и окончат-но утвердил иерархию, создание семинарий давало ей будущее; подтверждён примат папы и его решений над соборными постановлениями. К к. второй трети 16 в. и реформаторские силы и КЦ находились в одинаковом положении, КЦ осознала ошибки и выкорчевала или попыталась сорняки, кот-е привели к усилению популярности деятелей реформации.

Наш период заканчивается 1648 г. – 30-летняя война. Это самый сложный конфликт 17 столетия (и продолжит.). Изначально и потом – рел. конфликт, т.к. с самого начала католики воевали против протестантов. Но не искл-но рел. Нем. кат. лигу поддерживала Исп., а нем. протестантов поддерживала Фр., король кот-й был «христианнейший» в кат. мире, нем. протестантов пытался помогать и турецкий султан, кот-й в 16 в. являлся едва ли не самым заклятым врагом хр. мира. Соображения эк. и полит. выгоды – на первом плане. 30-летняя война – кризис всего, что связывало эту эпоху со Ср. веками: кризис чести (в т.ч. военной), кризис идеологии (когда не рел., а полит. и шкурное выходит на первый план), кризис рыцарства – это война с массовыми жертвами, кот-я изменила полит. карту Европы.

О конкр. обст-вах – в учебники.

4 периода: 1) чешский – сначала в Чехии 2) датский – в войну ввязывается датский король Кристиан 4 3) шведский – осн. военная мощь у них с Уставом (???) Адольфом – королём 4) фр. – вступает Фр. 30-летняя война закончилась победой протест. Блока (поддерживала Фр. – кардинал Ришелье гениально выстроил политику – почти не ведя военных действий, самые большие выгоды по Вестфальскому миру). Итоги войны: практ-ки был уничт-н авторитет имп. Свящ. Римской имп., князья в Германии получили едва ли не полную самост-ть (во внеш. политике – советоваться с имп., но это обходили) – княж. абсолютизм, тер. приращения Фр. – имп. города в Эльзасе и Лотарингии, выиграла Швеция – получила тер-и??бурга (?) и переднего Мирания (??), контроль над основными судовыми артериями Германии, шв. король вошёл в число нем. курфюрст – мог влиять на выборы имп.

Для нас-я: в Чехии в 1618 г. нас-е было 3 млн., к концу – 780 тыс., до – 34 тыс. деревнь, после 6 тыс., в Саксонии (Герм.) – погибло 934 тыс. (возм. 3 четвёртых), поредели города. Нас-е Германии сократилось на две трети. Крестьянам даже разрешали иметь двух жён, а в монастырь уходить только с 60-летнего возраста – на короткий период эти меры.

В Германии вместо 7 курфюрст стало 8 – получил баварский герцог Максимиан (кат.!).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: