Рис. 57. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде
Ответ
В) он меньше, чем выпуск, при котором средние валовые издержки равны средней выручке.
Выберите правильный ответ
Ответ
Г) все ответы верны
Различают следующие виды монополии:
1. Естественная монополия. Отрасль является естественной монополией, когда производство любого объема продукции одной фирмой обходится дешевле, чем его производство двумя или более фирмами. Основная причина существования естественной монополии — это экономия от масштаба производства (центральное водоснабжение, газоснабжение, отопление и т. д.). К естественным монополиям такого типа в России относятся компания «Газпром», Единая энергетическая система России (РАО ЕЭС), железные дороги, почта и т. д. Если бы эти отрасли были конкурентными, то они несли бы убытки. Естественная монополия является той рыночной структурой, которая минимизирует издержки в отрасли и даже получает положительную экономическую прибыль. С естественными монополиями тесно связаны монополии, которые базируются на владении уникальными природными ресурсами (например, монополия, владеющая минеральной водой из источника «Боржоми»).
|
|
2.Закрытая монополия. Правительства большинства стран в целях ускорения научно-технического прогресса предоставляют изобретателям права на временные монополии путем выдачи патентов (так выросли всемирно известные
фирмы «Ксерокс», «Полароид», «Джилетт» и др.) и лицензий (например, на право торговли оружием или право на телевещание).
3.Открытая монополия. Ими часто являются фирмы, впервые вышедшие на рынок с новой продукцией, «товаром-пионером». Но с течением времени часто на рынке появляются конкуренты и монополия превращается в олигополию.
Некоторые фирмы могут одновременно относиться как к естественной монополии, так и к закрытой: например, фирма, обслуживающая систему телефонной связи, имеет как государственную лицензию, так и эффект экономии от масштаба производства. В то же время закрытая монополия со временем может стать открытой (когда истечет срок действия патента). Естественная монополия тоже может стать открытой, т.к. в корне может измениться технология производства и эффект экономии от масштаба может быть сведен на «нет».
Следовательно, ответ Г).
Важное свойство монополистической конкуренции состоит в том, что в длительном периоде равновесный объем выпуска фирмы место там, где:
А) цена превышает средние валовые издержки;
Б) он меньше, чем выпуск, при котором средние валовые издержки минимальны;
|
|
На рис.57 представлено равновесие фирмы, действующей в условиях монополистической конкуренции, в долгосрочном периоде /1/. Видно, что цена товара превосходит величину минимальных средних суммарных издержек ATC (точка А лежит выше точки В) и объем Q меньше, чем был бы выпуск при минимальных средних валовых издержках.
Следовательно, ответ Б).
4. Первоначально билеты в кино равнялись 400 руб., количество посетителей составляло 800 человек в неделю. Как изменилась посещаемость кинотеатра после сокращения цен до 300 руб, если известно, что эластичность спроса по цене равна –2,5? Как и на сколько изменился суммарный доход кинотеатра?
А) Количество посещений () кинотеатра после снижения цены на билет, изменение посещений ()
Формула эластичности спроса по цене:
где , - первоначальные цена и объем посещений соответственно;
,- изменение цены и объема посещений соответственно. Определяются:
где Q2 - число посещений кинотеатра после снижения цены на билет;
P2 - цена билета после ее снижения.
Подставляем в формулу эластичности исходные значения и получаем число посещений () после снижения цены на билет:
Как видно, при снижении цены билета на 100 рублей посещаемость выросла на 500 человек (1300 – 800).
В) Суммарный доход до () и после () изменения цены билета, изменение () суммарного дохода выручки
Видно, что суммарный доход вырос на 70000 руб.(390000 – 320000).