В условиях активного развития электронных технологий, начиная с середины прошлого века, некоторые экономисты высказывали предположение о постепенном исчезновении наличных денег и их замене электронными аналогами - платежными картами, электронными кошельками (установленными на компьютеры и мобильные телефоны). По их мнению, будущее якобы за более технологичными, дешевыми, удобными и безопасными средствами платежа по сравнению с наличными деньгами.
Однако даже в развитых странах, где электронные платежи существуют несколько десятилетий, потенциал наличных денег далеко не исчерпан. Так, например, доля наличных денег в структуре платежных инструментов, используемых населением при расчетах в сфере розничной торговли, исключительно велика: в США она составляет примерно 75%, в Европе - 76-86%, в Японии - 90%. В России этот показатель намного выше и достигает 97%, что объясняется более поздним появлением электронных средств платежа (середина 90-х гг. прошлого века). Российские граждане в настоящее время предпочитают использовать наличные деньги в качестве основного платежного средства.
По оценкам независимых экспертов, в 2011г. наличные деньги будут обслуживать более 2/3розничных платежей во всем мире.
Доминирующее положение наличных денег в структуре платежных инструментов связано также с психологическим аспектом: население привыкло рассчитываться наличными деньгами и не представляет себе существования без них. По данным канадских исследователей, если размер трансакции сделки менее 10 дол. США, то 90% плательщиков предпочитают оплату наличными деньгами, и только когда размер трансакции превышает 50 дол. США, находится достаточное количество (65%) желающих использовать платежные карты).
По данным европейских исследователей, в 2005г. при трансакции более 100 евро доля наличных средств, используемых при оплате, составляла 49%, в то время как в 2003г. - 46%. Удельный вес платежных карт остался неизменным и составил 36%.
В России количество наличных денег в обращении постоянно увеличивается. За пять лет (2003-2008 гг.) оно возросло почти в 5 раз и на начало 2007г. составило 3066,4 млрд. руб. (с учетом остатков в кассах банков). Подобная тенденция наблюдается и в большинстве стран мира (США, страны Евросоюза).
Рост количества наличных денег в обращении в России носит объективный характер и связан с высокими темпами экономического развития, с тенденцией увеличения номинальных денежных доходов населения, с ростом розничного товарооборота, а также с повышением потребительских цен на товары и услуги.
Увеличению спроса на наличные деньги со стороны населения способствует усиление процесса дедолларизации. По данным платежного баланса Российской Федерации, превышение продажи валюты населением и нефинансовыми предприятиями над ее покупкой в 2006г. по сравнению с 2000 г. увеличилось в 9,4 раза.
Фактором роста наличных платежей также является большое количество операций, совершаемых населением в многочисленных мелких розничных магазинах, где наличность является единственным инструментом расчетов. Кроме того, значительная часть товаров в настоящее время реализуется на вещевых, смешанных и продовольственных рынках. Так, в 2006г. доля продаж на вещевых, смешанных и продовольственных рынках составила около 20% общего объема оборота розничной торговли.
Склонность к покупкам на рынках объясняется относительно невысоким уровнем доходов населения. Так, в 2006 г. более половины российских граждан имели менее 8 тыс. руб. месячного среднедушевого дохода.
Росту наличных денег в обращении способствует также развитие сети банкоматов, которые в любое время обеспечивают клиентов необходимой наличностью, отсюда - система банкоматов постоянно нуждается в достаточном количестве наличных денег, чтобы она могла функционировать бесперебойно.
За 2006г. количество банкоматов в стране увеличилось на 56,9% и на 1 января 2007г. составило 68973 единицы. Развитию сети банкоматов способствовал, в свою очередь, широкомасштабный выпуск банковских карт в рамках так называемых «зарплатных» проектов.
В данном случае вид карты и банк определяется административным путем, т. е. конечный потребитель - держатель карты - не принимает участия в выборе продукта. Более того, не все держатели «зарплатных» карт знают, какой универсальный инструмент у них в руках и что они могут использовать его при оплате товаров и услуг. В то же время благодаря средствам массовой информации наши граждане хорошо осведомлены, как мошенники могут обнулить карточные счета.
Банк России проводит постоянную работу по расширению применения электронных средств платежа. В международной практике, помимо банковских карт, развиваются и другие средства безналичных платежей. В настоящее время все чаще используются «электронные кошельки», наиболее простые варианты которых имеются и в России (в том числе телефонные карты и карты для проезда в метро).
