Ответ
Дифференциация товаров, продуктов – ситуация, при которой покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как схожую, но все же не полностью взаимозаменяемую.
Именно дифференциация порождает рынок монополистической конкуренции, который сегодня наиболее распространен.
Дифференциация продукта может осуществляться в различных формах:
в зависимости от качества продукта,
от территориального размещения фирмы (маленький магазин, расположенный вблизи от покупателей, может успешно конкурировать с крупным, расположенным вдалеке от оживленного места),
в зависимости от методов стимулирования сбыта (реклама путем использования имени кинозвезды, которая потребляет товар, или путем убеждения в исключительности потребительских свойств товара). Отсюда вытекает развитость неценовой конкуренции: экономическое соперничество не сводится к одной лишь цене, но и сосредотачивается на таких факторах, как качество продукта, реклама и т.д. (яркий пример – рынок парфюмерных изделий: «Ультра-Ду», «Палмолив», «Камэй» раперебой расхваливают себя в многочисленных рекламных роликах). В конечном итоге выигрывают покупатели, каждый из которых удовлетворен полностью. Производители (продавцы) в условиях монополистической конкуренции (в условиях дифференциации товаров), когда нужно постоянно бороться за потребителя, являются небольшими по размеру фирмами, как в абсолютном, так и в относительном выражении (так легче постоянно изменять объемы, ассортимент), поэтому вступление в отрасль является относительно легким (не нужно огромных капитальных вложений).
|
|
Примерами отраслей, где господствует монополистическая конкуренция, являются розничная торговля, производство парфюмерии, бытовой техники и электроники, верхней одежды /5/. Как уже было сказано выше, дифференциация обеспечивает богатство и разнообразие моделей, что наилучшим образом удовлетворяет покупателей (а они имеют различные вкусы и предпочтения).
Кривая спроса на продукцию монополистической конкуренции более эластична, чем при чистой монополии (но до определенного предела), так как монополистический конкурент соседствует с другими производителями (продавцами) аналогичного товара/. Чем больше дифференциация товаров и ниже число конкурентов, тем меньше ситуация будет походить на чистую конкуренцию. И наоборот.
В условиях естественной монополии барьеров для проникновения в отрасль служит:
А) патентное право на изобретение;
Б) более низкие издержки крупного производства, обусловленные положительным эффектом масштаба производства;
В) контроль за редкими источниками сырья;