По данным Банка России, на начало 2008г. на территории Российской Федерации действовало 1189 кредитных организаций, из них 723 организации (более 60%) осуществляли эмиссию и/или эквайринг платежных карт. Всего на за I квартал 2008г. было выпущено 1071800 млн. банковских карт, из них более 90% - дебетовые. Отдельно следует выделить тот факт, что подавляющая часть всех платежных карт в России (около 90%) выпускается в рамках «зарплатных» проектов.
Несмотря на достаточно высокие темпы прироста количества банковских карт и объема операций, совершаемых с использованием платежных карт (в 2008 г. они составили 15,2 и 41,6 % соответственно).
Платежная система представляет собой ассоциацию банков и компаний, работающих по общим правилам использования карточек. Основу платежной системы составляет совокупность нормативных, договорных, финансовых и информационно-технических средств, а также решений участников, которые регламентируют свои взаимоотношения относительно порядка использования карточек. В платежной системе существуют несколько статусов членства: полное, частичное и т.д.
Все карточки, которые принадлежат к одной платежной системе имеют признаки, позволяющие идентифицировать их принадлежность к этой платежной системе.
К современным платежным системам относятся VISA International, MasterCard International, American Express, Diners Club International, JCB International, которые значительно отличаются как по числу банков-участников, так и по количеству эмитированных платежных карточек. VISA International на настоящий момент является самой крупной международной платежной системой, как по количеству карточек, так и по оборотам.
Международная платежная система построена по принципу ассоциации финансовых организаций из различных стран. Организационный принцип - бездоходная корпорация, зарегистрированная в США, в штате Делавар. Члены ассоциации одновременно являются ее совладельцами: более 19 тысяч членов - крупнейших мировых финансовых организаций. Управляющий орган - Совет Директоров, выбираемый из числа наиболее активных членов (в зависимости от объема операций и числа выпущенных карточек) и утверждающий президента.
Система “Золотая корона” в настоящее время является крупнейшей в России мультиэмитентной межрегиональной системой безналичных расчетов по банковским пластиковым карточкам.
«Золотая Корона» - национальная платежная система, предоставляющая весь спектр услуг в области наличных и безналичных платежей.
Система объединяет 220 банков в 75 регионах России, в странах ближнего и дальнего зарубежья, а также торгово-сервисные предприятия. Среди клиентов Системы - ведущие региональные банки ("УРСА Банк", "Челябинвестбанк", "Далькомбанк", "Уралсиб-Югбанк", филиал Инвестсбербанка "ОПСБ", "Татфондбанк", "Конверсбанк-Москва" и др.), ведущие российские торговые сети ("Детский мир", "Топ-Книга", "Незабудка" и многие другие).
В настоящее время "Золотая Корона" включает следующие основные сервисы:
· Банковские карты (дебетые, кредитные, оптовые, бензиновые, корпоративные карты);
· Карты водителя;
· Транспортные карты;
· Социальные карты;
· Денежные переводы;
· Прием платежей и гашение кредитов наличными и по картам (в кассах, банкоматах, киосках);
· Карты лояльности торговых предприятий (бонусные, подарочные, дисконтные, предоплаченные и другие);
· SMS+Интернет-банк.
На 01.07.2007 в платежной системе "Золотая Корона":
Эмитировано карт 4 944 230 штук, из которых 82,2% -микропроцессорные карты и 17,8% - магнитные;
- Оборот за 6 месяцев 2007 года составил 117,2 млрд. рублей. Прирост оборота по сравнению с аналогичным периодом 2006 года составил более 37%;
- 35% - доля безналичных операций в торгово-сервисной сети, лучший показатель среди всех платежных систем на российском рынке.
На основе технологий системы "Золотая Корона" предусмотрена реализация всех видов кредитов: овердрафт, потребительский (разовый) кредит, кредитная линия (в том числе возобновляемая). В настоящее время эмитировано более 1 млн. кредитных карт "Золотая Корона".
- Общее количество эмитированных карт в рамках всей продуктовой линейки составило 8 515 648 штук. Общий прирост эмиссии по сравнению с 2006 годом составил 71%;
- Совершено 245,9 млн. операций, что на 104% больше, чем в 2006 году;
- Общий оборот в Системе превысил 283 млрд. руб., а прирост данного показателя за отчетный период составил 40%;
- 35% операций по банковским картам «Золотая Корона» совершается держателями карт в торгово-сервисной сети для оплаты товаров и услуг;
- Количество финансовых операций, совершаемое с использованием мобильного телефона, составило 948 000 транзакций, что значительно превышает показатели 2006 года;
- С использованием транспортных карт для оплаты проезда за отчетный период совершено более 119 млн. поездок, прирост по данному показателю составил 170%;
- Жители 10 регионов России используют карты «Золотая Корона» для получения мер адресной социальной поддержки;
- Инфраструктура «Золотой Короны» насчитывает свыше 18 000 устройств (банкоматы, терминалы и пр.);
- 9000 пунктов 160 банков насчитывает инфраструктура сервиса «Золотая Корона-Денежные переводы»;
- 400 торговых сетей России развивают программы лояльности на основе технологий «Золотой Короны»;
- 7 городов России объединены единой коалиционной бонусной программой «Золотой Бонус»;
- «Связной-Клуб» - бонусная программа лояльности федеральной розничной сети «Связной» запущена в 2007 году на базе технологии «Золотая Корона» и охватывает все регионы России, в которых работают центры мобильной связи «Связной».
В течение 2007 года, помимо успешной деятельности, нацеленной на развитие каждого отдельного продукта, входящего в состав сервисной линейки Платежной Системы, велась активная работа по технологической, юридической и маркетинговой интеграции сервисов. Именно интеграция в широком понимании становится ключевой идеей, определяющей развитие системы «Золотая Корона» в 2008 году.
Стратегия «Золотой Короны» направлена на создание интегрированной технологии, обеспечивающей банку единую точку контакта с клиентом по всем необходимым финансовым продуктам и сервисам, ключом к которым является пластиковая карта - дебетовая, кредитная, «зарплатная». Банк получает удобный инструмент, позволяющий иметь интегрированную информацию по каждому клиенту, анализировать финансовое и общее потребительское поведение и делать адресные предложения, а также выстраивать эффективную коммуникацию с использованием каналов дистанционного обслуживания.
Приоритетной задачей для Системы остается развитие направления, связанного с транспортными и социальными картами. Сегодня отработана уникальная методика быстрого запуска транспортной системы в регионе, что позволяет ставить задачи значительной региональной экспансии.
Магистральным направлением развития становится также реализация комплексных финансовых программ банков и торговых сетей, благодаря которым банковские услуги станут по-настоящему розничными (массовыми).
Одним из важнейших условий коммерческого успеха является выбор клиентуры, ориентированный на привлечение самых широких слоев населения России. Клиентами “Золотой короны” являются, в первую очередь, россияне, в большинстве своем не обладающие высокими доходами.
Преимущества и недостатки платежных систем
Наименование системы | Преимущества | Недостатки | |
Золотая корона | 1. Безопасность системы; 2. Работа торговой сети в режиме off-line; 3. Рзвитая торгово-сервисная сеть в НСО; 4. 3 новосибирских банка-эмитента; 5.Единые условия обналичивания; 6. Возможность накопления. | 1. Необходимость записывать в банке содержимое счета на карточку 2. Ограниченное использование карточки в других регионах России 3. Невозможно использовать за границей высокая стоимость открытия картсчета 4. Обязательное резервирование | |
Union Card | 1. Развитая торговосервисная сеть в НСО 2. Получение информации о счете в режиме on-line через региональный процессинговый центр 3. Скидки при покупке товаров 4. Высокая доходность по остаткам на картсчете; отсутствие лимитов снятия | 1.Высокий неснижаемый остаток 2.Необходима дополнительная авторизация 3.Ограниченное использование за границей | |
STB - Card/Cirrus/Maestro VISA/Elektron | 1. Международная 2.Получение двух мультивалютных карточек на один счет 3. Низкая стоимость открытия рублевого картсчета 4. Наличие фото на карточке 5.Отсутствие неснижаемого остатка низкие тарифы за безналичные расчеты | 1.Слабо развитая торгово-сервисная сеть в Свердловской области 2.Лимит на получение средств через банкомат 3.Получение информации о счете в режиме on-line через московский процессинговый центр |
Как видно из проведенного сравнительного анализа, каждая система обладает определенными достоинствами и недостатками, поэтому клиенты могут выбирать платежные карточные системы по функциям, которые их устраивают.
Тема 3.2. Банковские системы: понятие, структура, типы. Современный рынок информационных банковских технологий и систем
Банковская система
Банковская система — совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Банковская система включает центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчётных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.